Бюджет страны есть элемент общего механизма реализации стратегического плана по развитию страны (главным образом ее экономического потенциала). В России нет (в публичной форме) стратегического планирования, по меньшей мере в области экономики. Это неправильно в принципе. На первом этапе – стратегическое планирование (на 50 лет), на втором этапе – решение тактических задач в рамках данного планирования, выделение приоритетов по срокам и объемам и т. д.
Формирование трехлетнего бюджета в текущих условиях. В связи с тем что значительная часть доходов сложно прогнозируется в перспективе нескольких лет, целесообразнее всего применить следующий алгоритм формирования трехлетнего бюджета:
Базовый бюджет (вероятность доходов 100 %) плюс фиксированный процент распределения незапланированных доходов бюджета (по различным причинам: рост стоимости сырья на мировых биржах, рост экономики, неиспользованные средства бюджета и т. д.) по статьям различного уровня (от большого среза (национальная оборона, национальная безопасность, национальная экономика и т. д.) до более детального).
Например. С вероятностью 100 % доходная часть бюджета равна 100 рублей. Сверстывается бюджет из расчета 100 рублей на каждый год с учетом возможной инфляции. Первый год – 100 руб., второй год – 105 руб., третий год – 110 руб. Далее устанавливается фиксированный процент распределения возможных дополнительных доходов бюджета в разрезе крупных статей (оборона, медицина, образование и т. д.). Естественно, резервный фонд. Каждая «крупная» статья бюджета (уровень 1) разбивается еще на один подуровень (уровень 2). Возможно, понадобится разбить до уровня 3.
В выбранный период (от квартала до года) бюджет получил дополнительно 5 руб. Данная сумма автоматически «разносится» по различным уровням. Затем происходит техническая процедура (на уровне комитетов ГД) фиксации с конкретизацией нижнего уровня.
Таким образом, в трехлетний (возможно в дальнейшем перейти к пятилетнему) бюджет до установленной даты внесения бюджета в ГД РФ будут жестко установлены позиции по первым двум уровням. Последний уровень можно внести после того, как будет известна сумма дополнительного дохода.
Основное преимущество данного подхода – существенно снижается коррупционная составляющая (при лоббировании конкретных позиций федерального бюджета страны). Кроме этого, будет исключена возможность непредвиденных изменений в бюджете в случае развития негативных явлений с точки зрения получения доходов.
Проблема валютных заемщиков. На 01.02.2016 общая сумма валютной ипотеки составляла 128 млрд руб. (суммы кредитов от 1,5 до 1,7 млн долл. у 25 000 заемщиков). Проблема валютных заемщиков (ипотека) есть проблема в большей степени государства и в меньшей степени банков – (а граждан – в минимальной степени). Необходимо в срочном порядке за счет средств государства (до 75 %) перекредитовать всех участников по курсу, который рекомендовал ЦБ РФ (возможно при дополнительном расчете использовать курс доллара к рублю на уровне 45–50 руб./долл.). Российские граждане доверились (в свое время) неоднократным утверждениям чиновников высокого уровня, что национальная валюта достаточно крепкая, и ситуация в экономике стабильная и устойчивая. Тем самым была введена в заблуждение определенная часть граждан, большинство которых не являются экономистами и неспособны просчитать валютные риски. Банк – структура, которая предоставляет услугу, не более того. Участие банков в решении данной проблемы лежит в плоскости предоставления им помощи со стороны государства.
После перекредитования валютных заемщиков необходимо на законодательном уровне запретить кредитовать население в СКВ. В настоящее время ЦБ РФ фактически ввел такой запрет путем повышения нормы обязательных резервов. Но несмотря на это десятки новых заемщиков получили ипотеку в СКВ.
Подоходный налог. Необходимо в срочном порядке перейти к прогрессивной шкале ставки по налогу на доходы граждан. Разговоры политиков и юристов о том, что технически сложно собирать налог по прогрессивной ставке, – ложь или экономическая глупость. Что касается размера ставок. Годовой доход до 500 000 руб. – 10 %; 500 001–2 000 000 руб. – 15 %; 2 000 001–5 000 000 – 20 %, 5 000 001–10 000 000 руб. – 30 %, Свыше 10 млн руб. в год – 35 %. Возможно, в дальнейшем необходимо ввести учет налога из расчета доходов домохозяйства.
Микрофинансовые организации (МФО). В связи с тем что основными пользователями данных организаций являются физические лица, которые, как правило, вынуждены обращаться за краткосрочными займами, оказавшись в сложной финансовой ситуации, и в результате вместо помощи получают кредиты с заведомо чрезвычайно высокой ставкой процента, что в дальнейшем создает семьям еще большие проблемы, то целесообразнее всего существенно ограничить действия данных организаций. Данную услугу, как жизненно необходимую для широких слоев населения, необходимо осуществлять через организацию, находящуюся полностью под контролем государства. В настоящий момент функцию микрофинансовой организации мог бы осуществлять «Почта Банк». Было бы не лишним все ранее взятые микрокредиты перевести в «Почта Банк» (погасив задолженность существующим организациям) и существенно снизить процентную ставку.
Проблема недостроенного жилья и обманутых дольщиков. Необходимо в срочном порядке государству (на различных уровнях власти) решить данную проблему, в том числе за счет федерального бюджета.
|