Воскресенье, 24.11.2024, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Перспективы развития лесного законодательства и охрана лесов

Российское лесное законодательство переживает в настоящее время период динамичного развития. Совершенствование нормативно-правового регулирования лесных отношений происходит в отношении как лесоохраны, так и лесопользования. В Лесном кодексе РФ охране и защите лесов посвящено значительное количество норм. Основные из них сосредоточены в гл. 3 и 3.1 (ст. 51 - 60.11 ЛК РФ). Все леса на территории Российской Федерации подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ст. 60.1 ЛК РФ под вредными организмами понимаются жизнеспособные растения любых видов, сортов или биологических типов, животные либо болезнетворные организмы любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам.

Защита лесов от вредных организмов предполагает планирование и проведение профилактических мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, а также осуществление санитарно-оздоровительных, истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса, мероприятий по защите лесной продукции, в том числе заготовленной древесины и лесоматериалов, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, мониторинга. Кроме этого, защита лесов предполагает осуществление надзора за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций, инспектирования санитарного состояния лесов, а также контроля за исполнением нормативных требований лесозащиты при лесопользовании.

Существует ряд не разрешенных до сих пор проблем правового регулирования отношений в области использования и охраны лесов.

Прежде всего требуется более четко разграничить полномочия в этой сфере между Российской Федерацией и регионами и, по возможности, уйти от многочисленных отсылочных норм в Лесном кодексе РФ, наполняя нормативное регулирование конкретным содержанием.

Четкость нормативно-правового регулирования лесных отношений повышает степень защищенности прав инвесторов, работающих в лесном хозяйстве, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению эффективности функционирования лесного сектора экономики, возрастанию доли продукции глубокой переработки древесины и увеличению доходов федерального и региональных бюджетов.

Очевидно, что правовое регулирование каждого вида лесопользования отличается своей спецификой. Однако это видовое своеобразие не должно нарушать основополагающие принципы правового регулирования лесных отношений - обеспечение равного и свободного доступа к лесным ресурсам в соответствии с условиями, установленными лесным законодательством, а также экологизацию лесопользования и защиту лесов.

Российская Федерация в ближайшие годы может также столкнуться с проблемой резкого сокращения лесных площадей, если не модернизирует лесное хозяйство, применив более совершенные способы управления лесами и обеспечив их рациональное и неистощительное использование. В первое десятилетие XXI века несовершенство правового регулирования лесопользования стало одной из причин увеличения объема незаконных вырубок леса. Кроме этого, отсутствовали стимулы для развития промышленности с целью глубокой переработки древесины, что приводило к высокой доле экспорта необработанных лесоматериалов.

Российская Федерация является лесной державой, богатой лесными ресурсами. Следует заметить, что начало развитию российского лесного законодательства было положено еще в Русской Правде Ярослава Мудрого. В дальнейшем законодательство развивалось в природоохранном направлении. В нашей стране накоплен большой опыт по рациональному использованию лесов, их охране и защите. Однако именно в последние годы, несмотря на интенсивное развитие лесного законодательства, особенно актуализировалась проблема защиты лесов от пожаров, незаконной вырубки.

Представляется, что главный вывод, который можно сделать с учетом анализа лесного законодательства России, - это сказать о необходимости прекращения необоснованных вырубок девственных лесов, а также лесов ценных пород.

Это важно для предотвращения обезлесения страны. На данном этапе требуется активизация деятельности по пресечению нелегальных рубок и иных нарушений лесного законодательства.

Другая немаловажная проблема - это защита лесов от вредных организмов.

Так, в 2008 году на территорию российского Дальнего Востока был завезен опаснейший вредитель - китайский шелкопряд. Насекомые быстро распространились в лесах Приморья, Якутии, Сибири и Поволжья. Эти насекомые опасны не только для ценных пород деревьев, но и для здоровья человека. По словам специалистов, шелкопряд выделяет аллергены, которые могут вызвать поражения глаз, кожи и дыхательных путей. Кроме этого, в Россию из Китая попали и быстро распространились на значительной территории личинки черного соснового усача, приносящего большой ущерб хвойным породам деревьев.

Сохранение и восстановление лесов должно стать фундаментом лесной политики. Основными мероприятиями при реализации грамотной лесной политики должны стать восстановление лесов, уничтоженных или истощенных в результате экстенсивной хозяйственной деятельности, создание новых лесов, интенсификация лесного хозяйства при соблюдении принципа рационального и непрерывного лесопользования, предотвращение или минимизация негативных последствий ураганов, засух, пожаров, вспышек массового размножения насекомых.

Лес как компонент окружающей среды, взаимодействуя с другими ее элементами, претерпевает изменения, имеющие как позитивный, так и негативный характер. В связи с этим необходимым условием обеспечения сохранения и воспроизводства лесных ресурсов является надлежащее качество управления лесами.

