Воскресенье, 24.11.2024, 21:20
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Первоочередные решения в области обращения СКВ на территории Российской Федерации

Исходя из анализа причин возникновения экономических, политических и финансовых кризисов можно ответственно утверждать, что львиная доля проблем отечественной экономики лежит в плоскости долларизации и офшоризации экономики.

Предложенные решения будут способствовать повышению устойчивости всей российской экономики, сокращению спроса на СКВ как на источник денег в качестве средства обращения (что является в настоящий момент парадоксальным и нелогичным инструментом финансирования текущих потребностей экономических субъектов). В то же время существенно возрастет роль национальной валюты. ЦБ России сможет более полно использовать весь спектр инструментов денежно‑кредитной политики. Возможно, через несколько лет будут созданы условия, в которых отечественные предприятия не потеряют свою «финансовую и экономическую» устойчивость в момент вынужденной девальвации национальной валюты.

1. Изменить существующий механизм привлечения внешних инвестиций (в основном кредитования российских предприятий) в российскую экономику. Основная угроза: валютные риски по кредиту со всеми отрицательными последствиями полностью перенесены на заемщика. Что это значит? Главным образом – невозможность проведения ЦБ самостоятельной (независимой от внешних кредиторов) денежно‑кредитной политики. Подробно механизм, позволяющий устранить вышеуказанную проблему, изложен в расширенном варианте документа «Основные тезисы развития России».

2. Существенно ограничить все внешние инвестиции в российскую экономику за исключением «прямых инвестиций»:

– полностью запретить («экономическими методами») инвестиции, выраженные в СКВ, за исключением прямых инвестиций в отрасли, где внешний инвестор является ключевым фактором развития отрасли (холдинга, предприятия);

– существенно ограничить «портфельные» и «прочие» инвестиции в национальной валюте до того момента, пока счет текущих операций имеет положительное сальдо.

3. Запретить кредитование домохозяйств (физических лиц) в СКВ. Все ранее взятые в СКВ кредиты (на 01.01.2015 – 8,5 млрд долл.) перевести в национальную валюту. Целесообразно поступить следующим образом. С определенного дня ввести запрет (в форме федерального закона) на кредитование в СКВ физических лиц. Предложить валютным заемщикам добровольно перейти на национальную валюту (сроки, ставки и т. д. – технические подробности). В случае добровольного отказа разрешить оставить договоры кредитования до окончания их действия. Если будут предложены приемлемые условия (улучшающие условия кредита), то вероятность перехода на рублевые займы составляет не менее 85 %. Таким образом, за населением останется право на покупку, реализацию и хранение СКВ. Соответственно, в дальнейшем любое кредитование домохозяйств будет происходить в национальной валюте. Основное преимущество заключается в полном снятии валютного риска с заемщика, что даст дополнительную уверенность ЦБ России в проведении необходимой денежно‑кредитной политики, особенно в области управления курсом национальной валюты. Кроме этого, данное решение (наряду с другими) будет важнейшим шагом на пути максимальной дедолларизации российской экономики и создаст предпосылки (в случае устойчивости национальной валюты) к частичному отказу от покупки населением СКВ с целью защиты накоплений от инфляционного воздействия. В настоящий момент (2017 г.) необходимо директивно перевести все валютные кредиты в национальную валюту. С одновременным запретом (на законодательном уровне) выдачи новых кредитов населению в СКВ. Курс перевода является расчетным показателем и может составить от 36,5 до 41 руб./долл. США. Источник покрытия текущих потерь для банковской системы – либо Резервный фонд, либо Фонд национального благосостояния.

