Воскресенье, 24.11.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Основные направления экономической политики РФ

Я неоднократно говорил, что не все экономисты разделяли экономическую политику, проводимую российским Правительством в последний период. В качестве примера ниже публикуется моя выпускная квалификационная работа «Основные направления экономической политики РФ», которая была представлена на защите в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Кафедра: конкретной экономики и финансов. Студент заочного отделения 6 курса, 25 группа – Кравченко Павел Павлович. Научный руководитель – Зарубин Вадим Николаевич, д. э. н., проф. Москва, 2006.

В работе кратко изложено мое видение развития отечественной экономики. Преднамеренно оставляю текст без изменений, исключив первую главу и статистические данные (чтобы не занимать лишний объем). Считаю, что если бы российское правительство прислушалось к мнению ряда экономистов (думаю, что нижеизложенной позиции придерживаются значительное количество экономистов), то многих проблем можно было бы избежать. Естественным образом, то, что предлагалось несколько лет назад, требует некоторых дополнений, но суть вопроса остается без изменения. Кроме этого, на протяжении последних двух лет (период выхода журнала «Портфельный инвестор») я периодически возвращаюсь к данной теме.

Введение

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

– огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

– неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

– отсутствие автономного от государства гражданского общества;

– неразрывная связь власти и собственности;

– слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Значительное влияние на экономические процессы оказывает сложившееся в стране ограничение конкуренции, что, в свою очередь, обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливо‑энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно‑кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно‑командной системы.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т. д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно‑командной системой, со временем должна уступить место зрелой рыночной системе.

Основная цель выбора темы заключается в том, что, по нашему мнению, российское Правительство испытывает некоторый дефицит в идеях и инструментах по стимулированию и поддержанию качественного и устойчивого экономического роста в России. Мы, естественно, не претендуем на уникальность и бесспорность предложенных нами методов и направлений деятельности не только Правительства РФ, государственного аппарата, различных ветвей власти, но и общества в целом, однако, по нашему мнению, некоторые предложения могут быть использованы для разработки долгосрочной экономической политики России.

Для достижения поставленных целей необходимо определить, возможен ли в России устойчивый и долгосрочный экономический рост? Присутствуют ли в достаточном количестве факторы экономического роста?

Факторы экономического роста:

количество и качество природных ресурсов;

количество и качество трудовых ресурсов;

объем основного капитала;

технологии;

предпринимательские способности.

Эти пять факторов можно объединить под названием – факторы предложения, которые делают рост производства возможным.

Также следует иметь в виду, что рост зависит от факторов спроса. То есть для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечивать полное использование расширяющихся объемов ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов. Далее на экономический рост влияют факторы распределения. Таким образом, способность к наращиванию производства недостаточна для решения задачи общего выпуска продукции – необходимо также реальное использование растущего объема ресурсов и их распределение таким образом, чтобы получить максимальное количество полезной продукции.

На сегодняшний день в России есть только ряд необходимых факторов и предпосылок для экономического роста, кроме того, уже имеющиеся факторы используются во многом неэффективно и нецелесообразно, в связи с этим экономика развивается темпами, не соответствующими потенциалу РФ. Основными причинами являются:

ряд экономических мер Правительства страны, воздействие которых не было до конца спрогнозировано, что в свою очередь снижает эффективность проводимой экономической политики;

доминирование в России более 70 лет директивной политики государства;

низкий темп развития различных институтов, способствующих становлению в России демократии и рыночной экономики;

значительный износ промышленного оборудования; малый объем высокотехнологичного оборудования, задействованного в промышленности;

существенные ограничения доступа к новейшим технологиям; неразвитость инфраструктуры;

значительное внешнеполитическое давление и препятствие со стороны западных производителей продвижению российской обработанной продукции на мировые рынки; агрессивная политика иностранных производителей по захвату российского рынка сбыта.

В настоящее время Правительство России не в полной мере использует все многообразие мер экономического воздействия, нередко применяются ошибочные подходы к экономическому регулированию, что и является одной из основных причин неудовлетворительного экономического роста, который в большей степени зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы российского экспорта.

Основная недоработка курса экономических реформ в России заключается в полном копировании, без учета текущей российской ситуации, западной «монетаристской» экономической политики.

Денежно‑кредитная политика

Исходя из национального богатства и особенностей нашей страны (исторических, географических, ментальных), мы считаем, что экономический курс должен иметь особенности и приоритеты, присущие исключительно России.

Важнейшей целью экономической политики РФ является переход России к постиндустриальному обществу.

России нужен не рывок в экономике, а прорыв, который сможет обеспечить только рыночная экономика с государственным участием.

В ходе реализации экономической стратегии России в обязательном порядке необходимо в качестве приоритетов учитывать: экономическую и продовольственную безопасность страны; развитие экспортно ориентированных отраслей, связанных с производством готовой высокотехнологичной продукции , и интеграцию в единое экономическое сообщество без ущерба для интересов российских производителей .

По нашему мнению, высокие показатели экономического роста, увеличение ВВП, а также благосостояния граждан России могут быть достигнуты посредством следующих основных мер:

– воздействие на расширение производства и предложение товаров и услуг через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности);

– увеличение инвестиций.

Далее мы более подробно рассмотрим различные инструменты денежно‑кредитной, инвестиционно‑промышленной политики, вопросы поддержки малого бизнеса и развития сельского хозяйства. Сбалансированное использование данных инструментов будет способствовать полномасштабному экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

В качестве информационной базы для анализа структуры ВВП России мы взяли показатели Федеральной службы государственной статистики – динамики реального объема элементов использованного ВВП за период с 2003 по 2005 год (табл. 1).

