Антимонопольное регулирование торговой деятельности осуществляется путем установления ограничительных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность посредством организации торговой сети. При этом под торговой сетью понимается совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух или более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. В свою очередь, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживанием покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Таким образом, торговая сеть представляет собой концентрацию торговых объектов (магазинов), реализующих товары по единым правилам. За счет такой концентрации владельцы торговой сети устанавливают свое влияние на общие условия обращения товаров на рынке и могут оказывать воздействие на ценовую и ассортиментную политику. Торговые сети принято считать одной из форм рыночной экономической концентрации.
В целях защиты интересов иных участников торговой деятельности, торговые объекты которых не входят в торговые сети, а также покупателей товаров Законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрены серьезные ограничения в отношении деятельности торговых сетей по продаже продовольственных товаров. Эти ограничения не распространяются на сети, занятые реализацией непродовольственных товаров.
Статьей 13 указанного закона хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольствешшх товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
1) создавать дискриминационные условия, в том числе:
- создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
- нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
2) навязывать контрагенту условия:
- о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольствешгых товаров с другими хозяйствующими субъектами, осу- ществлязощими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
- об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
- о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
- о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
- о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
- о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
- о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
- о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
- о возврате хозяйствующему субъекту, осуществлявшему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;
3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
Вышеприведенные правила распространяются на все торговые сети, осуществляющие реализацию продовольственных товаров, независимо от количества торговых объектов, входящих в сеть. Тем самым ограничивается возможность влияния согласованных действий торговых объектов на состояние обращения товаров на рынке и на деятельность иных хозяйствующих субъектов, занимающихся продажей товаров.
Статьей 14 указанного закона установлены ограничения в отношении приобретения илн аренды торговыми сетями дополнительной площади торговых объектов.
Хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и доля которого превышает 35 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района или городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Такое ограничение фактически означает введение «порога» доминирования торговой сети, доля которой на рынке реализации продовольственных товаров превышает 35 процентов. Таким хозяйствующим субъектам не запрещено увеличивать объем товарооборота в действующих торговых объектах, применять новые формы продажи товаров, расширять ассортимент. Ограничения касаются приобретения или аренды дополнительных торговых площадей для продажи продовольственных товаров. За счет такого жесткого правила предполагается создание условий для нормальной конкуренции самостоятельных хозяйствующих субъектов при продаже продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации или в границах муниципальных образований.
Установленное в ст. 14 закона ограничение в части приобретения или аренды новых торговых площадей не распространяется па деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации при продаже продовольственных товаров.
Сделки, связанные с приобретением или арендой новых торговых площадей, совершенные после вступления в силу специального закона о государственном регулировании торговой деятельности, признаются ничтожными. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе уполномоченными государственными органами (Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба).
|