4. Запретить размещать СКВ на депозитных счетах в качестве инструмента сохранения сбережений. Как правило, покупка населением СКВ в качестве инструмента сбережения аргументируется основным критерием – сохранностью сбережений от обесценения рубля (возможной девальвации национальной валюты). В качестве альтернативы (возможно, временной) предложить гражданам «инвестиционный счет, номинированный в у. е.». Целесообразнее всего ограничиться тремя видами таких счетов: инвестиционный счет, привязанный к курсу доллара США; инвестиционный счет, привязанный к евро; инвестиционный счет, привязанный к корзине валюты (50 % доллар и 50 % евро). В предлагаемом варианте гражданин, который хотел бы обезопасить часть личных сбережений от возможной девальвации рубля, вместо прямой покупки СКВ и дальнейшего перечисления валютных средств на депозит будет напрямую перечислять рубли на «инвестиционный счет». Количество у. е. на данном счете будет соответствовать курсу у. е. (например, курсу доллара), устанавливаемому ЦБ РФ. Соответственно при изменении курса у. е., устанавливаемого ЦБ, будет изменяться рублевая составляющая данного «инвестиционного счета». Депозит (общая совокупность), принятый коммерческим банком, будет размещен на специальных счетах ЦБ (для исполнения взятых обязательств со стороны коммерческого банка). С целью балансировки (сохранения нейтрального состояния части пассива по данной операции) ЦБ выдаст субординированный кредит или встречный депозит, равный сумме размещенного депозита коммерческого банка на счете ЦБ. Таким образом, все валютные риски (возможные) будет компенсировать ЦБ (эмиссия или использование прибыли). Целесообразнее всего установить фиксированную комиссию в размере 0,10–0,15 % от суммы перечисления и снятия. При закрытии «инвестиционного депозита» и дальнейшем снятии наличных средств гражданину будут выдаваться рубли по текущему курсу ЦБ. В этом случае решается стратегическая задача – исключается из оборота СКВ при полном соблюдении конечной цели частного инвестора (сохранения сбережений от возможной девальвации национальной валюты). Кроме исключения из оборота СКВ (той части, которая имеет спрос для конкретных целей), решается не менее важная задача – отсутствие спроса на наличную СКВ в случае ухудшения макроэкономической ситуации. Проведенное исследование (опрос среди различных групп населения при личном участии автора) показало, что российские граждане не видят особой разницы между предлагаемым механизмом безналичного сбережения части рублевых средств («инвестиционный счет», привязанный к у. е.) и существующим вариантом. По мнению опрошенных, покупка СКВ является именно возможностью обеспечить часть рублевых средств от возможной девальвации.

5. Ввести запрет на привлечение внешних займов в СКВ. Сделать это исключительной прерогативой государства.

6. Проработать вопрос об ограничении кредитования коммерческих структур в СКВ через отечественную банковскую систему. Решить вопрос о перекредитовании внешних займов, номинированных в СКВ. Необходимо помнить, что в настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация, когда средства ЗВР размещаются в долговых активах государств с развитой экономикой по ставке не более 3,5 % годовых, а отечественная экономика привлекает деньги международных инвесторов по ставкам, существенно превышающим вышеуказанную. Особенно странным это выглядит в отношении кредитования компаний, доля государства в капитале которых составляет не менее 50 % (на 1.01.2017 – не менее 250 млрд долл.). Потери только на разнице между средними ставками по привлечению и размещению составляют не менее 5–10 млрд долл. в год.

7. Деофшоризация. Предлагается на законодательном уровне исключить из практики владения более 10 % уставного капитала (УК) отечественных предприятий, имеющих стратегическое значение (до 250 компаний), компаниями, имеющими офшорную юрисдикцию и т. п. Вступившие в действие принятые поправки по деофшоризации отечественной экономики могут считаться первыми шагами в этом направлении.

8. Снижение общего уровня инфляции и процентных ставок. Основной причиной увеличения инфляции являлся рост издержек производителей, который связан в наибольшей степени с ростом стоимости услуг естественных монополий (существуют и другие причины). Понимая необходимость повышения стоимости услуг естественных монополий (спорный момент), но в то же время учитывая экономические особенности России, целесообразнее всего основное повышение стоимости услуг естественных монополий субсидировать за счет иных источников (государственное целевое финансирование). Другими словами, темп роста цен на услуги указанных организаций не должен превышать 1–3 % в год. Остальная часть денежных поступлений – за счет государства.

При воплощении данной концепции по динамике стоимости услуг для конечного потребителя решается сразу несколько задач:

– снижение себестоимости произведенной продукции. Соответственно, улучшение конкурентоспособности отечественных производителей;

– устранение существенной составляющей в общем уровне инфляции «издержек»;

– сокращение числа поводов для повышения номинальных доходов населения;

– частичное высвобождение ресурсов предприятий, которые могут быть направлены на модернизацию и расширение производства (предусмотреть механизмы, стимулирующие именно такое использование финансовых средств).

