1. Перспективы экономического роста в России
Можно ли требовать от человека с ограниченными возможностями пробежать десять километров без остановки?
Может ли человек, у которого отсутствует слух, профессионально настроить музыкальный инструмент?
Можно ли от ребенка требовать понимать тонкости современного мира, которые вряд ли когда поймут большинство взрослых людей?
Все эти вопросы можно объединить под общим названием – соответствие желания и возможностей. Таким образом, прежде чем давать объективную оценку событиям или ставить определенные задачи, которые необходимо решить в конкретный промежуток времени, соотнести требуемый конечный результат с наличием всего многообразия возможностей и инструментов по реализации поставленных целей и задач. Если речь идет о планировании долгосрочного экономического развития государства, то, прежде чем предлагать конкретный путь развития, необходимо ответить на один из основных вопросов: возможен ли в принципе устойчивый экономический рост в России. Присутствуют ли в достаточном количестве факторы экономического роста? Объективный и глубоко продуманный ответ на подобного рода вопросы позволяет выбрать из множества рассуждений и предложений на тему экономического развития любого государства наиболее подходящие решения, при реализации которых возможно достижение поставленных целей и задач.
Рассмотрим основополагающие факторы экономического роста вне зависимости от привязки к стране и экономической системе.
1. Количество и качество природных ресурсов.
2. Количество и качество трудовых ресурсов.
3. Объем основного капитала.
4. Технологии.
5. Предпринимательские способности.
Эти пять факторов можно объединить под названием «Факторы предложения, которые делают рост производства возможным».
Если посмотреть более внимательно на вышеперечисленные факторы, то получится следующая картина. Первый фактор присутствует на 100 %. Второй фактор также является вполне доступным. Фактор – объем основного капитала присутствует в полной мере. Кроме этого, в течение длительного времени наблюдался избыток СКВ, что в свою очередь является позитивным моментом (покупка на внешнем рынке недостающих факторов экономического роста [трудовые ресурсы, технологии и предпринимательские способности]). Технологии. Здесь несколько сложнее, но, тем не менее, они есть. В отсутствие собственных технологий (разработок) временной мерой становятся импортные закупки. Аргументация экономистов относительно существенного ограничения в предложении технологий не выдерживает критики. Предпринимательский талант. Наиболее сложная составляющая для отечественной экономики. Как правило, наблюдается серьезная недооценка людей, озвучивающих стратегическую важность данного фактора. Именно предприниматель сводит все вышеперечисленные факторы воедино, в результате чего получается продукт (в широком смысле) или «развитие» (движение вперед). Также очевидно, что вследствие доминирования директивной экономики в течение длительного периода времени наша страна испытывает определенный голод в предпринимательском таланте. В то же время, когда речь идет о предпринимателях, нужно строго разделять уровни ответственности различных групп (видов) предпринимателей. На разные задачи необходимы разные предприниматели. Есть сверхзадачи (стратегическое развитие государства), с определенным набором управленческих решений, которые под силу только государственным деятелям. Основное отличие данной группы предпринимателей – вид мышления, главная цель которого заключается не в получении прибыли, а в создании условий для наиболее эффективного развития страны в целом, с учетом внутренних и внешних особенностей и обстоятельств. Другими словами, в области экономики в их круг обязанностей входят:
создание условий для достижения экономического роста (производства товаров и услуг в большем объеме и лучшего качества, т. е. достижение более высокого уровня жизни);
обеспечение рабочими местами всех тех, кто желает и способен работать;
экономическая эффективность. Получение максимальной отдачи с использованием имеющихся производственных ресурсов; осуществление контроля над уровнем цен; справедливое распределение доходов;
экономические гарантии. Социальное обеспечение для хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и уволенных в результате сокращения; экономическая свобода. Создание условий для долгосрочного и устойчивого развития предпринимательской деятельности как одного из основных двигателей экономического роста; торговый баланс. Поддержание разумного баланса в международной торговле и международных финансовых сделках с другими странами;
экономическая и, как следствие, политическая безопасность страны.
Этот перечень задач фигурирует в основных экономических целях общей экономической политики государства. Вероятнее всего, все остальные задачи (обязанности государства) направлены именно на обеспечение реализации вышеприведенных обязанностей. С одной стороны, перед данным видом предпринимателей стоит сложная задача по решению вышеперечисленных проблем, но, с другой стороны, многие «бытовые» сложности частных предпринимателей (факторы роста) решаются без особых сложностей. От них требуется только модель развития, все остальное находится под рукой в неограниченных размерах (от суммы задействованных ресурсов до установления экономических правил).