Денежно‑кредитная политика – одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Политика в области денежного обращения и кредита направлена на регулирование основных макроэкономических показателей: обеспечение стабильности цен, максимальную занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих результатов, по нашему мнению, является глобальной задачей, для ее достижения необходимо сначала поставить более конкретные цели. В связи с этим мы выделяем промежуточные цели, регулирующие на достаточно длительном временном отрезке значение ключевых переменных: денежная масса, обменный курс, процентная ставка. И, наконец, каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на достижение так называемых тактических целей, которые определяют характер денежно‑кредитной политики.

В качестве основной промежуточной цели мы выделяем борьбу с инфляцией, так как ее высокий уровень не позволяет снизить процентные ставки до приемлемого уровня 3–5% годовых, что является существенным моментом для инвестиций.

В настоящее время одним из ключевых факторов долгосрочного устойчивого экономического роста в России являются инвестиции. Один из важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, – уровень процентной ставки (рис. 1), поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Низкая процентная ставка по кредитам позволяет реализовывать финансовоемкие инвестиционные проекты, срок окупаемости которых может составлять более 10–15 лет. Таким образом, экономика переходит на качественно другой уровень: от торговли к производству не только потребительских товаров, но и инвестиционных (станков, оборудования и др.).

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: увеличение денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, следовательно, дохода и занятости. Влияние процентной ставки на инвестиционную политику – это рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему в рамках денежно‑кредитной политики чрезвычайно важен анализ денежного рынка, где в результате воздействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка.

Рис. 1. Зависимость объема инвестиций от уровня процентной ставки

Как уже говорилось, ЦБ РФ не может устанавливать процентную ставку на низком уровне из‑за высокого уровня инфляции. Мы считаем, что Правительство РФ ошибочно оценивает причины инфляции в России на сегодняшний день, полагая, что преобладает инфляция спроса. Исходя из данного понимания причин инфляции, чиновниками используется ошибочный набор финансовых инструментов для борьбы с ней, что не позволяет увеличивать денежную массу, которая, в свою очередь, должна способствовать снижению процентной ставки.

Приверженность к монетаристской экономической политике в данной ситуации, когда коэффициент монетизации российской экономики очень низок по сравнению с развитыми странами, отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. Мы не исключаем, что дополнительный рост денежной базы может вызывать частично инфляцию спроса, так как из‑за достаточно высокой процентной ставки оборачиваемость денег не замедляется (капиталы не идут в долгосрочные проекты, а попадают в сектор с высокой рентабельностью и, соответственно, оборачиваемостью: финансовые рынки, торговля и другие отрасли). Исходя из статистических данных (табл. 2, 3, 4), мы полагаем, что в России наблюдается инфляция предложения за счет ранее сложившегося дисбаланса цен на внутреннем и внешнем рынках не только на сырье и материалы, но и услуги. Именно этот факт создавал существенный разрыв между фактическим ВВП на душу населения и рассчитанным по ППС. В связи с этим российская экономика подвержена не только рублевой инфляции, но и валютной, что, в свою очередь, уменьшает разрыв между фактическим ВВП и ВВП, рассчитанным по ППС.

Как отмечалось выше, рост денежной массы должен способствовать снижению уровня процентной ставки, что, в свою очередь, должно привести к удешевлению заемных средств для предприятий и организаций, с одной стороны, и домохозяйств, с другой стороны. В реальности наблюдается следующая картина. Для обслуживания внутреннего федерального долга ставка процента снизилась и составляет в настоящий момент в зависимости от срока размещения не более 6–7%. Для других секторов экономики ставка привлечения – 8‑10 %, ставка размещения – 11–15 %. Наблюдается существенный дисбаланс. Причина в большей степени в уровне учетной ставки ЦБ России, которая напрямую зависит от уровня инфляции. Получается замкнутый круг, который, по нашему мнению, можно разорвать.

Предлагается замедлить рост издержек для производителей и потребителей за счет субсидирования части расходов системообразующих компаний. В качестве примера можно взять РАО ЕЭС России, где контрольный пакет акций принадлежит Федеральному правительству.

Как известно, в конечную стоимость услуги данной компании входит существенная инвестиционная составляющая. Соответственно, тариф = издержки + инвестиции + определенная прибыль. Профинансировав статью «инвестиции» не за счет потребителей, а из Федерального бюджета или Фонда развития, мы получим общее снижение тарифа для потребителей. Таким образом, определенная составляющая инфляции будет устранена.

Используя данный механизм одновременно с субсидированием процентных ставок по кредитам, можно добиться более существенного снижения уровня инфляции.

Таблица 1

ИНДЕКСЫ ЦЕН В СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ

(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

Таблица 2

ИНДЕКСЫ ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

Таблица 3

ИНДЕКСЫ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА

(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах; до 2000 года – в разах)

Также в области кредитно‑денежной политики необходимо особо сконцентрироваться на решении следующих вопросов.

Реформа банковской системы

В России сегодня достаточно высокая, по мировым меркам, норма валовых национальных сбережений – порядка 22 % ВВП, и наблюдается перекос в уровне сбережений и уровне инвестиций. Валовые сбережения – национальный ресурс инвестиций. В подавляющем большинстве развитых стран разрыв между инвестициями и сбережениями не превышает 2–4% ВВП. В России же он достигает 8 %. Например, отношение валовых накоплений к ВВП в Японии и странах Юго‑Восточной Азии примерно равно российскому, а уровень государственных инвестиций в экономику в три раза больше российского. В сложившейся ситуации российское Правительство должно работать над механизмом трансформации финансовых ресурсов в прямые инвестиции и на определенном этапе поддерживать уровень инвестиций за счет бюджетных средств.

