В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или Кадастровой комиссии.
Таким образом, законодатель предусматривает административный и судебный порядок оспаривания результатов оценки земли и определения кадастровой стоимости.
Порядок оспаривания кадастровой стоимости урегулирован также гл. 25 КАС РФ. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (к заявлению могут прилагаться любые документы, подтверждающие недостоверность сведений, которые учитываются при расчете кадастровой стоимости), и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (оспаривание по названному основанию требует приложения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости и положительного экспертного заключения в отношении отчета). При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в отчете должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена оспариваемая кадастровая стоимость.
Субъектами данных правоотношений выступают все заинтересованные стороны, физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в случае если их права и обязанности затронуты результатами кадастровой оценки.
Необходимо обратить особое внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", так как ряд его положений затрагивают вопросы налогообложения земельным налогом.
В частности, в этом Постановлении отмечается, что кадастровая стоимость, устанавливаемая в целях налогообложения и прочих предусмотренных федеральными законами целях, определяется посредством проведения государственной кадастровой оценки. Государственная кадастровая оценка производится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет).
Заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на определенную дату утверждения может быть подано, если не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. Основанием проведения государственной кадастровой оценки является решение исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Результаты, внесенные в названный кадастр, могут быть оспорены заявителем и административным истцом. При этом в рамках пересмотра кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости заявитель может потребовать установления рыночной стоимости такого объекта.
В силу того что законодательством о налогах и сборах предполагается установление имеющих экономическое основание налогов, судом может быть установлена рыночная стоимость иная, чем указанная в заявлении об оспаривании.
Пленум Верховного Суда РФ также отмечает, что установленная судом кадастровая стоимость используется в ходе исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором было подавно заявление относительно пересмотра кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу нормативного правового акта (в порядке, определенном ст. 5 НК РФ), которым утверждены результаты соответствующей кадастровой оценки, при условии внесения данных о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
1. Административный порядок разрешения споров
Административный порядок разрешения споров реализуется Кадастровой комиссией. Деятельность Кадастровой комиссии регламентирована Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости". Кадастровая комиссия является постоянно функционирующим органом при управлении Росреестра в каждом субъекте РФ.
Кадастровая комиссия вправе принять решение о пересмотре кадастровой стоимости или решение об отклонении поданного заявления. При этом удовлетворить требование по основанию установления рыночной стоимости она может только в том случае, если индивидуально-определенная рыночная стоимость отличается не более чем на 30% от кадастровой стоимости.
2. Судебный порядок рассмотрения споров
Согласно ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости относятся к делам, подсудным верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
В упомянутом Постановлении Пленум Верховного Суда РФ предлагает стандартный перечень требований для оспаривания результатов кадастровой стоимости:
1) об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
2) изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
3) оспаривании решения или действия (бездействия) Кадастровой комиссии.
Учитывая тот факт, что оспаривание кадастровой стоимости - отдельная категория дел, такие споры не могут быть рассмотрены совместно с иными требованиями, например о пересмотре налоговых обязательств, также с признанием нормативного правового акта недействующим.
Первое и второе требования рассматриваются по специальным правилам гл. 25 КАС РФ по первой инстанции в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа.
Третье требование слушается в рамках производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти и лиц, наделенных публичными полномочиями, по правилам гл. 22 КАС РФ. Такие дела подсудны районному суду.
Стоит отметить, что вне зависимости от требования бремя доказывания лежит на административном истце. По третьему требованию вид производства предполагает, что на орган или лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов при принятии оспариваемого решения. Это оправданно, поскольку установление индивидуальной рыночной стоимости объекта независимым оценщиком не свидетельствует о нарушении законного порядка установления кадастровой стоимости.
В рассматриваемой категории дел к участию в судебном процессе привлекаются:
1) государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости. Согласно Закону об оценочной деятельности таким органом является исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
2) государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Данные функции отнесены к полномочиям Росреестра (см. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"). Выполнение этих функций организует управление Росреестра по субъекту РФ на основании приказа Росреестра;
3) орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки в случае оспаривания по основанию недостоверности сведений об объекте оценки;
4) иные лица, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
В процессе применения норм ст. 20 КАС РФ высветились некоторые проблемы, осложняющие реализацию прав отдельных категорий граждан на земельные участки, на что уже обращают внимание многие исследователи и практики.
Например, возможность судебного оспаривания результатов кадастровой стоимости садовых, огородных или дачных земельных участков непосредственно по месту их нахождения или по месту жительства заинтересованных лиц фактически отсутствует.
Данное обстоятельство значительно затрудняет заинтересованным лицам (преимущественно пенсионерам - садоводам и огородникам) возможность установить кадастровую стоимость своих земельных участков в объективном и достоверном размере, поскольку сопутствующими и очень важными аспектами в данном случае являются финансовые издержки, связанные с участием в судебных заседаниях верховного суда республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа.
Таким образом, существующее правовое регулирование в части судебного оспаривания результатов государственной кадастровой оценки возлагает на правообладателей земельных участков серьезные финансовые и трудовые затраты, несовместимые с возможными доходами от данного вида сельскохозяйственной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Бутовецкий А. Земельный налог для садоводов (о соблюдении принципов налогообложения) // Хозяйство и право. 2016. N 6. С. 38 - 56.
|