В то же время существуют предприниматели другого порядка, как правило, с основной единственной целью – вовлекать в оборот факторы производства, в результате чего происходит рождение продукта или услуги. Основным стимулом для их успешного развития, как правило, является получение прибыли. Забота о трудящихся необходима в той мере, при которой происходит конкуренция на рынке труда. О справедливых условиях труда обязаны в большей степени думать предприниматели верхнего уровня (государство). Отсюда вытекает ошибочный постулат государства последнего времени: «бизнес обязан быть социально ответственным». Бизнес по своей природе является хищником и циником. У него совершенно другие задачи. Соблюдение социальной справедливости – это удел государства. Предприниматель может быть добрым, но не обязан это делать. В то же время государство обязано быть добрым, даже если кто‑то из чиновников не хочет или не понимает. Все истории и рассуждения о происхождении капитала в России не стоят выеденного яйца. Раз и навсегда необходимо поставить точку в истории становления первоначального капитала. Либо сделайте пересмотр итогов приватизации (если это поможет), либо перестаньте говорить экономические глупости, которые противоречат здравому смыслу. Но это не тема материала.
Одна из стратегических ошибок правительства (России) заключается в глубоком непонимании необходимости создания широкого круга предпринимателей. Логика проста. Чем больше будет в стране людей, способных соединить воедино факторы производства, тем меньше в конечном счете будет проблем у государства. С экономической точки зрения, создавая новое рабочее место, предприниматель снимает часть «головной боли» с государства (снижает уровень безработицы в стране и увеличивает производство товаров и услуг). Естественно, речь идет о нормальном государстве, чувствующем ответственность перед людьми, и не только в момент, когда необходимо собрать определенное количество голосов на выборах. К глубокому сожалению, российские власти слишком далеки от понимания столь важных вопросов в эффективном функционировании не только экономической системы страны. Если рассматривать экономическую вертикаль, то государство делегирует часть своих полномочий предпринимателям (создание рабочих мест, производство товаров, услуг и т. д.). Из этого следует, что Правительство обязано сделать все возможное для того, чтобы люди, имеющие способности к предпринимательской деятельности, как минимум включились в процесс по вовлечению факторов производства. Механизмы, способствующие реализации этого процесса, рассматривать не будем (они выходят за рамки основного вопроса).
Подытожив вышесказанное, можно констатировать, что Россия имеет в наличии факторы производства не менее чем на 80 %, т. е. страна способна производить продукт (в широком смысле слова) как минимум для внутреннего потребления. Или, другими словами, существующая территория страны в состоянии обеспечить устойчивое долгосрочное развитие государства. Заканчивая рассуждения на данную тему, особо следует сказать о наличии возможности у государства генерировать СКВ в сверхнеобходимых размерах. Мнения ряда экономистов о том, что избыток валюты является проблемой для экономики, не соответствуют действительности. Имея положительный торговый баланс, экономика может «перешагнуть» некоторые временные периоды, минуя длительную стадию первоначального накопления капитала. И в конечном результате качественно повысить уровень жизни всех слоев населения страны.
Также следует иметь в виду, что рост зависит от факторов спроса. То есть для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечивать полное использование расширяющихся объемов ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов. Далее на экономический рост влияют факторы распределения. Таким образом, способность к наращиванию производства недостаточна для решения задачи общего выпуска продукции – необходимо также реальное использование растущего объема ресурсов и их распределение таким образом, чтобы получить максимальное количество полезной продукции. Эта задача является не менее важной, чем сама организация производства. И в то же время не такой сложной, чтобы иметь в этом плане постоянные проблемы. Одним словом, практически все поддается элементарному счету.
В связи с вышесказанным возникает ряд интересных вопросов.
1. Почему, несмотря на то, что страна способна генерировать долгосрочный и устойчивый экономический рост, Россия остается в роли безалаберного хозяина, с низким уровнем жизни и некомфортными условиями жизни основной части населения?
2. Почему наличие существенных природных ресурсов не выводит нашу страну на передовые мировые позиции по различным экономическим и социальным показателям?
3. За счет каких факторов страна с темпом роста ВВП на уровне 7 % за короткий промежуток времени (шесть‑восемь месяцев) превращается в депрессивный хозяйствующий субъект с отрицательным темпом роста экономики?
4. Почему в стране с громадным отложенным инвестиционным и потребительским спросом (количество потребления различных групп товаров и услуг на душу населения ниже стран с развитой экономикой) не удается запустить механизмы роста?
5. Почему в кризисной ситуации отсутствует возможность использовать весь спектр механизмов денежно‑кредитной политики?
Список вопросов можно продолжать дальше. Чем глубже будут вопросы, тем больше будет сомнений в дееспособности власти. Но задача материала совершенно в другом.