Для российской экономики очень важны стабильность банковской системы и ее динамический рост. Банковская система в России не может адекватно реагировать на предъявляемый предприятиями рублевый спрос и «транслировать» Центральному банку РФ сигналы о невозможности покрытия этого спроса за счет собственных ресурсов. В результате ЦБ вынужден ограничивать свой рефинансовый потенциал скупкой валюты так, что темпы рублевой эмиссии определяются практически исключительно мощностью притока нефтедолларов в страну и лишь случайно могут совпасть с внутренним спросом на деньги. Механизм рефинансирования сегодня ориентирован на абсолютно ликвидные активы, прежде всего государственные ценные бумаги, что сужает возможности кредитования для банков с небольшим уставным капиталом. По нашему мнению, нельзя оставлять банков‑скую систему без встроенных стабилизаторов при дефиците доверия между банками второго‑третьего эшелона. Требуется отлаженный механизм экстренной подпитки ликвидности банков со стороны ЦБ РФ в критических ситуациях. Банк России может расширить возможности поддержки ликвидности банковской системы путем расширения ломбардного списка ценных бумаг, принимаемых от банков в обеспечение кредитов, и осуществляя рефинансирование под кредитный портфель банков.

Решить проблему «длинных ресурсов», разработать систему безотзывных вкладов, ее реализация может в некоторой степени повлиять на решение проблемы дефицита «длинных ресурсов». Наличие в российской экономике дисбаланса между временным периодом привлечения денежных средств и периодом размещения отрицательно влияет на введение в действие долгосрочных инвестиционных ресурсов. По независимым оценкам специалистов, предложение средств со сроком размещения более трех лет практически отсутствует. В свою очередь, спрос на финансовые ресурсы более трех лет достаточно существен.

Ускорить переход банков на МФСО для реальной конкуренции с банками с иностранным капиталом. Отчетность банковской системы должна быть прозрачной.

Центральному банку нужно провести модернизацию банковской системы, завершить формирование системы страхования вкладов

физических лиц. На сегодняшний день предусмотрен механизм проведения после признания кредитной организации банкротом выплат в размере 100 % суммы признанного требования, но не более 190 тыс. руб. Целесообразно увеличить сумму вклада, по которому будут осуществлены 100 %‑ные выплаты в случае банкротства, до 500 тыс. руб. Необходимо ликвидировать нежизнеспособные банки, укрепить существующие кредитные организации.

Создание микрофинансовых институтов для охвата почти всей сельской территории страны и большей доступности банковских операций для населения .

Развитие фондового рынка

Фондовый рынок является одним из механизмов долгосрочного инвестиционного роста и одним из очень важных институтов развития российской экономики, так как он осуществляет трансформацию средств инвесторов в инвестиции. В России это еще более актуально, потому что исторически сложилось недоверие граждан к банковской системе, а также в связи с достаточно большими темпами инфляции, которую не перекрывают проценты по вкладам в банках. Для компаний это зачастую наиболее предпочтительный путь привлечения инвестиций, иногда более простой и безопасный, чем банковский кредит. При размещении акций российские компании, однако, также сталкиваются с рядом проблем: осложненной процедурой регистрации выпуска ценных бумаг, стоимостью их размещения.

Для привлечения инвесторов необходимо снизить, а для некоторых отраслей промышленности отменить налог на дивиденды, который в настоящее время составляет 9 % для физических и юридических лиц. Это исключит двойное налогообложение, так как компании выплачивают дивиденды из чистой прибыли и, соответственно, уже заплатили налоги. В некоторых странах для поддержки стратегических отраслей, в которые идет недостаточное количество инвестиций, для создания спроса со стороны инвесторов полностью отменяется налог на дивиденды. Россия может воспользоваться данным опытом. Необходимо устранить все пробелы и усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения на фондовом рынке . Необходимо также работать в направлении пропаганды, рекламы и разъяснения всех достоинств инвестирования в фондовый рынок для населения и различных компаний. Государство должно уделить внимание проблеме развития инфраструктуры фондового рынка: финансовых компаний, ПИФов и др.

Считаем необходимым реализацию основных положений предложенной ФСФР стратегии развития финансового рынка, для того, чтобы к 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения корпорациями акций и облигаций на фондовом рынке составило не менее 15 % инвестиций в основной капитал российских предприятий. Для этого необходимо:

– разрешить Внешэкономбанку, управляющему 97 % пенсионных накоплений, инвестировать данные средства в акции российских предприятий и отечественные корпоративные облигации. При этом законодательно закрепить круг акций, в которые могут быть осуществлены вложения, высоколиквидные бумаги и акции компаний с государственным участием, и осуществлять постепенное и аккуратное увеличение лимитов инвестиций для того, чтобы не допустить обрушения рынка;

– для решения проблемы «бегства капитала» разрабатывать механизм адекватной защиты прав собственности инвесторов, бороться с попытками использовать государственных чиновников в целях реализации частных интересов, обеспечить объективность и беспристрастность судебной системы.

Стабилизационный фонд РФ

Необходимо взвешенное направление средств Стабилизационного фонда по следующим направлениям:

– накопление средств для использования при неблагоприятной конъюнктуре;

– ускоренная выплата внешнего долга;

– увеличение социальных выплат (оптимальный размер, который не спровоцирует огромного скачка инфляции);

– финансирование федерального фонда развития промышленности. Фонд развития промышленности должен быть создан на федеральном уровне и осуществлять деятельность по координации и направлению денежных потоков (прямых инвестиций) в отрасли, наиболее нуждающиеся в инвестициях, возможно создание подразделения в виде венчурного фонда для финансирования инновационных проектов. Источниками финансирования, помимо Стабилизационного фонда, могут быть средства от приватизации государственного федерального имущества. Данный

Фонд должен быть подконтролен Правительству и обществу. Его основными учредителями помимо Стабилизационного фонда могут стать Центробанк, Сбербанк, Внешэкономбанк и другие заинтересованные инвесторы. Средства фонда будут направляться: на выдачу кредитов на стратегические инвестиционные проекты при умеренных процентных ставках;

прямые инвестиции по важнейшим инвестиционным проектам в нерыночном секторе экономики, а также при стартовом освоении новых поколений техники;

поддержку инновационных проектов, направленных на импортозамещение и расширение экспорта высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке; выдачу государственных гарантий по важнейшим инновационным проектам;

участие в межгосударственных инновационных программах и проектах в рамках СНГ, союза Беларусь – Россия.

