Налогоплательщики (ст. 333.8 НК РФ)
Общество неправомерно не уплачивало водный налог, ссылаясь на прекращение обязанности по начислению и уплате водного налога в бюджет в связи с истечением срока действия лицензии на водопользование.
Общество продолжало осуществлять забор воды из поверхностного водного объекта, не имея при этом ни заключенного договора на водопользование, ни решения о предоставлении водных объектов в пользование. Суд установил, что принцип платности водопользования применительно к спорным отношениям, возникшим до введения в действие Водного кодекса РФ, реализуется путем взимания водного налога.
См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.09.2015 N Ф07-6429/2015.
По мнению заявителя жалобы, наличие лицензии на пользование недрами не позволяет отнести учреждение к лицу, осуществляющему специальное или особое водопользование, не дает оснований для признания больницы плательщиком водного налога.
Суд указал, что после 1 января 2007 г. (вступление в силу Водного кодекса РФ) водопользователи, осуществляющие пользование подземными водными объектами на основании лицензий на водопользование, сохраняют статус лиц, осуществляющих специальное водопользование, и, соответственно, являются налогоплательщиками водного налога.
См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2015 N Ф09-2464/15.
Аналогичная позиция выражена в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 N 07АП-1078/2015.
Объекты налогообложения (ст. 333.9 НК РФ)
Исходя из характеристик и места расположения скважин подземные воды, добываемые обществом, являются единственным источником централизованного хозяйственно-бытового водоснабжения населения и предприятий. Поскольку общество производит забор воды от источника централизованного водоснабжения и использует водоснабжение для хозяйственно-бытового и производственного назначения, у общества имеется обязанность по уплате водного налога и представления соответствующих деклараций.
См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.01.2016 N Ф08-9947/2015.
Налоговая база (ст. 333.10 НК РФ)
Суд счел незаконным решение налогового органа о доначислении водного налога обществу в связи с неправомерным применением налоговым органом методики определения объема потребления воды по нормативам без обоснования невозможности определения такого объема исходя из времени работы и производительности технических средств, что является более точным расчетом налоговой базы.
См.: Постановление ФАС Центрального округа от 21.02.2014 N А35-1069/2013.
Суд пришел к выводу, что использование налоговым органом при расчете водного налога сведений из журналов ремонта и обслуживания скважин не только не предусмотрено законом, но и не позволяет определить точный объем воды за налоговый период, так как указанные журналы не предназначены для определения производительности насосов.
См.: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.10.2015 N Ф10-3039/2015.
Обществом учет забранной воды осуществлялся исходя из числа часов работы насосов, объем забранной воды определялся на основании показаний водоизмерительных приборов. Однако налоговая база в расчете инспекции определена исходя из паспортной производительности насоса и времени работы скважины, т.е. с применением приближенного косвенного расчета.
Суд пришел к выводам, что косвенный метод расчета не может быть признан достоверно отражающим реальный объем забранной воды, и налоговый орган не доказал недостоверность расчета налога налогоплательщиком с применением при его осуществлении данных актов замера производительности насосов.
См.: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.08.2015 N Ф02-3982/2015.
Налоговые ставки (ст. 333.12 НК РФ)
Учреждения санаторно-курортной сферы (гостиницы, санатории, пансионаты, базы и дома отдыха, туристические лагеря) не предназначены для постоянного проживания граждан, а значит, не подпадают под понятие жилого помещения, определенного в ч. 1 ст. 16 ЖК РФ, и не относятся к жилищному фонду. Больница (стационар учреждения) также является местом пребывания, а не местом жительства гражданина. В связи с этим деятельность данных учреждений не подпадает под понятие "водоснабжение населения" и, соответственно, под льготную ставку налогообложения.
См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2016 N Ф08-2289/2016.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 N А13-5735/2012.
В противовес данной позиции выступает Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 N А69-3758/2014, в котором суд указал, что на период отбывания наказания исправительная колония является для осужденных местом их пребывания, в связи с чем потребителями коммунальных услуг, в том числе водоснабжения, исправительной колонии являются осужденные - физические лица. В связи с этим учреждение правомерно применило льготную ставку налогообложения как для населения.
Квалификация инспекцией деятельности общества по водоотбору без лицензии как осуществляемая с превышением установленных лимитов отбора воды признана необоснованной, поскольку действующим законодательством не предусмотрено увеличение размера ставок водного налога, установленных п. 1 ст. 333.12 НК РФ, для организаций, использующих водные объекты без лицензии.
См.: Постановление ФАС Московского округа от 06.05.2014 N Ф05-3733/14.
|