Далее я постараюсь частично дать ответы на столь актуальные вопросы и предложить ряд первоочередных мер, на которых следует сконцентрироваться правительству для создания долгосрочного и устойчивого экономического роста.
Прежде чем перейти к рассмотрению поставленных проблем отечественной экономики, необходимо сделать ряд важных допущений.
1. Руководители России не связаны никакими тайными обязательствами с другими странами, которые резко ограничивают поле деятельности Правительства.
2. Экономические советники первых лиц государства являются добросовестно заблуждающимися личностями (за их рекомендациями не стоит злой умысел или иные мотивы, противоречащие интересам страны).
3. Руководители государства желают достичь именно тех целей, которые понимаются основной частью населения (повышение общего благосостояния граждан и позитивное развитие личности).
4. Руководители государства искренне считают, что жизнь и свобода личности находятся на первом плане, исключая ситуацию, при которой права и свободы граждан противоречат безопасности и целостности страны.
2. Факторы повышенного риска российской экономики
До недавнего времени в России присутствовал только ряд необходимых факторов и предпосылок для экономического роста, к тому же уже имеющиеся факторы используются во многом неэффективно и нецелесообразно, в связи с чем экономика развивается темпами, не соответствующими потенциалу РФ.
В последние годы можно ответственно заявить, что российская экономика обладает всеми факторами, способствующими созданию условий для долгосрочного экономического роста. Также нельзя не брать во внимание тот факт, что некоторые отрицательные моменты (износ промышленного оборудования; низкие показатели различных параметров на душу населения – квадратных метров жилой площади, количества автомобилей, телевизоров и т. д.) при умелой организации являются и положительными (огромный спрос как на инвестиционные продукты, так и на потребительские).
На сегодняшний момент Правительство не в полной мере использует все многообразие мер экономического воздействия, нередко применяются ошибочные подходы к экономическому регулированию, что и является одной из основных причин кризисных явлений конца 2008 – начала 2009 года, а также неудовлетворительного экономического роста в предыдущий период времени, который был основан в большей степени на росте мировых цен на сырьевые ресурсы российского экспорта.
Основная недоработка курса экономических реформ в России заключается в полном копировании западной «монетаристской» экономической политики, без учета текущей российской ситуации.
Исходя из национального богатства и особенностей нашей страны (исторических, географических, ментальных), считаю, что экономический курс должен иметь особенности и приоритеты, присущие исключительно России.
Важнейшей целью экономической политики государства должен стать переход России к постиндустриальному обществу. Место нашей страны в мировом экономическом пространстве, а мы все еще выступаем в качестве сырьевого придатка, что не соответствует общему потенциалу государства.
В ходе реализации экономической стратегии России в обязательном порядке необходимо в качестве приоритетов учитывать: экономическую и продовольственную безопасность страны; развитие экспортно ориентированных отраслей, связанных с производством готовой высокотехнологичной продукции, и интеграцию в единое экономическое сообщество без ущерба для интересов российских производителей.
На мой взгляд, высокие показатели экономического роста, увеличение ВВП и благосостояния граждан России достижимы посредством следующих основных мер: воздействие на расширение производства и предложение товаров и услуг через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности); увеличение инвестиций.
Рассуждая о текущем состоянии отечественной экономики, необходимо выявить факторы (причины), которые не позволяют развиваться стране с заложенным потенциалом. Несмотря на то что российское Правительство допускает стратегические ошибки в элементарных экономических вопросах (от постановки целей и задач до их конкретного исполнения), останавливаться на них не будем. Нас интересуют более глубинные проблемы, которые создают сложности для любой управленческой команды.
Исходя из анализа причин возникновения экономических, политических и финансовых кризисов, можно остановиться на нескольких важнейших проблемах, которые являются факторами повышенного риска российской экономики. Речь идет о структуре платежного баланса, общей суммы накопленного внешнего долга и утечки капитала. Кроме этого, существует еще один немаловажный фактор, на который ни один из экономистов и экспертов по функционированию отечественной экономики не обращает внимания, несмотря на то, что он является одним из важнейших негативных моментов, который не позволяет осуществлять эффективную денежно‑кредитную политику, – существенная зависимость экономики от СКВ.
Платежный баланс России. Внешний долг. Утечка капитала
Одним из основных рисков российской экономики является невозможность в среднесрочном плане сохранить приток валюты в страну на приемлемом уровне, позволяющем успешно реализовать основные поставленные цели не только в области экономики, но и в социальной сфере. Соответственно, вопросы, связанные с общей структурой платежного баланса, выходят на первостепенные позиции.