Решение о предоставлении государственной поддержки тому или иному инвестиционному проекту принимается по результатам инновационно‑технологической экспертизы. Также необходимо создать государственную страховую инновационно‑инвестиционную компанию, функция которой – страхование инновационных рисков по проектам, прошедшим экспертизу.

Золотовалютные резервы ЦБ РФ

Одна из основных функций золотовалютных резервов – обеспечение стабильности курса национальной валюты. Стабильность рубля в долгосрочном плане позволяет привлечь в страну внешние инвестиции, что и наблюдается в последнее время. Однако для того, чтобы поток инвестиций стал более масштабным и постоянным, необходим стабильный прогнозируемый курс рубля минимум на 5‑10 лет.

В настоящий момент необходимо более эффективное использование золотовалютных резервов ЦБ РФ. Одно из направлений по рациональному использованию данных ресурсов может иметь следующий алгоритм действий:

– определить достаточность общей величины резервов согласно международной практике (3–5 мес.);

– сумму, превышающую расчетную величину, использовать в качестве кредитов по следующей схеме:

ЦБ РФ → Государственный банк → крупные компании с государственным участием.

Используя данную схему размещения золотовалютных резервов, можно решить ряд важных задач:

– экономия на процентах по кредитам. Ставка размещения золотовалютных резервов в настоящий момент составляет от 2 до 3 % годовых. Внешние заимствования государственным компаниям обходятся от 6 до 10 % годовых. Таким образом, западные финансовые посредники зарабатывают на российских золотовалютных резервах порядка 2–5% прибыли в год;

– улучшение платежного баланса за счет снижения общей задолженности РФ перед внешними кредиторами.

Управление долгом РФ

Считаем также необходимым отдавать приоритет поэтапной замене внешнего долга России внутренним, что позволит решить ряд стратегических задач: резкое снижение валютного риска, уменьшение внешнего политического давления, увеличение спроса на национальную валюту. Решение данных задач будет способствовать существенному притоку долгосрочных прямых инвестиций. В случае неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы минимальное значение внешнего долга России позволит сохранить в долгосрочном плане устойчивость платежного баланса РФ. Если благоприятная экономическая ситуация сохранится в ближайшие годы, целесообразно к концу 2010 года досрочно погасить внешний государственный долг Федерального правительства Российской Федерации.

Инвестиционно‑промышленная политика

Инвестиционная политика – часть экономической политики, проводимой государством и хозяйствующими субъектами в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения приоритетов, направлений их использования, источников получения.

Исходя из недостаточного уровня инвестиционной активности экономических субъектов (табл. 5), в качестве важнейших задач инвестиционной политики государства на современном этапе рассматриваем выделение приоритетов инвестирования на общегосударственном уровне, определение целевых федеральных и региональных программ, предусматривая ответственность за их полное финансирование и повышение роли бюджета в инвестиционном процессе.

Инвестиционная политика государства носит межотраслевой характер и реализуется через средства фискальной, монетарной, кредитно‑денежной политики.

Для создания эффективного спроса и развития производства необходимы также действия в области:

– обеспечения доступности информации по государственному заказу для всех бизнес‑субъектов, возможности участия малого бизнеса в тендерах по выполнению госзаказа. Решение проблемы информационного обеспечения бизнеса. Все более значительную роль приобретает инвестиционное проектирование, а в стране отсутствует база данных по инвестиционным проектам. Еще более поразительная ситуация выявилась, когда была обследована ситуация с госзаказами. О необходимости введения госзаказа для МП речь идет не первый год, однако опросы показали, что подавляющее большинство предпринимателей не имеют четкого представления об этих госзаказах и их полезности для развития МП;

– обеспечения рекламы отечественного производителя по льготным тарифам;

– осуществления государственной поддержки отечественных производителей посредством разумной протекционистской защиты и грамотной тарифной политики, в частности – установления более высоких тарифов на готовые изделия, чем на составляющие, для увеличения экспорта готовой продукции.

Однако чрезмерное прямое государственное вмешательство в экономику чревато широкой волной протеста против вынужденного снижения рентабельности производства, ростом налогообложения, увеличением задолженности иностранным кредиторам и обременительным содержанием бюрократического чиновничьего аппарата. Всегда надо поддерживать оптимум в соотношениях между хозяйственными и социальными функциями государственного регулирования, не допуская чрезмерной социальной нагрузки на бизнес и его конкурентоспособность.

Современные реформы в Китае могут быть взяты за основу с учетом российской специфики. Эти реформы призваны совместить государственное регулирующее участие с частной предпринимательской экономикой и рынком. Использование данного опыта представляется вполне разумным и эффективным на этапе первичной индустриализации в рамках известной концепции «рыночного социализма». При этом требуется грамотное сочетание государственного регулирования и рынка. Государству в принципе не следует заниматься бизнесом, за исключением тех отраслей, которые имеют большое военно‑стратегическое и социальное значение и связаны с обороноспособностью и безопасностью страны. В условиях рыночных отношений оно должно играть вспомогательную роль в экономике и минимизировать прямые вмешательства в реальную хозяйственную жизнь экономических субъектов.

Государственная собственность допустима и целесообразна лишь там, где неэффективна или невозможна частная. Государственные капиталовложения имеют смысл лишь там, где неэффективны или невозможны частные инвестиции.