В Лесном кодексе РФ устанавливаются организационные, институциональные основы лесоустройства, предоставления физическим и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, специальные нормы об управлении в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Сложность управленческих отношений обусловлена их разнообразием, широким кругом объектов, сложным составом обстоятельств, лежащих в основе их возникновения. Учитывая значение лесов для обеспечения безопасности экологических систем, развитие эффективного механизма управления лесами имеет приоритетное значение.

Необходимо создание эффективной системы управления лесами на уровне лучших мировых стандартов для сохранения российских лесов как стратегического возобновляемого природного ресурса, гарантированного обеспечения экологической и экономической безопасности России. С этой целью важны:

- четкое выстраивание вертикали государственного лесного контроля и надзора;

- гармонизация российского законодательства с международным правом;

- осуществление охраны, защиты и воспроизводства лесов специализированными организациями, укомплектованными профессиональными кадрами;

- активное вовлечение общественных организаций и движений в процесс управления лесами.

В Лесном кодексе РФ предусматривается применение как разрешительного, так и договорного порядка предоставления различных лесных ресурсов. Допускается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам; в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование - организациям. Лесные насаждения могут передаваться по договору купли-продажи. Нормы Лесного кодекса РФ - определяющего акта лесного законодательства - направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов. На современном этапе развития российского законодательства данный подход востребован и необходим для обеспечения устойчивого экономического развития, реализации прав и законных интересов граждан и экологической безопасности общества.

Необходимо применять также экономико-правовые механизмы обеспечения охраны лесов и их рационального использования. Основными мероприятиями в этом направлении должны стать следующие.

Рациональное использование лесных ресурсов, которое можно обеспечить путем существенного увеличения доли выборочных рубок взамен сплошных. Стимулирование возможно с помощью предоставления льгот по платежам за пользование лесами.

Организация эффективного лесного и административно-финансового контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных федеральным и региональным лесным законодательством по защите и борьбе с вредителями-насекомыми, предотвращению лесных пожаров.

Федеральные целевые программы по охране, рациональному использованию, воспроизводству и защите лесов.

В России уже реализуются природоохранные мероприятия, например Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 N 847.

Платность использования лесов и механизмы реализации принципа платности лесопользования, которые должны также способствовать рациональному и бережному использованию лесов, а не преследовать только экономические цели в виде получения прибыли.

Приоритетами государственной политики должно быть сохранение и приумножение социальной значимости российских лесов, формирование благоприятной среды жизни людей и обеспечение качества жизни. Реализация социальных приоритетов возможна путем:

- предоставления свободного доступа граждан в леса;

- обеспечения благоприятной среды обитания для городских жителей;

- сохранения и создания зеленого пояса городов;

- упрощения доступа населения к древесине и недревесным продуктам леса.

Следует также развивать государственную поддержку лесного фермерства, производства экологически чистых продуктов леса, создание комфортных условий пребывания граждан в лесу для отдыха и досуга, воспитание ответственного и бережного отношения людей к лесу.

§ 4. Арендная плата

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в ст. 71 ЛК РФ. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одного или нескольких видов лесопользования, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

- ведение сельского хозяйства;

- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

- осуществление рекреационной деятельности;

- создание лесных плантаций и их эксплуатация;

- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

- выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

- переработка древесины и иных лесных ресурсов;

- осуществление религиозной деятельности;

- иные виды пользования.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 10 до 49 лет, за некоторыми исключениями, предусмотренными Лесным кодексом РФ.

Например, договор аренды заключается на срок:

- от 20 до 49 лет в случаях, предусмотренных ст. 36 ЛК РФ (использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства);

- до 49 лет в случаях, предусмотренных ст. 43 (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых), ст. 45 (использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов), п. 3 ч. 3 ст. 74 ЛК РФ (заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43 - 46 ЛК РФ);

- от одного года до 49 лет в случаях, предусмотренных ст. 44 (использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов), ст. 46 ЛК РФ (использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов).

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого Лесным кодексом РФ для следующих случаев.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Например, для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, указанные ставки установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с Лесным кодексом РФ, определяется Постановлением Правительства РФ от 01.02.2016 N 53 "Об утверждении Методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации".

Данная Методика устанавливает порядок определения размера арендной платы при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с арендатором, который надлежащим образом исполнил договор аренды такого лесного участка, предоставленного в аренду на торгах на срок более 10 лет, и по истечении срока действия исполненного договора аренды имеет право на заключение нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов. Расчет арендной платы по договору аренды в соответствии с этой Методикой осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 ЛК РФ.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.

Так, например, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами РФ.

Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (20.12.2017)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%