Значение сбалансированного счета текущих операций играет важнейшую роль для развития российской экономики. Удовлетворительной можно считать ситуацию, при которой на ближайшие десять лет значение данного показателя будет превышать уровень 20 млрд долл, в год. Снижение указанной величины до нулевого значения является негативным моментом. Критическим значением можно считать выход данного показателя в отрицательную зону. Предположение ряда экономистов, что отрицательное значение счета текущих операций можно компенсировать притоком капитала, является ошибочным мнением, которое в среднесрочном плане, не говоря о долгосрочном, несет в себе системные риски для оптимального функционирования всей экономики. Замещение отрицательного счета текущих операций притоком иностранного капитала могут себе позволить страны, имеющие ряд важнейших факторов: национальная валюта является резервной; стабильный объем экспорта, с постоянно растущей тенденцией; привлекательный инвестиционный климат; низкий уровень внешнего долга, выраженного в иностранной валюте; комфортные условия проживания граждан; положительный прирост населения и др.
Влияние сокращения счета текущих операций на отечественную экономику можно продемонстрировать следующими моментами (исходя из текущих показателей экономики). Рост профицита счета текущих операций как минимум создает условия для стабильности национальной валюты. Стабильная национальная валюта влияет на уровень процентных ставок и общий объем инвестиций. В то же время при прогнозируемом курсе рубля появляется возможность осуществлять проекты с заданной нормой рентабельности в СКВ, что, в свою очередь, создает предпосылки для притока внешних инвестиций и, как следствие, увеличения спроса на национальную валюту. При разумном финансовом механизме трансформации внешних инвестиций в российскую экономику происходит существенное увеличение ЗВР и общего баланса между краткосрочными активами и пассивами, выраженными в СКВ. В результате данных мероприятий возрастает уровень производства и в конечном счете происходит увеличение производительности труда. При разумной протекционистской политике не создается завышенного спроса на импортную продукцию, и, как следствие, появляется дополнительный фактор устойчивости не только платежного баланса страны, но и всей экономики в целом. Громадный отложенный инвестиционный спрос и низкие процентные ставки позволяют запустить «длинные» инвестиционные проекты по производству инвестиционных продуктов, что в конечном итоге позволит полностью модернизировать значительную часть российской экономики и, как следствие, создаст производственную базу для замещения импорта.
В случае ухудшения сальдо счета текущих операций в экономической системе страны запустится деструктивный механизм. Угроза ослабления рубля создаст предпосылки для оттока внешних портфельных и прочих инвестиций. При существующем уровне монетизации экономики (менее 30 % от ВВП) значительные оборотные средства организаций будут потрачены (в лучшем случае по умеренно растущему валютному курсу СКВ) на возврат ранее взятых займов и их обслуживание. Данное действие вызовет дополнительный отток капитала (боязнь девальвации рубля и в конечном счете роста инфляции), что повлечет за собой ухудшение финансовых показателей компаний, сокращение оборотных средств. Давление на рубль вызовет девальвацию национальной валюты, что приведет к повышению уровня инфляции и процентных ставок. Рост процентных ставок уменьшит количество инвестиционных проектов (количество проектов будет неконкурентоспособным [рост срока окупаемости]), и, соответственно, произойдет спад промышленного производства и, как следствие, повышение уровня безработицы. На период девальвации рубля значительная часть инвестиционного капитала переместится в СКВ. Существует еще ряд подобных причинно‑следственных связей между положительным сальдо платежного баланса и развитием российской экономики, но приведенного примера достаточно, чтобы данной проблеме уделять должное внимание. Именно из‑за неудовлетворительного платежного баланса происходили различные кризисы в отечественной экономике (1991, 1998,2008 годы).
Рассмотрим элементы российской экономики, которые должны быть под пристальным вниманием финансовых властей.
Платежный баланс России. Основная проблема – выход в ближайшее время счета текущих операций в отрицательную зону. С одной стороны, факт отрицательного счета текущих операций не является в мировой практике аномальным явлением, но, с другой стороны, предыдущие два периода, когда счет текущих операций имел отрицательное значение, привели в 1998 году к финансовому кризису ив 1991 году к полному распаду советской империи. По итогам 2009 года, в зависимости от стоимости сырья на мировых биржах, платежный баланс будет балансировать в районе нулевой отметки (от ‑20 до +20 млрд долл.). Нельзя сравнивать состояние экономики сегодня и в прошлые периоды (в настоящий момент ряд показателей несравненно лучше), но вместе с тем некоторые сформировавшиеся факторы, которые, на первый взгляд, можно оценить как удовлетворительные (в сопоставимых показателях), оказываются значительно хуже. Рассмотрим данные показатели (приложение 1).