При смене экономической системы с директивной на рыночную перед современной Россией встала проблема перехода к постиндустриальному обществу более ускоренными темпами. Переход к постиндустриальному обществу влечет в свою очередь кардинальные изменения в отраслевой структуре промышленного производства, что выражается в следующем:

– в создании ВВП продолжается неуклонное уменьшение доли сельского и лесного хозяйства, добывающих отраслей, тяжелой промышленности;

– одновременно наблюдается опережающий рост наукоемких отраслей материального производства, таких как электронное машиностроение, ракетно‑космическая техника, контрольно‑измерительные и аналитические приборы и т. д;

– увеличивается доля сферы услуг, прежде всего таких ее отраслей, как здравоохранение, наука, образование, социальное обеспечение и т. д;

Однако необходимо учитывать, что Россия – страна с уникальной историей развития и некоторыми специфическими особенностями, огромной территорией, высококвалифицированными трудовыми ресурсами, сырьевой направленностью экономики и др. Исходя из этого, следует, что Россия не может ограничиться только лишь рыночными механизмами воздействия на экономику, ей необходимы меры особого характера, порой идущие вразрез со свободным рынком. В связи с этим необходимо сосредоточиться на решении следующих основных задач:

– ускоренными темпами развивать сферу услуг – доля ВВП, приходящаяся на этот сектор, должна постепенно возрастать;

– нормальными, адекватными складывающейся ситуации темпами развивать обрабатывающие сектора экономики, наукоемкие отрасли, отрасли, производящие товары массового потребления;

– поддерживать сырьевые сектора экономики как важнейшую составляющую экономического роста и экономического влияния России на мировой арене.

Одна из главных задач инвестиционной политики – как государственной, так и корпоративной – состоит в придании инвестициям инновационного характера. Только на этой основе можно обеспечить финансовую базу для инновационного прорыва, конкурентоспособность товаров и услуг.

Для реализации стратегии инновационного прорыва, обязательной составляющей инвестиционного прорыва, необходимо более активное выполнение государством своей стратегически инновационной функции, увеличение доли консолидированного бюджета в ВВП и направление растущей доли расходов бюджета и внебюджетных фондов на стартовую поддержку базисных и улучшающих инноваций в рыночном секторе экономики. Необходимо также законодательное закрепление этой стратегии федеральными и региональными законами, принятие пока отсутствующих федеральных законов об инновационной деятельности и индикативном планировании, о регулировании цен, а также внесение в действующее законодательство изменений, предусматривающих налоговые и таможенные преференции при реализации стратегических инновационных проектов для создания благоприятного инновационного климата.

Также необходимо целевое размещение ресурсов, которое снизит слабости и укрепит сильные стороны российских отраслей. Для этого необходимо аккуратно выявить и проанализировать их привлекательность, измеряемую в рамках будущего рыночного и трудового потенциала, и конкурентное положение, оцениваемое как рыночная доля по отношению к импорту.

Отраслевые приоритеты должны быть расставлены в соответствии с их весом в национальной экономике, выраженном в объемах добавленной стоимости и занятости и доли в мировом экспорте. Несмотря на то, что сразу большое число отраслей нуждается в развитии, необходимо создавать условия для направления прямых иностранных инвестиций в первую очередь в те сектора, которые обещают хорошие потребительские перспективы, но рыночная доля которых мала вследствие засилья импорта. Политика приоритетов даст начало системной модернизации промышленности. Для портфельного анализа отраслей необходимо разместить их в матрице Бостонской консалтинговой группы (рис. 2), оценивая их экономическое значение на основе четырех критериев:

– доля в валовой стоимости в промышленности;

– доля в занятости в промышленности;

– доля на отечественном рынке, зависимость от импорта и привлекательность для прямых иностранных инвестиций;

– потенциал роста в России и позже в мировом масштабе через экспорт.

Рис. 2. Матрица Бостонской консалтинговой группы

Исходя из уровня производства и существующей структуры российской экономики и инвестиций в основной капитал (табл. 6, 7), мы предлагает следующую ориентировочную структуру российского отраслевого портфеля, которая может быть скорректирована с учетом конкретной экономической ситуации.

С целью увеличения экономического воздействия прямые иностранные инвестиции должны быть направлены на те отрасли, которые можно охарактеризовать как «звезды» и «трудный ребенок», т. е. находящиеся в начальной стадии развития и менее самодостаточные.

Инвестиционно‑промышленная политика России не будет эффективной без развития отечественной науки.

Вопрос возрождения и развития отечественной инновационной системы напрямую связан с возрастанием значимости инноваций как фактора, обеспечивающего технологическую модернизацию производства, высокое качество и конкурентоспособность продукции. Мы живем в эпоху становления постиндустриальной цивилизации, когда именно развитие отечественной науки может позволить ускоренными темпами реализовать стратегию инновационного прорыва. Основные элементы инновационной системы – это наука, инновационный сектор производства, образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, инновационная инфраструктура, механизмы поддержки инновационной деятельности. Отказ государственной, деловой, научной элиты от дальнейшего видения долгосрочного стратегического горизонта приведет к потере перспектив, к цивилизационной и национальной катастрофе. Мы стоим на позиции необходимости выбора и реализации стратегии инновационного прорыва, концентрации усилий государства, народа, бизнеса на освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационного обновления критически устаревшего оборудования.