Среди благоприятных последствий осуществления данного предложения есть наиважнейший показатель, способствующий развитию любой экономики, – снижение процентных ставок. Только низкие ставки по кредитам позволят провести широкую модернизацию производственных мощностей и ввести в строй новые современные предприятия, способные частично заместить импорт. Только увеличенный выпуск продукции (услуг) позволит устранить «инфляцию спроса» и довести монетизацию экономики до необходимого уровня (70–90 % от ВВП). Это также благоприятно отразится на общей структуре платежного баланса страны.

Основные преимущества реализации перечисленных мероприятий таковы:

– резкое улучшение общей структуры внешнего долга России как по срокам погашения, так и по статусу заемщика;

– уменьшение общих издержек по внешним займам. Экономия на процентных выплатах составит не менее 2 % или 5–10 млрд долл. в год;

– использование благоприятной рыночной ситуации с точки зрения текущих процентных ставок (аномально низких) и достаточной ликвидности;

– усиление роли государства в политике стратегических компаний, участвующих в перекредитовании внешних займов;

– частичное устранение системного риска по притоку/оттоку внешнего «спекулятивного» капитала;

– создание реальных предпосылок для становления рубля в качестве резервной валюты. При запретительной норме резервирования внешние займы будут выдаваться в рублях (СКВ будет продана на бирже (основной покупатель – ЦБ РФ)). Таким образом, будет исключен для заемщика валютный риск, который в настоящее время является сверхнегативным явлением, имеющим непредсказуемые отрицательные последствия для всей отечественной экономики;

– резкое уменьшение степени долларизации экономики;

– более эффективная денежная политика, направленная в основном на долгосрочное развитие отечественной экономики с минимально возможной внешней зависимостью (как прямой, так и косвенной);

– создание базовых условий и предпосылок для устойчивого долгосрочного развития российской экономики как одной из наиболее благоприятных экономик мира.

К негативным последствиям принятых мер можно отнести критику со стороны «либеральных» экономистов. Вероятнее всего, будет высказана озабоченность лидерами стран с развитой экономикой, основной мыслью которых будет опасение возврата российской экономики к советскому прошлому (директивной экономике). При этом никто не вспомнит, что, например, в США физические лица не могут размещать на депозитах иностранную валюту, в том числе брать кредиты не в долларах США и т. п. В списке недовольных, возможно, окажутся некоторые физические лица, которые потеряют столь высокую доходность от размещения валютных средств на территории России (по итогам 2016 г. не менее 70 млрд долл. – инвестиционные доходы из России; по итогам последних 16 лет – более 1 трлн долл.).

Привлечение внешних инвестиций является ключевым и фундаментальным (для стабильного и устойчивого развития страны в долгосрочном плане), поэтому, на мой взгляд, требуется существенная корректировка тактики их использования с точки зрения разумности и необходимости. Необходимо рассмотреть вопрос о проведении всестороннего анализа не только профильными ведомствами, но и контролирующими органами власти, ответственными за безопасность государства, включая ФСБ России, Счетную палату России, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет РФ, обоснованности привлечения внешних инвестиций в отечественную экономику («портфельных» и «прочих»). При проведении проверки необходимо обратить особое внимание на создание в отечественной экономике механизма денежной эмиссии, который в течение длительного времени был максимально связан с валютными поступлениями в страну. Было бы не лишним уточнить целесообразность создания условий, при которых пополнение оборотного капитала отечественных компаний происходило (и происходит в настоящее время) в определенной степени за счет привлечения внешних инвестиций.

Существующая «модель» финансирования оборотного капитала отечественными предприятиями не соответствует интересам российского государства, угрожает экономической безопасности страны и отвечает в основном интересам иностранных инвесторов. Так как установление стоимости сырья на мировых биржах является искусственным процессом, направленным главным образом на развитие мировой торговли (соответственно – мировой экономики), складывается парадоксальная ситуация. Экономическое благополучие российских граждан в значительной мере зависит от стоимости сырья на мировых биржах (создана именно такая экономическая модель), а решения о целесообразной среднегодовой стоимости сырья на мировых биржах принимаются явно не руководителями России. Отсюда вывод: благополучие российских граждан, состояние экономики России и т. д. существенным образом зависит не от экономических властей страны и политической воли ее руководителей, а от неустановленных лиц, которые более всего озабочены развитием мировой экономики в широком плане. Для такой страны, как Российская Федерация, такая линия развития абсолютно недопустима.

События последних нескольких лет отчетливо показали на практике, что «рыночные» механизмы в России неприемлемы (по базовым секторам): партнеры не совсем партнеры, и рассчитывать необходимо только на свои силы.

