Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется с помощью следующих методов:
Установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
Информационное обеспечение торговой деятельности.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль торговой деятельности.
Антимонопольное регулирование торговой деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность или осуществляющие поставки товаров при организации торговой деятельности и при ее осуществлении признаются хозяй- ствугощими субъектами, обладающими равными правами и несущими равную ответственность за результаты своей деятельности перед контрагентами, потребителями и государством. Эти хозяйствующие субъекты обладают полной хозяйственной самостоятельностью. Они самостоятельно определяют:
вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ передачи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
специализация торговли (универсальная и (или) специализированная торговля);
тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);
основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:
- ассортимент продаваемых товаров;
- режим работы;
- приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;
- количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;
- способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;
цены на продаваемые товары;
форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;
иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.
Указанные порядок и условия осуществления торговой деятельности
применяются ко всем хозяйствующим субъектам и служат залогом развития конкурентных отношений в этой сфере. Но в отношении государственных и муниципальных предприятий и учреждений торговли условия их деятельности устанавливаются решением соответствующих государственных и муниципальных органов.
Одним из основных принципиальных условий осуществления торговой деятельности является свободное ценообразование при продаже товаров. Но в случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Законом предусмотрены некоторые особенности взаимоотношений хозяйствующих субъектов при поставке и исполнении договоров поставки продовольственных товаров.
Так, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. При этом размер вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. Включение в цену договора поставки продовольствешшх товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускается.
В случае если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность (товар передается под реализацию с отсрочкой платежа), срок оплаты таких товаров определяется по следующим правилам:
1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней (скоропортящиеся товары), подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее, чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Такие жестко закрепленные в законе сроки оплаты продовольственных товаров направлены на обеспечение своевременности расчетов за поставленные товары, защищают интересы поставщика продовольственных товаров и понуждают продавца заказывать то необходимое количество товаров, которое может быть реализовано в пределах срока годности товаров без нарушения прав потребителей на приобретение качественного продовольственного товара. При этом во всех случаях поставка продовольственных товаров должна сопровождаться передачей необходимых документов, в том числе подтверждающих соответствие таких товаров санитарным требованиям и гарантирующих их безопасность для потребителя.
В целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается и реализуется система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности.
Государственное информационное обеспечение как метод государственного регулирования торговой деятельности предусматривает обязательное размещение и не реже чем один раз в квартал обновление на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства экономического развития) в сети Интернет и на официальных сайтах уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующих сведений и информации:
информации о решениях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области торговой деятельности;
информации об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;
информации о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;
иной информации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры, которые включают в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров, и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом сведения в реестр включаются без взимания платы с хозяйствующих субъектов. Также бесплатно предоставляются заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в торговых реестрах. Такой порядок формирования реестров и предоставления сведений из реестров обусловлен тем, что торговые реестры являются государственным информационным ресурсом.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами. К таким органам относятся органы Прокуратуры Российской Федерации, правоохранительные органы, специальные уполномочешше федеральные органы исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития), органы по контролю за торговой деятельностью субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Кроме того, соблюдение аптимопополышх требований и проведение в жизнь политики антимонопольного регулирования торговой деятельности возложено на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.
|