Рациональная структура экономики предполагает сосуществование предприятий различных типов и размеров, в том числе крупных, средних и мелких. Каждый из этих видов предприятий занимает свою нишу на рынке. Но их совокупность и результативное функционирование являются залогом успешной работы всей экономической системы. При этом малые предприятия могут заниматься как выпуском товаров (услуг) конечного потребления, так и быть поставщиками определенных деталей, узлов, материалов для крупных и средних предприятий или оказывать последним определенные необходимые им услуги или выполнять работы по их заказам.
Значительная часть малых предприятий занимается производством и реализацией товаров и выступает иа рынке в качестве конкурентов по определенной номенклатуре товаров крупным и средним предприятиям. Другую группу малых предприятий составляют предприятия розничной и оптовой торговли. Третья группа - это предприятия, предоставляющие различные услуги (бытовые, туристские, посреднические, ремонтные и др.). Малый бизнес в настоящее время присутствует практически во всех сферах национальной экономики, а также активно занимается внешнеэкономической деятельностью. Наиболее активно малый бизнес действует на региональных и местных товарных рынках.
Основными экономическими чертами малого предпринимательства являются обособлешюсть, специализация на каком-либо виде деятельности и реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.
Различают четыре группы устойчивых черт (критериев) малого предпринимательства, обусловленных:
1) характером производственного процесса;
2) спецификой системы управления и руководства;
3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
4) особенностями внешних воздействий.
К первой группе относятся:
— ограниченность (незначительные размеры) применяемых средств производства и технологических процессов;
— небольшая номенклатура выпускаемых изделий, в том числе, в ряде случаев, узкая специализация;
— упрощенность системы сбыта.
Вторая группа включает:
— единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
— особое значение руководителя в жизни предприятия, его непосредственное воздействие практически на все функциональные области;
- компактность управленческого аппарата и многофункциональность менеджеров;
- отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
- упрощенную систему учета и отчетности;
- быстроту принятия решений.
Третья группа объединяет такие черты, как:
- особый характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин, как правило, является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
- гибкость, восприимчивость к нововведениям;
- небольшой объем используемых оборотных средств;
- низкая капитализация производства;
- высокая н быстрая оборачиваемость капитала;
- существенное влияние на кадровую политику, принятие решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
Четвертую группу образуют следующие характеристики:
- локальность ресурсных н сбытовых рынков;
- неформальность взаимоотношений с узким крутом поставщиков и потребителей;
- положение «ведомого» в системе кооперативных связей с крупными и средними предприятиями;
- чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, политической обстановке, изменениям законодательства, в том числе налогового и кредитного;
- ограниченность источников финансирования н хроническая нехватка капитала;
- большая степень зависимости от системы поддержки предпринимательства на федеральном, региональном н местном уровнях.
С учетом этих критериев н отличительных характеристик малое предпринимательство образует особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством, ориентированным зачастую на локальные или региональные рынки. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, материальных, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды. Однако именно за счет этого малые предприятия являются наиболее мобильными хозяйствующими единицами, не требующими громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником, как правило, нет посредников, что означает, что сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, менеджером, маркетологом, заниматься производством и сбытом) и при этом выполнять функции собственника Из этого следует, что малое предпринимательство — это особый вид предпринимательской деятельности. Роль небольших компаний, формирующих сферу малого предпри- пимателъства, является крайне важной в формировании конкурентных отношений на различных сегментах рынка.
Такие свойства малого предпринимательства, как гибкость и способность к быстрому обновлению, малая материалоемкость, простая система управления, позволяют ему составить конкуренцию средним и даже крупным предприятиям, стимулировать повышение эффективности их деятельности, ориентировать последних на выпуск более конкурентоспособной продукции, что в целом положительно скажется на состоянии национальной экономики. Конкурентное давление со стороны небольших компаний является одним из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров и препятствием для установления монопольно высоких цен со стороны доминирующих хозяйствующих субъектов или группы крупных предприятий на олигополистическом рынке. Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее конкурентоспособности.
Состояние кошсуреицнп на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Прн этом структура рынка, характеризуемая наличием и соотношением крупных, средних и мелких предприятий, во многом определяет степень конкурентоспособности фирм и товаров. В этом отношении малые производственные предприятия в определенных сегментах рынка могут быть вполне конкурентоспособными по сравнению со средними и крупными. Решая наряду с экономическими также социальные функции, малые предприятия способствуют созданию здорового экономического климата в стране. Такие предприятия решают проблемы безработицы, особенно в малых и средних городах, в сельских поселениях, способствуют пополнению местных бюджетов, выпускают продукцию (услуги) локального потребления, используют местные ресурсы, не имеющие стратегического назначения.
Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению, быстрой переориентацип па новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий н научных разработок, малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений в периоды спада экономической активности в стране и способен составлять эффективную конкуренцию крупным и средним предприятиям.
Конкретные меры по развитию конкуренции, в том числе за счет развития малого предпринимательства, изложены в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р. Эта программа принята в целях реализации отдельных положений Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Учитывая социальную и экономическую важность развития этой сферы, Правительство Российской Федерации специальным распоряжением от 2 июля 2016 года № 1083-р утвердило Стратегию развития малого п среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
|