Существующая модель отечественной экономики с 2011 г. начала меняться. Функционирование экономики постепенно становится менее зависимым от факторов внешнего влияния, связанных в первую очередь с дефицитом валютных средств (в определенные моменты времени), тем не менее эта зависимость по‑прежнему весьма высока.

Основными факторами, влияющими на развитие экономики, уже не являются стоимость сырья (произошла адаптация к цене, и уровень от 35 до 50 долл./барр. вполне достаточен), внешние займы (заблокированы поступления, и это одно из важнейших достижений по формированию условий для долгосрочного экономического роста в России) и существующие механизмы кредитования отечественных компаний (системно меняются в положительную сторону).

Одной из первостепенных задач оптимальной модели экономики должна быть максимальная адаптация к новой стратегии развития, основанной, в том числе, на расширении внутреннего производства и замещении импортной продукции, особенно в тех отраслях, которые имеют стратегическое значение для российской экономики.

Основные цели экономической политики:

1. Устойчивый и долгосрочный экономический рост.

2. Максимальная занятость населения.

3. Рост благосостояния всех граждан.

4. Повышение эффективности функционирования всех субъектов экономической деятельности.

5. Поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов в тех секторах экономики, где это является оправданным и рациональным.

6. Снижение уровня инфляции до 1–2 % в год.

7. Сохранение положительного сальдо платежного баланса.

8. Привлечение внешних прямых инвестиций – в разумных и достаточных объемах.

9. Разумная протекционистская политика по отношению к отечественным производителям, особенно в стратегических отраслях.

11. Существенное снижение зависимости развития экономики от внешних факторов.

10. Сохранение и улучшение окружающей природной среды.

Важнейшей целью экономической политики РФ является построение такой модели экономики, при которой ее развитие не зависело бы от внешних факторов, с одной стороны, а с другой стороны, имело бы четкий разработанный план действий с перспективой на ближайшие 30–50 лет.

России в текущий период нужен не просто рывок в экономике, а прорыв, который сможет обеспечить только рыночная экономика с существенным государственным участием.

В ходе реализации экономической стратегии России в обязательном порядке необходимо в качестве приоритетов учитывать :

– экономическую и продовольственную безопасность страны;

– развитие экспортно ориентированных отраслей, связанных с производством готовой высокотехнологичной продукции, и частичную интеграцию в единое экономическое сообщество без ущерба для интересов российских производителей.

Экономический курс

При выработке экономической политики необходимо учитывать тот факт, что в России десятилетиями господствовала командно‑административная система как в экономике, так и в политике со всеми вытекающими по большей части негативными последствиями, с одной стороны, при нарастании дисбаланса в мировой экономике, с другой стороны. Кроме этого, внешние проблемы, с которыми столкнулась Россия в последнее время, заставляют по‑новому взглянуть на бывших «партнеров», которые не всегда выполняют взятые на себя обязательства. По всей видимости, экономическая политика России должна более чем на 75–85 % опираться на внутренние силы (ресурсы) и быть готовой к новым, более серьезным вызовам в будущем.

Претворение в жизнь предлагаемых экономических преобразований приведет к достижению следующих основных показателей в среднесрочной перспективе.

1. Устойчивый положительный темп прироста численности населения, существенное превышение уровня рождаемости над уровнем смертности.

2. Высшее и среднее профессиональное образование не менее чем у 85 % работающих граждан.

3. Средняя заработная плата не менее 45 000 рублей в месяц (в текущих ценах).

4. Средняя пенсия не менее 20 000 рублей.

5. Приток прямых иностранных инвестиций не менее 10–30 млрд долл. в год.

6. Устойчивый положительный платежный баланс.

7. Стабильный курс рубля.

8. Не менее 30 % экспорта – обработанная продукция.

9. Монетизация экономики не менее 70 %.

10. Инфляция не более 2 % в год.

11. Обеспеченность жильем – не менее 35–40 кв. м на одного проживающего.

12. Безработица не более 3–4 %.

13. Существенное сокращение внешнего долга (погашение и конвертация внешнего долга во внутренний).

В настоящее время исполнительная власть России не в полной мере использует всё многообразие мер экономического воздействия, нередко применяются ошибочные подходы к экономическому регулированию, что и является одной из основных причин неудовлетворительного экономического роста, который на современном этапе в значительной степени зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы российского экспорта.

