Органы государственной власти разных уровней и органы местного самоуправления имеют возможность оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие торговли на соответствующей территории и деятельность хозяйствующих субъектов в этой сфере.
Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» содержит механизм для ограничения влияния региональных и местных властей на рынок розничной продажи и создает тем самым новые возможности для развития конкуренции.
Закон устанавливает серьезные ограничения на вмешательство региональных и местных властей в торговую деятельность хозяйствующих субъектов. Эти органы пе могут устанавливать свои локальные правила проверки и безопасности товаров, требовать сертификации товаров, на которые по федеральному законодательству она пе нужна.
Одним из барьеров, выстраиваемых регионами, является введение протекционистских мер в отношении местных товаропроизводителей. Однако такая поддержка не должна создавать барьеры на пути товаров нз других регионов и не должна ограничивать конкуренцию среди производителей и поставщиков товаров.
Статьей 15 закона установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации н к органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Этим органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Это означает, что правила осуществления торговой деятельности устанавливаются федеральными нормативными актами. Региональные и местные власти не могут их изменять под региональные условия. Они вправе принимать свои локальные акты только в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством. За счет такого порядка гарантируется соблюдение конституционных гарантий единого экономического пространства па территории Российской Федерации и свободного перемещения товаров между территориями.
В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается:
1) возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, обязанности на участие в повторной (дополнительной по отпошеншо к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, если такая обязанность передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в установленном порядке;
2) понуждение хозяйствующих субъектов в сфере торговой деятельности к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренными федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации);
3) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по цепам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
4) принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;
- введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территорий муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;
- понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;
- установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
- дискриминацию хозяйствующих субъектов в сфере торговой деятельности в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Вышеприведешгые требования к органам региональной и местной власти соответствуют ограничениям, предусмотренным Федеральным законом «О защите конкуренции» к таким органам. Нарушения требований Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», так же как и Закона «О защите конкуренции», должны пресекаться антимонопольными органами в порядке осуществления ими своих функций в части антимонопольного контроля за актами и действиями органов власти и органов местного самоуправления путем возбуждения и рассмотрения соответствующих дел или обращения с исками в суд или арбитражный суд. С иском в суд об отмене принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления неправомерных актов в области торговой деятельности могут обратиться любые заинтересованные лица, в том числе хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли.
Законом предусмотрены меры по защите интересов покупателей от самостоятельных действий торговых предприятий по установлению высоких цен па отдельные товары. В случае если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социаль- по значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен па данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления самостоятельно не могут вводить аналогичное государственное регулирование розничных цен на товары.
Перечень отдельных видов социально значимых про дово льет венных товаров первой необходимости н порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Соблюдение требований закона о государственном регулировании торговой деятельности будет способствовать созданию нормальных здоровых конкурентных отношений в этой сфере, защите интересов как хозяйствующих субъектов, так и граждан-потребнтелей.
|