В целом внутренний российский инновационный рынок – быстро растущий, а российские технологии на нем проигрывают, внедряются западные технологии. Сохраняется нынешний разрыв между академической, отраслевой, вузовской наукой и производством, минимальный приток талантливой молодежи в отечественную науку, значительный отток ее за рубеж. Несмотря на то что у нас все еще осталась неплохая материальная база, в том числе в оборонной промышленности, следует учитывать крайне неблагоприятные стартовые позиции российской экономики после затяжного глубокого кризиса 90‑х годов, отбросившего страну на десятилетия назад. Для того чтобы наука стала первоисточником инновационно‑технического прорыва, необходима более ощутимая поддержка государством фундаментальных исследований, научных школ, органический синтез академической и отраслевой науки и высшей школы, что обеспечит омоложение кадрового потенциала, притока талантливой молодежи в эту сферу, рачительное использование отечественного фонда изобретений, лежащих в основе конкурентоспособной продукции. Катастрофически не хватает венчурных фондов, технико‑внедренческих зон, центров передачи новых технологий. Опыт по использованию принадлежавших государству прав интеллектуальной собственности очень незначительный и весьма сомнительный. Масштабы нашей страны и существенное различие ее регионов по уровню и возможностям социально‑экономического развития, а также состоянию научного потенциала не позволяют эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра. Необходимо активное участие регионов в данном процессе. Формирование инновационной системы России должно стать улицей с двусторонним движением. Решение многих проблем инновационного сектора заключается в энергичной политике, направленной на обеспечение ускоренного и широкомасштабного развития и внедрение отечественных научно‑технологических разработок в базовые отрасли российской экономики.

Мы выделяем следующие приоритеты в возрождении отечественной науки.

– Увеличение расходов на науку из федерального бюджета; финансирование приоритетных фундаментальных и прикладных исследований и опытно‑конструкторских работ, формирующих базу для техники и технологий новых поколений, на отбор и поддержку освоения крупных изобретений, гарантирующих конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках на перспективу, а также на защиту и реализацию интеллектуальной собственности.

Формирование государственных заказов на НИОКР . Разработка и активное внедрение региональных программ поддержки развития науки, стимулирование участия местного самоуправления в процессе улучшения инновационного климата, создание национальной системы научно‑технической информации.

Предоставление налоговых и таможенных преференций инновационным программам и проектам, создание условий для привлечения к таким программам и проектам частных инвестиций.

Развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса, создание для этого сети венчурных фондов с участием государства, корпораций, банков, фондов.

Создание мощной конкурентоспособной авиакорпорации, развитие космической отрасли .

Развитие малого инновационного предпринимательства . Дополнительное снижение единого социального налога там, где главным продуктом является продукт инновационной деятельности, т. е. результат умственного труда, и большую часть стоимости составляет именно заработная плата высококвалифицированного персонала.

Увеличение притока талантливой молодежи, реальная интеграция науки и высшей школы (специальные гранты, повышенные стипендии, привлечение молодежи в разработку новых инновационных проектов под патронажем Академии наук, льготное обучение, поддержка талантов при поступлении в ведущие вузы страны).

Субсидирование части процентных ставок по кредитам на научные разработки .

Отнесение затрат на НИОКР на себестоимость, что уменьшит выплаты компаний по налогу на прибыль.

Проведение венчурных ярмарок как эффективного механизма обеспечения обмена информацией между разработчиками и изготовителями товаров высоких технологий.

– Принятие государственной программы, направленной на снижение оттока кадров за рубеж, создание социальной инфраструктуры с целью привлечения в страну высококвалифицированных специалистов (облегченное получение гражданства для научно‑технической интеллигенции).

– Создание венчурной биржи – постоянно действующего рынка интеллектуальной собственности для всех категорий ее создателей.

– Совершенствование нормативной правовой базы научной, научно‑технической и инновационной деятельности, в том числе легализация прав на интеллектуальную собственность: стабилизация прав всех участников, разделение прав на интеллектуальную собственность между инвесторами и государством.

– Формирование региональной инновационной структуры высшей школы, рассматриваемой в качестве основы для совместного развития современной региональной инновационной среды (университетские технопарки с налоговыми и таможенными преференциями, инновационно‑технологические центры, инновационно‑промышленные комплексы и другие технопарковые структуры).

– Подготовка и переподготовка специалистов в области технологического менеджмента и инновационного предпринимательства; укрепление роли учебно‑научно‑инновационных комплексов как центров развития инновационных процессов в регионах.

Отдельно следует сказать о структуре российского экспорта, которая достаточно точно отражает сравнительные преимущества страны, для которой, прежде всего, характерно богатство природных ресурсов. Ведущие позиции в российской торговле занимает экспорт энергоносителей, в основном за счет которого обеспечивается поддержание положительного сальдо торгового баланса. Необходима государственная политика, направленная на изменение структуры российского экспорта в пользу увеличения доли готовой продукции. Данная мера позволит при неблагоприятной конъюнктуре цен на мировых рынках энергоносителей сохранить в долгосрочном плане положительное сальдо торгового баланса и устойчивость национальной валюты, что, в свою очередь, будет благоприятно сказываться на общей экономической ситуации в стране.

Активно стимулируя экспорт, государство решает несколько задач. Во‑первых, содействие экспорту способствует повышению спроса на продукцию национального производства. Во‑вторых, экспорт обеспечивает поступление валюты, благодаря которой импортируются необходимые товары, новые технологии и оборудование, которые не производятся в нашей стране. В‑третьих, увеличение валютных поступлений обеспечивает погашение внешнего национального долга, стабилизацию национальной валюты, что благоприятно влияет на структуру платежного баланса страны и как следствие на позитивное развитие экономики.

По нашему мнению, сохранение положительного сальдо торгового и платежного балансов необходимо осуществлять посредством следующих мероприятий:

– поддержка отечественных производителей‑экспортеров, что

будет способствовать увеличению конкурентоспособности отечественных товаров на международных рынках. Для поддержки отечественных производителей‑экспортеров необходимо: прямое и косвенное субсидирование экспортеров; кредитование экспортеров и страхование экспорта; предоставление отдельных налоговых льгот экспортерам отдельных видов продукции; содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры; соблюдение интересов отечественных производителей‑экспортеров при вступлении в ВТО; поддержка проникновения экспорта готовой российской продукции на рынок СНГ и европейские рынки;

– увеличение доли высокотехнологичной и наукоемкой готовой продукции. Для достижения данной цели государство должно устанавливать более низкие таможенные ставки на составляющие и комплектующие, чем на готовую продукцию. Тем самым государство будет способствовать развитию отечественного производства по изготовлению готовой продукции. Однако необходимо увеличить контроль со стороны таможенных органов за противоправным использованием этой разницы и декларированием готовой продукции как комплектующих.