Основная недоработка курса экономических реформ в России заключалась в полном копировании западной монетаристской экономической политики без учета текущей российской ситуации. Как отмечено выше, положение постепенно меняется к лучшему (происходит существенная корректировка экономического курса).

Данная экономическая концепция вполне эффективно применяется на практике в западных странах. Впервые она была использована в начале 80‑х в США для борьбы с высокими темпами инфляции. Однако методы монетаристов, направленные на уменьшение денежной базы, применяются тогда, когда производственные мощности загружены максимально и дополнительное стимулирование спроса приводит только к повышению уровня инфляции. В России наблюдается совершенно иная ситуация, схожая со временами Великой депрессии 30‑х годов в США. В связи с этим необходимо при разработке текущих экономических решений использовать преимущественно принципы «кейнсианской» экономической модели. А если учитывать особенности российской экономики, то разумнее было бы сочетать подходы, заимствованные из различных экономических направлений.

Обеспечить высокие показатели экономического роста, роста ВВП, а также увеличение благосостояния граждан России можно посредством следующих основных мер: воздействия на расширение производства и предложение товаров и услуг через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности); импортозамещения; увеличения инвестиций.

Невозможно представить существенный экономический долгосрочный рост в России без развития малого предпринимательства, уровень которого отстает от потребностей рыночной экономики и не позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал страны из‑за малоэффективной государственной политики в этой области. Несовершенство законодательства, налоговый пресс, сложность и трудоемкость процедур ведения учета, получения разрешений и согласований, трудность доступа к финансово‑кредитным ресурсам – и это еще не полный список проблем, до сих пор актуальных для малых предприятий и вынуждающих их уходить в «тень».

Малый бизнес страдает от отсутствия справедливой конкуренции и от блокирования входа на новые рынки. Позитивное развитие отечественной экономики будет во многом зависеть от создания условий для опережающего развития малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации, а также от развития банковского сектора, призванного обеспечить финансовые ресурсы для подкрепления такого роста.

В период становления постиндустриального общества государство, являясь социальным партнером малого и среднего бизнеса, должно гарантировать справедливые и экономически привлекательные условия хозяйствования, включая доступ на рынок капитала, помощь в освоении инвестиций, защиту от недобросовестной конкуренции в сфере производства и сбыта. Особенностью малого предпринимательства, которая должна быть положена в основу государственной политики, является высокая степень зависимости состояния малого предпринимательства от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Те проблемы и трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического влияния на внешнюю среду, для субъектов малого предпринимательства представляют непосредственную угрозу их существованию.

Нельзя забывать, что малый бизнес не только нуждается в улучшении условий своей деятельности, но и вносит значительный вклад в общий экономический прогресс общества, так как больше чем любой другой слой предпринимательства участвует в процессе создания среднего класса в России, а именно он играет основополагающую роль в истории страны.

Сельское хозяйство. Несмотря на то что ситуация в данном секторе экономики постепенно улучшается, она по‑прежнему остается крайне сложной. Сельское хозяйство играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности, выгодных условий внешнеторговых операций, агропромышленном развитии и прогрессе сельских районов. В то же время сельское хозяйство не является самодостаточной отраслью. Опыт развитых стран свидетельствует, что государству необходимо укреплять свою роль в вопросах развития АПК посредством ценового регулирования, прямого субсидирования, финансово‑кредитного обеспечения, формирования производственной инфраструктуры сельского хозяйства, налогового регулирования, регулирования земельных отношений. Оно должно способствовать повышению конкурентоспособности сельского хозяйства и с помощью лицензирования, квот и пошлин защищать внутренний рынок от давления импорта.

Основными проблемами отрасли являются: деградация земель, большой износ оборудования, недоступность банковского кредита для сезонного финансирования, межотраслевой диспаритет цен и доходов, отсутствие эффективной системы регулирования аграрного рынка, межрегиональные торговые барьеры, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.

Необходимо действовать в данной области так, чтобы агропромышленный комплекс был эффективным и высокотехнологичным. Стратегическое направление развития – продовольственная независимость от импорта как основа эффективной внешней политики.

Необходима актуализация федерального закона «О продовольственной безопасности страны» в рамках увеличения внутреннего производства и доведения в ближайшие 5–7 лет до уровня насыщения рынка отечественными продуктами не менее 80 %.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.12.2017)
Просмотров: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%