Утилизационный сбор установлен Законом об отходах производства.
На подзаконном уровне порядок взимания сбора регулируется Постановлением Правительства РФ об утилизационном сборе, а также Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Утилизационный сбор и экологический сбор имеют схожую правовую природу, цели и задачи. Оба сбора уплачиваются лицами, которые являются потенциальными загрязнителями окружающей природной среды.
Утилизационный сбор уплачивается за каждое транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, произведенные или изготовленные в Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, а также лица, которые приобретают транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор, или у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.
Утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Утилизационный сбор следует признать особым видом обязательного платежа, введенного в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности. Его нельзя отнести ни к таможенной пошлине, ни к налогу, поэтому есть некоторые нюансы, связанные с администрированием этого сбора. Его взимание осуществляют таможенные и налоговые органы.
В настоящее время функционирует сложная и запутанная для плательщиков схема взимания и уплаты утилизационного сбора. Таможенные и налоговые органы не смогут применять меры принудительного взыскания в случае его неуплаты, такой механизм не предусмотрен действующим законодательством. Однако у администраторов утилизационного сбора есть иные меры воздействия: они прописаны в Постановлении Правительства РФ об утилизационном сборе.
Согласно Постановлению Правительства РФ об утилизационном сборе:
- сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним;
- уплата сбора осуществляется плательщиком в валюте РФ по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства;
- уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) сбора, но сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей;
- на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, проставляется отметка об уплате сбора или об основании его неуплаты.
Таким образом, побудительным мотивом своевременной уплаты утилизационного сбора является получение паспорта транспортного средства, наличие которого является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Невыдача паспорта транспортного средства и будет мерой государственного принуждения к уплате утилизационного сбора.
Базовая ставка утилизационного сбора равна 20 или 150 тыс. руб. - в зависимости от категории транспортного средства.
Размер сбора рассчитывается по формуле:
базовая ставка x k,
где k - коэффициент расчета суммы утилизационного сбора (установлен Постановлением Правительства РФ об утилизационном сборе).
В отношении некоторых категорий транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза, сбор рассчитывается с применением коэффициента 0,25.
На данный момент действует следующий порядок уплаты утилизационного сбора. В таможенные и налоговые органы представляются: расчет суммы сбора, копии платежных документов об уплате сбора, паспорт транспортного средства, документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора, и другие документы, установленные Постановлением Правительства РФ об утилизационном сборе.
После проверки на бланке паспорта транспортного средства проставляется отметка об уплате сбора или об основании его неуплаты. Плательщику выдается приходный ордер для заполнения в порядке, определенном ФТС России (при взимании сбора таможенными органами).
Особый порядок предусмотрен для организаций, которые являются крупнейшими производителями транспортных средств и включены в реестр Минпромторга России:
- производителем проставляется отметка об уплате сбора самостоятельно в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта транспортного средства;
- в налоговый орган направляется расчет сбора по телекоммуникационным каналам связи и сопутствующие документы;
- в течение рабочего дня налоговый орган направляет по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в его приеме, информацию о наличии ошибок (ошибки устраняются и расчет направляется повторно);
- в установленные сроки производитель осуществляет оплату сбора;
- в случае неуплаты, неполной уплаты сбора, нарушения сроков уплаты налоговый орган осуществляет взыскание суммы сбора в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ об утилизационном сборе только после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов и (или) паспортах, оформляемых на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых взимается утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику или его уполномоченному представителю.
В случае если крупнейший производитель не осуществил уплату утилизационного сбора или осуществил уплату утилизационного сбора не в полном объеме в установленные сроки (согласно Постановлению Правительства РФ об утилизационном сборе крупнейший производитель в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора, осуществляет уплату утилизационного сбора), налоговым органом осуществляется взыскание утилизационного сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 8, 10, 11 НК РФ для взыскания налогов и сборов.
Такой порядок, на наш взгляд, недопустим. Как мы уже отмечали, утилизационный сбор не является налогом и не отвечает понятию и признакам сбора, закрепленным в ст. 8 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Таким образом, к признакам "налогового" сбора можно отнести следующие условия:
1) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
2) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Второй признак позволяет говорить о "налоговом" сборе как об индивидуально-возмездном платеже. Не изменяет этой оценки и дополнение к определению сбора, введенное после установления торгового сбора, в соответствии с которым уплата сбора может быть обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Налоговый орган не может осуществлять взыскание утилизационного сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 8, 10, 11 НК РФ для взыскания налогов и сборов, потому что утилизационный сбор не является налогом и "налоговым" сбором. Налоговые органы не имеют права обеспечивать исполнение по уплате утилизационного сбора ни одним из способов, прописанных в ст. 72 НК РФ, - залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утверждены:
- Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора;
- Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;
- изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ.
Правила устанавливают порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним (далее - прицеп), которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Законом об отходах производства требуется уплата утилизационного сбора.
Таким образом, этими Правилами регламентируются все процедурные вопросы, а также:
1) порядок взимания утилизационного сбора ФТС России в части его исчисления и уплаты;
2) порядок взимания утилизационного сбора ФНС России в части его исчисления и уплаты;
3) особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора плательщиками, осуществляющими производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, признанными организациями - крупнейшими производителями самоходных машин и (или) прицепов;
4) порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.
В завершение отметим, что утилизационный сбор выполняет функции компенсационного платежа, будучи публичным обязательным платежом, предусмотренным Законом об отходах производства (в Законе определены плательщики, платежная база, порядок исчисления и сроки внесения платы), установленным и введенным Постановлением Правительства РФ об утилизационном сборе в целях обеспечения экологической безопасности (им установлены остальные элементы сбора, конкретизированы существенные элементы и т.д.).
|