Экспорт товаров. Основная доходная статья платежного баланса. Структура экспорта товаров. Общий объем за последние несколько лет возрос в несколько раз (110 млрд долл. – 2003 год, 472 млрд долл. ‑2008 год). В общей сумме торгового экспорта 66 % (310 млрд долл.) приходится на долю нефти, нефтепродуктов и газа. Среднее значение данного показателя за последние десять лет находится на уровне не более 123 млрд долл.; за 17 лет – 85 млрд долл. Из этого следует, что с вероятностью более 50 % в ближайшие несколько лет сумма российского экспорта по данной категории товаров будет находиться на уровне 123–250 млрд долл. Если учитывать возможное снижение стоимости других товарных групп (до 30 %), то сумма товарного экспорта, относительно которой необходимо строить расчеты по окончательному балансу счета текущих операций, должна рассчитываться исходя из формулы: 200 млрд долл. + сумма, зависящая от стоимости сырья на мировых рынках исходя из 25–30 долл./барр.
Экспорт услуг. Исторически сложилось, что данный показатель является дефицитным. При увеличении номинальных валютных доходов населения отрицательное сальдо возрастает. Особое внимание следует уделить «сомнительным» платежам, которые являются скрытой формой утечки капитала.
Инвестиционные доходы. За последний период отрицательный баланс между доходами в Россию и доходами из России в силу ряда обстоятельств (огромные займы, ошибочное укрепление рубля, высокая реальная доходность капитала и др.) имеет тенденцию к увеличению, что в конечном итоге отрицательно сказывается на общей величине сальдо платежного баланса. По итогам 2008 года инвестиционные доходы из России составили чудовищную величину – 89 млрд долл., при доходах к получению в размере 54 млрд долл. Решение данного вопроса напрямую зависит от позиции Правительства в области движения внешнего капитала и общей кредитно‑денежной политики.
Оставшиеся позиции счета текущих операций также являются дефицитными и имеют ярко выраженную негативную тенденцию.
Исходя из сложившейся динамики основных агрегатов платежного баланса России, можно констатировать, что в ближайшие несколько лет счет текущих операций будет стремиться к отрицательному значению. Важно учитывать тот факт, что это случится вне зависимости от снижения стоимости основных товарных групп российского экспорта. Сделанный прогноз указывает на то, что отрицательное сальдо счета текущих операций при стечении ряда факторов может составлять до 50 млрд долл, в год. Набор инструментов (действий, механизмов) по исправлению данной ситуации невелик: девальвация национальной валюты, продажа ЗВР, увеличение внешних займов и некоторые другие. Даже не экономисту видно, что реализация вышеуказанных мероприятий вызовет ряд негативных явлений в экономике (окончание 2008 года – начало 2009 года). Вот некоторые из них. Девальвация: увеличение долговой (выраженной в рублях) нагрузки организаций и сложности в ее обслуживании; снижение уровня жизни населения (см. объем импорта); рост процентных ставок и др. Реализация ЦБР ЗВР: ухудшение относительных показателей платежного баланса и, как результат, увеличение рисков со всеми вытекающими последствиями (рост процентных ставок по внешним заимствованиям, сокращение притока капитала (возможен чистый отток), снижение стоимости рисковых активов и т. д. Внешние займы (приток капитала). Любые заимствования будут ухудшать относительные показатели платежного баланса, создавать дополнительную базу для увеличения оттока капитала по статье «Инвестиционные доходы из России», что, в свою очередь, и без того будет ухудшать сальдо счета текущих операций. К негативным последствиям нужно добавить возможный уход иностранного капитала из страны (краткосрочный внешний долг России на 01.01.2009 более 100 млрд долл.).
Перечисленные негативные моменты являются только частью всех отрицательных последствий в российской экономике, которые в обязательном порядке возникнут в случае устойчивого среднесрочного отрицательного счета текущих операций.
Внешний долг
Накопленная сумма внешнего долга на 01.04.2009 составляет 450,8 млрд долл, (приложение 2.) Много это или мало? Если перевести в рубли и соотнести с сальдированным финансовым результатом российской экономики за 2008 год (3 трлн руб.), в общем, и не много. Можно добавить еще несколько относительных показателей и на этом успокоиться. Но, к сожалению, это полная иллюзия происходящих процессов в области внешней задолженности. Для получения объективного представления о сумме внешнего долга страны необходимо сравнивать другие относительные показатели валютной части экономики: ЗВР, торгового экспорта, торгового сальдо по товарам и услугам. Кроме этого, необходимо учитывать структуру внешнего долга. Нет особого смысла говорить об оценочных показателях, которые в течение последних шести месяцев резко ухудшились. Проблема в другом. Какова тенденция общей суммы накопленного внешнего долга и какой она будет через три‑пять лет? Сможет ли российская экономика генерировать поступление экспортной выручки в тех же объемах, что и предыдущие несколько лет? На самом деле вопрос должен звучать несколько иначе. Сможет ли российская экономика генерировать экспортную выручку с темпом роста не менее чем 20–30 % в год? Именно при данных результатах оценочные коэффициенты смогут остаться на прежнем (неудовлетворительном) уровне. Также нет ответа и на вопрос относительно устойчивости российского экспорта в принципе (с точки зрения финансовых показателей [дохода]). Я не буду загружать цифрами, в приложении они имеются, и в зависимости от желания изучающего данный вопрос можно посмотреть более подробно. Но все же на базовых параметрах мне бы хотелось остановиться.