На сегодняшний день существует острая необходимость обновления производственных фондов, привлечения новых промышленных технологий, создания благоприятных условий для технического перевооружения и модернизации производства, в частности, установления нулевой ставки таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, ввозимого на территорию Российской Федерации, не имеющего аналогов, не производимого или производимого в недостаточных количествах .

Поддержка малого бизнеса

Уровень развития малого предпринимательства в России отстает от потребностей рыночной экономики и не позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал страны из‑за малоэффективной государственной политики в этой области. Несовершенство законодательства, налоговый пресс, сложность и трудоемкость процедур ведения учета, получения разрешений и согласований, трудность доступа к финансово‑кредитным ресурсам – еще не полный список проблем, до сих пор актуальных для малых предприятий и вынуждающих их уходить в тень.

Малый бизнес страдает от отсутствия справедливой конкуренции и от блокирования входа на новые рынки. Предприниматели постоянно подчеркивают высокую степень регионализации рынков и обращают внимание на барьеры, препятствующие расширению сферы деятельности в соседних регионах. Сохранение и увеличение темпов роста экономики Российской Федерации будет во многом зависеть от создания условий для опережающего развития малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации, а также от развития банковского сектора, призванного обеспечить финансовые ресурсы для подкрепления такого роста.

По данным Росстата, в малом бизнесе занято порядка 17–19 % трудоспособного населения России и производится всего 11–13 % российского ВВП, тогда как в США и странах Западной Европы в сфере малого бизнеса занято от 50 до 75 % трудоспособного населения, и этот сектор приносит более 50 % ВВП. Даже с учетом российской специфики определения малого бизнеса налицо структурный дисбаланс – искажение в сторону более гибких отраслей – торговли и общепита, ограничивающий потенциал роста малого бизнеса.

В период становления постиндустриального общества государство, являясь социальным партнером малого и среднего бизнеса, должно гарантировать справедливые и экономически привлекательные условия хозяйствования, включая доступ на рынок капитала, помощь в освоении инвестиций, защиту от недобросовестной конкуренции в сфере производства и сбыта. Особенностью малого предпринимательства, которая должна быть положена в основу государственной политики, является высокая степень зависимости состояния малого предпринимательства от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Те проблемы и трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического влияния на внешнюю среду, для субъектов малого предпринимательства представляют непосредственную угрозу их существованию.

Нельзя забывать, что малый бизнес не только нуждается в улучшении условий своей деятельности, но и имеет большое значение в общем экономическом прогрессе общества, так как больше чем любой другой слой предпринимательства участвует в процессе создания среднего класса в России, а именно он играет основополагающую роль в истории страны.

Необходимо сосредоточиться на решении следующих задач.

– Совершенствование нормативно‑правовой базы: основой государственного содействия развитию МСП является система законодательных и нормативных правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства.

В условиях перевода экономики на инновационный путь развития специального рассмотрения требуют вопросы создания нормативной правовой базы инновационного предпринимательства и национальной венчурной индустрии. Это затрагивает проблемы валютного регулирования и валютного контроля, что требует внесения дополнений в Таможенный кодекс РФ и бюджетное законодательство.

– Совершенствование механизмов регулирования отношений в налоговой и бюджетной сферах: эти отношения определяются Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, необходимость дополнения которых должна быть специально рассмотрена. Государственная поддержка МП должна проводиться на основе бюджетной оптимизации осуществляемых мер в рамках приоритетов, закрепленных законом, в частности, повышение порога оборота для упрощенной системы налогообложения до 90 млн руб. (стратегически).

Внедрение федеральных программ, направленных на улучшение инвестиционного климата в сфере малого и среднего бизнеса, диверсификацию российской экономики, расширение и обновление производственных фондов, повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие, создание новых рабочих мест, стабильной занятости населения в регионах, увеличение налоговых и прочих поступлений в региональные и федеральный бюджеты.

Развитие механизмов привлечения МП к государственным заказам, в том числе предоставление субъектам малого предпринимательства информации об условиях размещения государственного заказа (конкурсной документации) бесплатно или на более льготных условиях; установление специальных требований к квалификации поставщиков – субъектов малого предпринимательства, участвующих в размещении государственного заказа (соотносящихся с размером части государственного заказа, передаваемого малому бизнесу); разработка ясного механизма предоставления ценовых преференций поставщикам – субъектам малого предпринимательства и отражение его в условиях размещения заказа (конкурсной документации); квотирование части государственного заказа и его размещение исключительно среди субъектов малого предпринимательства; выделение в сложной составной продукции простых частей и размещение такой части государственного заказа исключительно среди субъектов малого предпринимательства; привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению государственного заказа на основе субконтрактов (субподряда); использование специализированных структур, обеспечивающих поставки продукции малых предприятий, создание властными структурами федерального и регионального уровней специализированных организаций (фондов, центров, компаний, агентств) в качестве хозяйственных партнеров МП, выполняющих от имени и по поручению государства работы и услуги в интересах малых предприятий при строгом следовании гражданским правовым принципам (свобода выбора, отсутствие властного принуждения, равная ответственность перед законом, взаимная выгода, справедливое разделение рисков). Обеспечение учебно – консульта тивной и информационной поддержки МП, в том числе сотрудничество с государственными структурами в сфере образования для эффективной реализации программы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, внедрение системы дистанционного обучения, использование социальной рекламы значимых проектов и программ поддержки и развития малого предпринимательства, способствующих развитию предпринимательской активности.

