Экологический сбор установлен Законом об отходах производства.
На подзаконном уровне порядок взимания сбора регламентируется Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора".
Экологический сбор законодатель определил как неналоговый доход федерального бюджета, не обозначив его статуса как сбора в системе обязательных публичных платежей. Однако формально это разновидность платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая включается в систему экологических платежей, выполняющих стимулирующую функцию по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе определенных товаров в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р. В него включены товары, которые составляют основную часть твердых коммунальных отходов: бумага и картон, полимеры, стекло, текстиль и швейные изделия, кожа и резина, черные металлы, цветные металлы, элементы питания.
Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством РФ.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах:
Размер сбора = Ставка x Масса товара x Норматив утилизации.
Иной порядок расчета экологического сбора и его уплаты установлен для производителей и импортеров, взявших на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в случае недостижения ими нормативов утилизации. Размер такого экологического сбора рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
Согласно Постановлению Правительства РФ "О порядке взимания экологического сбора" начиная с 2017 года уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, а отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.
Названным Постановлением утверждены также Правила взимания экологического сбора, которые предусматривают следующее.
Правила устанавливают порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора.
Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Росприроднадзор.
Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте РФ на счет территориального органа Росприроднадзора в Федеральном казначействе.
В сроки, установленные Постановлением Правительства РФ "О порядке взимания экологического сбора" для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы:
- копии платежных документов об уплате экологического сбора;
- документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.
Росприроднадзор на своих официальных сайтах в телекоммуникационных сетях обеспечивает доступ к электронным сервисам для представления расчета суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, которые должны быть доступны для плательщиков на безвозмездной основе.
Расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
Формат, структура, порядок подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационные сети, используемые для передачи расчета экологического сбора в электронной форме, определяются Росприроднадзором.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора по месту государственной регистрации плательщика на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).
При представлении расчета суммы экологического сбора в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.
Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления по телекоммуникационным сетям в адрес территориального органа Росприроднадзора по месту государственной регистрации плательщика.
Датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Уплата экологического сбора может осуществляться плательщиком с зачетом суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора. Сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика по экологическому сбору либо возврату плательщику.
Экологический сбор является целевым сбором. Росприроднадзор осуществляет принудительное взыскание в случае неуплаты экологического сбора.
Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий ее субъектам:
- на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
- покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
- покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Условием предоставления субсидии субъекту РФ на вышеназванные цели является наличие утвержденной региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами.
Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями, импортерами таких товаров, путем уплаты экологического сбора, а также:
- для строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;
- разработки и внедрения промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;
- софинансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров.
Применительно ко всем разновидностям платы за негативное воздействие на окружающую среду заметим, что основной функцией платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в будущем и экологического налога должна являться функция стимулирования природоохранной деятельности. Стимулирующая функция должна быть направлена на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду, на отказ от чрезмерного использования природных ресурсов. На наш взгляд, к современным тенденциям, которые формируются в том числе в России, можно отнести экологизацию законодательства не только путем введения платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологического налога), но и переориентации всего налогового законодательства в сторону защиты окружающей природной среды <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Евдокимов П.В. Проблемы и перспективы введения экологического налога в Российской Федерации // Налоги. 2007. N 6; Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М., 2000; Ялбулганов А.А., Евдокимов П.В. Правовая природа платы за негативное воздействие на окружающую среду // Транспортное право. 2008. N 1; Ялбулганов А.А. К вопросу об экологических функциях фискальных и налоговых платежей // Финансовое право. 2013. N 10.
Экономическое регулирование охраны окружающей среды в действующем законодательстве не должно ограничиваться платой за негативное воздействие на окружающую среду или экологическим налогом, административными штрафами за нарушение требований природоохранного законодательства и возмещением вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений требований природоохранного законодательства. Также необходимо широко применять дифференцированно и иные правовые инструменты в рамках грамотной налоговой политики, включая сформированные для природопользователей экологические цели и программы, направленные на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты.
|