Доходная часть. Как говорилось, основным источником поступления валюты в страну является экспорт товаров, составивший в 2008 году 471,6 млрд долл., который в России обеспечивается сырьевой составляющей в размере 310,1 млрд долл, (нефть, газ и нефтепродукты без учета металлов), т. е. не менее 65 % от всего экспорта товаров представляют собой неустойчивые доходы, которые в несколько раз выше среднегодовых показателей за десять последних лет, не говоря уже о более долгом периоде времени. Таким образом, существует большая вероятность снижения сырьевой составляющей российского экспорта товаров в два‑три раза до 103–155 млрд долл. Оставшуюся часть российского экспорта также невозможно назвать устойчивой позицией. Таким образом, с вероятностью не менее чем 50 % можно констатировать, что в ближайшие несколько лет величина экспорта российских товаров может варьироваться от 210 до 600 млрд долл. (500 млрд долл, при среднегодовой стоимости нефти не ниже 110 долл, за баррель).
Для справки: общий уровень экспорта товаров в размере 110 млрд долл, был преодолен лишь в 2003 году (74,5 млрд долл. – нефть, газ и нефтепродукты без учета металлов). Показатели российского экспорта и импорта с 1970 года можно посмотреть в приложении 3.
Именно на основе данных показателей необходимо строить модель не только приемлемости уровня внешнего долга, но и обеспечения устойчивости платежного баланса России. Однако следует заметить одну немаловажную деталь, которая в нашем случае не работает: если экспорт будет возрастать, то все замечательно. Речь идет о ситуации, при которой в течение ряда лет будет возможно повышение общего уровня российского экспорта. Следует помнить, чем выше показатели сегодня, тем выше риски в дальнейшем, так как экономика в общем плане (домохозяйства, организации) быстро привыкают к увеличенному импорту, который, в свою очередь, может поддерживаться только «крепким рублем».
Расходная часть. По всем остальным позициям счета текущих операций российский платежный баланс имеет отрицательное сальдо (см. приложение 1). Эту часть разумно разделить на две группы. Первая зависит от курса национальной валюты (способность потреблять) и является величиной переменной. Сюда также можно отнести заградительные барьеры, которые, в зависимости от тенденции, будут иметь характер, увеличивающий импорт (ВТО). Вторая группа – условно постоянная. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что накопленный внешний долг для российской экономики непомерно велик и не соответствует в среднесрочном плане экономическому развитию нашей страны. При ставке 7 % годовых обслуживание 485 млрд долл, обойдется примерно в 34 млрд долл, в год. Чем выше ставка и сумма долга, тем выше стоимость обслуживания. Причем независимо от курса национальной валюты эти платежи необходимо осуществлять ежегодно. Я не буду развивать тему о неизбежном росте процентных ставок во всем мире, отмечу лишь то, что при возникновении форс‑мажорных обстоятельств сумма платежей по внешнеэкономической деятельности будет превышать приток валютных средств в страну от этой деятельности. Что касается других импортных позиций (в широком плане), то нельзя забывать, что их снижение происходит только в случае девальвации национальной валюты и сокращения реальных располагаемых доходов населения, что, в свою очередь, автоматически вызовет снижение уровня жизни населения и существенно затруднит обслуживание внешнего долга (текущая ситуация).