– Государственная поддержка инновационной сферы МП разработка эффективной нормативно‑правовой базы, содействующей развитию инновационной активности, венчурного финансирования, создание научно‑инновационных комплексов на основе государственных НИИ, с целью увеличения количества венчурных проектов, создание и развитие венчурных фондов, техниковнедренческих зон, центров передачи новых технологий.

– Более гибкая политика в области лизинга и использования государственной собственности: упрощение процедур сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества, относящегося в настоящее время к государственной собственности, имущества ликвидируемых предприятий, в том числе высвобождаемых объектов военной инфраструктуры, с учетом контроля над эффективностью использования указанного имущества, создание фонда развития лизинга (за счет части средств от приватизации государственной собственности).

– Развитие бизнес‑инкубаторов как одного из наиболее эффективных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, особое значение имеет работа бизнес‑инкубаторов в рамках местной и региональной экономики.

Развитие сельского хозяйства

Россия является страной с большой долей сельских жителей. Сегодняшняя ситуация в сельском хозяйстве крайне сложная. Налицо деградация инфраструктуры, социальной сферы. Сельское хозяйство играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности, выгодных условий внешнеторговых операций, агропромышленном развитии и прогрессе сельских районов. В то же время сельское хозяйство не является самодостаточной отраслью. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что государству необходимо укреплять свою регулирующую роль в вопросах развития АПК, посредством ценового регулирования, прямого субсидирования, финансово‑кредитного обеспечения, формирования производственной инфраструктуры сельского хозяйства, налогового регулирования, регулирования земельных отношений. Государство должно способствовать повышению конкурентоспособности сельского хозяйства, с помощью лицензирования, квот и пошлин защищать внутренний рынок от импорта.

Основными проблемами отрасли являются: деградация земель, большой износ оборудования, недоступность банковского кредита для сезонного финансирования, межотраслевой диспаритет цен и доходов, отсутствие эффективной системы регулирования аграрного рынка, межрегиональные торговые барьеры, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.

Мы выступаем за эффективный, высокотехнологичный агропромышленный комплекс как стратегическое направление развития страны, продовольственную независимость от импорта – основы проведения эффективной внешней политики. Для решения вышеуказанных задач необходима реализация политики в области сельского хозяйства по следующим направлениям.

– Государственная поддержка сельского хозяйства путем экономического стимулирования отечественных сельхозтоваропроизводителей, через регулирование цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, энергоносители, таможенные пошлины и квоты с учетом разумного протекционизма в импорте и экспорте продовольствия.

– Проведение единой государственной политики в области агропродовольственного рынка и рынков ресурсов для сельскохозяйственного производства по всей территории Российской Федерации, оптимизация структуры и функции государственных органов управления агропромышленным комплексом; формирование системы реализации сельскохозяйственной продукции и регулирования продовольственного рынка; поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности, установленной нормами антимонопольного законодательства.

– Создание тесного альянса между государственным и частным сектором (цель – увязать мотивы частного сектора по получению дохода с задачами государства в области развития сельских районов, адекватная политика государства = соответствие интересов крестьян темпам становления рыночных отношений на селе, в том числе стимулирование первоочередного перехода земли к наиболее эффективному пользователю; реализация системы мер по осуществлению закупок продовольствия для государственных нужд преимущественно у отечественных товаропроизводителей). Совершенствование налоговой и правовой систем АПК, в том числе выработка консолидированной позиции российских агропроизводителей по вопросам актуальной законодательной практики Российской Федерации и субъектов РФ; применение действенной судебной системы страны, позволяющей усилить финансовую и контрактную дисциплину всех участников агро‑производственной цепи; осуществление правовой поддержки интегрированных холдингов, объединяющих перерабатывающие предприятия с сельскохозяйственными производителями; принятие закона о продовольственной безопасности.

Принятие закона «О государственной политике в области продовольственной безопасности», закрепляющего правовые основы, полномочия органов государственной власти и основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, являющейся составной частью безопасности государства.

Развитие системы гарантированных государственных закупок – государство должно осуществлять прямую поддержку роста доходов товаропроизводителей путем введения гарантированных цен, квот на продукцию сельского хозяйства, закупаемую государством, которые обеспечивали бы рентабельное производство, – мониторинг ценовых пропорций и применение компенсационных мер в части ценообразования; введение государственной системы норм питания, регламентирующей основные нормативные уровни питания населения. Содействие развитию кооперативного движения, формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства .

Создание союзов (партнерств), объединяющих субъекты деятельности в экономической, финансовой, социальной и природоохранной областях для разработки необходимых комплексных подходов для возрождения сельского хозяйства.

– Льготное кредитование, субсидирование процентных ставок

по привлекаемым с финансового рынка кредитным ресурсам и лизинговым платежам на приобретение оборудования.

– Развитие эффективной системы страхования в сельском хозяйстве, повышение работоспособности Россельхозбанка, Росагролизинга, Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка и эффективности реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей».

– Развитие экспортного потенциала российского АПК, применение эффективных таможенно‑тарифных механизмов защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей.

– Целенаправленная государственная политика в области социального развития села: создание для российских участников агропроизводства равных с городскими условий жизни.

– Совершенствование кадровой политики – особое значение имеют целевая подготовка и переподготовка квалификации руководителей и специалистов сельхозпредприятий, ориентированная на современные отраслевые стандарты, такая работа должна базироваться на научно‑технических программах развития АПК и государственном заказе на обучение специалистов.

– Дальнейшее развитие государственной информационной службы в АПК, предоставляющей свободный доступ к рыночной, технико‑технологической, правовой информации всех заинтересованных субъектов.

– Активная поддержка малого предпринимательства как наиболее эффективной структуры, функционирующей в аграрной сфере (на фермерские хозяйства приходится ощутимый объем производства сельхозпродукции).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (22.12.2017)
Просмотров: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%