Направления развития малого предпринимательства в рамках реализации государственной политики и поддержки этого сектора экономики изложены в федеральных законах, в федеральных, региональных и муниципальных программах развития конкуренции и поддержки малого бизнеса. Эти направления являются результатом реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития малого предпринимательства относятся:
формирование и осуществление государственной политики в области развития малого бизнеса;
определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки малого предпринимательства;
разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого предпринимательства;
определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого бизнеса и инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу на основе прогнозов социально-экономического развития государства;
создание координационных или совещательных органов в области развития малого бизнеса при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого бизнеса;
формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства;
финалеирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программам развития малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета;
пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;
организация официального статистического учета субъектов малого предпринимательства, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства;
ежегодная подготовка доклада о состоянии и развития малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию. Доклад должен содержать отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого бизнеса, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого предпринимательства в стране. Доклад публикуется в средствах массовой информации;
методическое обеспечение органов государствешюй власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого бизнеса в регионе и в муниципальных образованиях;
установление порядка ведения реестра субъектов малого предпринимательства - получателей поддержки, а также установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами;
формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и обеспечение ее деятельности.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого предпринимательства относятся:
участие в осуществлении государственной политики в области развития малого предпринимательства;
разработка и реализация региональных и межмуниципалыгых программ развития субъектов малого бизнеса с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого бизнеса;
финансирование научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по проблемам развития малого бизнеса за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
поддержка муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства;
анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого бизнеса в регионе;
формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности;
образование координационных или совещательных органов в области развития малого предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать отдельные полномочия по развитию малого предпр инимательства органам местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого предпринимательства относится создание условий для развития этого бизнеса, в том числе:
формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого бизнеса и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития этого бизнеса на территориях муниципальных образований;
формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы малого бизнеса;
образование координационных или совещательных органов в области развития малого бизнеса органами местного самоуправления.
В целях создания максимально благоприятных условий для ведения малого предпринимательства необходимы следующие меры:
реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления. Прежде всего, это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессу- альных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензий и замены лицензирования ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации и ее замены декларированием соответствия.
Согласно нормам Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки субъектов малого предпринимательства контролирующими и надзорными органами могут проводиться не более чем один раз в три года. При этом проверки, как правило, должны быть комплексными, в которых участвуют представители различных органов. О проведении таких проверок юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть заблаговременно уведомлены, а перечень проверяемых объектов и сроки проверки должны быть размещены в сети Интернет.
Внеплановые проверки могут проводиться в исключительных случаях в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства;
упрощение процедур государствегшой регистрации, ликвидации, банкротства, ведения налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса;
упрощение и удешевление процедуры присоединения малых предприятий к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса;
обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для малого предпринимательства, в том числе реализация права преимущественного выкупа арендуемых помещений;
обеспечение расширения доступа малых предприятий к государственному заказу, заказам субъектов естественных монополий и государственных корпораций;
максимальная информационная открытость для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о возможности получения государственной поддержки;
повышение доступности финансово-кредитных ресурсов за счет создания региональных гарантийных фондов, основной целью которых является предоставление услуг поручительства при привлечении предпринимателями банковских кредитов в условиях недостаточного залогового обеспечения;
упрощение доступа субъектов малого бизнеса ко всем видам природных, сырьевых, материальных ресурсов, широкое развитие лизинга;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг субъектам малого предпринимательства по принципу «одного окна»; принятие необходимых регламентов исполнения государственных и муниципальных функций и их размещение на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления.
Реализация этих и иных направлений поддержки малого предпринимательства будет способствовать оздоровлению национальной экономики, экономики регионов и муниципальных образований, решению важнейших экономических и социальных задач, развитию конкуренции на товарных рынках, насыщению товарных рынков, прежде всего региональных и местных, товарами и услугами надлежащего качества.
|