Утечка капитала
Одной из острых проблем российской экономики является хроническая утечка капитала (приложение 4). В последнее время в связи с активным платежным балансом страны данный вопрос практически не поднимается, а между тем проблема с каждым годом становится все острее. Некоторые цифры (авторский расчет и методика, приложение 4). Предполагаемая утечка капитала с 1991 по 2008 год составила 588 млрд долл.; с 1999 по 2008 год – 479 млрд долл.; с 2004 по 2008 год – 386 млрд долл. Таким образом, исходя из последних десяти лет, среднегодовая сумма утечки капитала составила 47,9 млрд долл. За последние пять лет данный показатель составил 77,3 млрд долл, в год. В моем понимании, цифры просто ужасающие. О чем говорят цифры? В первую очередь, они говорят о том, что участники предпринимательской деятельности значительную часть капитала выводят из страны. Если внимательно посмотреть на структуру внешнего долга, можно заметить некоторую синхронность по привлечению и выводу капитала. Кроме этого, основная сумма внешнего долга находится в разделе «Портфельные и прочие инвестиции». Если учитывать страну происхождения внешних поступлений, то вывод напрашивается сам собой: значительная часть внешних займов – ранее выведенные средства российских предпринимателей. Думаю, будет справедливым утверждение, что таким образом бизнес пытается обезопасить капитал. Все логично и замечательно. В настоящий момент вывозится часть заработанной страной валютной выручки, но все дело в том, что в России (СССР) была ситуация (1985–1999 годы), когда валюту вывозили из страны в момент острого дефицита СКВ (за счет наращивания внешних займов). Где гарантия того, что в случае вхождения счета текущих операций в отрицательную зону данный факт не повторится? Не пора ли сегодня (нужно было еще десять лет назад) принимать решения, которые бы резко ограничили данную тенденцию?
По моему субъективному мнению, основной незаконный вывод валютных средств из страны происходит по счету платежного баланса: «Машины, оборудование и транспортные средства». По итогам 2008 года общая сумма импорта по данному счету составила 140 млрд долл. За тот же период 2007 года – 78,8 млрд долл. Успешное решение вопроса незаконной утечки капитала позволит при прочих равных условиях увеличить сумму золотовалютных резервов ЦБ РФ как минимум на 25–40 млрд долл, в год.
Особо следует заметить, что прослеживается тенденция: чем выше приток валюты в страну (по счету текущих операций и движению капитала), тем больше отток валюты, в том числе в основном по трем вышеперечисленным статьям платежного баланса. За данными событиями явно прослеживается отлично отлаженная схема вывода валюты из российской экономики.
С экономической точки зрения, в момент активного платежного баланса данная «схема» является меньшим злом (в редких исключениях, например, период руководства страной М.С. Горбачева, когда утечка капитала имела в качестве источника финансирования внешние займы). При разумном функционировании экономики данный «вывод» излишка валюты должен быть подконтрольным государству и являться «подушкой безопасности», используемой в качестве притока капитала (инвестиции) при дефицитном счете платежного баланса страны. Так как практика последних месяцев показала, что выведенные ранее валютные средства не поступают в страну в момент их острой необходимости, значит, существующая схема вывода излишка СКВ из российской экономики используется не «по прямому назначению». Вывод напрашивается сам собой: либо это преступная халатность, либо отсутствие понимания серьезности проблемы, либо…
Для существенного сокращения нелегальной утечки капитала необходимо пересмотреть политику Правительства России в области перечисления валютных средств по некоторым статьям импорта. Наиболее пристальное внимание следует уделить следующим статьям платежного баланса: «Транспортные средства, машины и оборудование», «Услуги», «Инвестиционные доходы из России». По моему субъективному мнению, при более пристальном внимании со стороны специальных органов по вышеперечисленным статьям общий отток капитала может уменьшиться на десятки миллиардов долларов в год.
В качестве итога отмечу, что в случае наложения всех негативных факторов (текущая ситуация) и сохранения данной тенденции в течение нескольких лет проблемы в российской экономике могут быть довольно существенные. Наличие громадного накопленного внешнего долга с ежегодным обслуживанием суммой в десятки миллиардов долларов могут поставить вопрос о частичном ограничении суверенитета России. Также напомню, что начало вышеуказанных проблем не за горами, и весь накопленный запас прочности может исчерпаться за два, максимум три года. На принятие стратегических решений в области внешнего долга, утечки капитала, управления платежным балансом страны есть не более двух, максимум трех лет. Исходя из этого, было бы целесообразным российскому Правительству разработать план мер, способствующих устранению вышеуказанных рисков. Для более полного понимания текущих проблем следует привести некоторые цифры. В 2000–2008 годах российская экономика получила торговую валютную выручку в размере 2 трлн долл.; положительный торговый баланс – 870 млрд долл.; положительное сальдо текущих операций ‑464 млрд долл. За аналогичный период ЗВР увеличились на 415 млрд долл, (на 01.01.2009 – 427 млрд долл.). Общая сумма внешнего долга на 01.01.2009 составила 484 млрд долл, (увеличилась на 306 млрд долл.). В остатке получаем финансовую конструкцию, состоящую из доходной части 1–3%, начисляемых на ЗВР (427 млрд долл.), и из внешнего долга, обслуживание которого составляет 7‑12 % (484 млрд долл.). Важным показательным моментом является кризисная ситуация, характеризующаяся снижением экспортных доходов и массированной утечкой капитала. В результате короткого периода (до шести месяцев) баланс между ЗВР и внешним долгом превратился в отрицательную величину и на 01.04.2009 составил ‑66 млрд долл. (ЗВР ‑384 млрд долл., внешний долг – 450 млрд долл.). Думаю, комментарии излишни.
Системная ошибка российской экономики
Объективный анализ современной динамики мирохозяйственных связей указывает на возрастание угроз экономической безопасности России. Одной из таких угроз является усиление негативных тенденций в российской экономике, связанных в большей степени с ранее допущенными ошибками финансовых властей в области денежно‑кредитной политики. В разделе хотел бы обратить внимание на возможность устранения системной ошибки отечественной экономики, которая, на мой взгляд, не позволяет в должной мере реализовывать ни экономическую, ни социальную политику государства.
По моему мнению, одной из системообразующих проблем отечественной экономики является существенная зависимость от внешнего инвестиционного капитала, который в большей степени является спекулятивным и состоит в основном из «портфельных» и «прочих» инвестиций. Общая сумма накопленного внешнего долга отечественной экономики составляет на 01.01.2009 485 млрд долл., из которых 385 млрд долл, номинированы в СКВ. В свою очередь, в 2009–2010 годах необходимо выплатить внешним кредиторам не менее 200 млрд долл. Исходя из текущей экономической ситуации, динамики внешнеэкономических показателей и накопленных ЗВР (на 01.07.2009 413 млрд долл.), можно предположить, что возврат ранее взятых кредитов крайне затруднителен и практически невозможен в полной мере. Таким образом, можно констатировать, что определенная часть отечественных предприятий находится в преддефолтном состоянии. В случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сохранения динамики по оттоку капитала на уровне 2008 года, российская экономика столкнется с острой нехваткой валютных средств и, как следствие, объявлением рядом предприятий дефолта по внешним займам. Кроме этого, вероятность резкого ослабления национальной валюты резко возрастет.
Данная ситуация в экономике сложилась в том числе из‑за допущенной системной ошибки, которая способствовала в полной мере созданию данной ситуации (приложение 5). Существующий механизм привлечения внешних инвестиций (в основном кредитования российских предприятий) в российскую экономику. Основной вывод: валютные риски по кредиту со всеми отрицательными последствиями полностью перенесены на заемщика. Что это значит? Гланое – невозможность проведения ЦБ самостоятельной (независимой от внешних кредиторов) денежно‑кредитной политики.
Рассмотрим текущую ситуацию в российской экономике. За счет внешних факторов резко ухудшился торговый баланс. Движение капитала недостаточно для поддержания на оптимальном уровне сальдо по притоку/оттоку валютных средств (по итогам 2008 года наблюдается чистый отток капитала в размере 130 млрд долл.). ЗВР ограничены. Для нормализации величины платежного баланса проводят девальвацию национальной валюты. Что происходит в нашей стране? Снижение курса национальной валюты не дает должного эффекта в области исправления платежного баланса страны и ощутимого замещения импорта. Оно лечит одно и калечит другое. В любом случае снижение импорта происходит за счет уменьшения реальных доходов экономики (домохозяйств и предприятий). Корпоративный долг, номинированный в СКВ, в размере 400 млрд долл, становится запредельной величиной – 14,4 трлн руб. (курс долл./руб. – 36), а его общая величина приближается к 17 трлн руб. (с учетом долга, номинированного в рублях). Таким образом, с прежних 12,5 трлн руб. (курс 25 руб./долл, плюс номинированная часть внешнего долга в национальной валюте в размере 2,5 трлн руб.) возрастает на 4,5 трлн руб. Кроме этого, увеличивается и расходная часть финансовых средств, которая идет на выплату процентов и погашение основной суммы займа. К вышеупомянутым действиям (девальвация национальной валюты) добавляется еще один негатив – повышение уровня процентных ставок (политика дорогих денег, применяемая для снижения уровня инфляции и оттока капитала). При прочих равных условиях это влияет на сальдированный финансовый результат предприятий, величина которого в 2008 году составляла 4 трлн руб. То есть он уменьшается на разницу в процентных ставках для всех заемщиков и на курсовую разницу в случае погашения долга. Итого в 2009 году только за счет двух факторов сальдированный финансовый результат организаций имеет потенциал снижения на 1,8–2 трлн руб. (на 50 %). Следует заметить, что мы не учли расходы по другим кредитам; снижение общего уровня производства, падение капитализации компаний и т. д. Необходимо учитывать, что экспортеры получают дополнительную прибыль в рублях, но в то же время потери несут импортеры. Таким образом, вновь усиливается перекос в экономике в пользу сырьевой составляющей. Важным негативным моментом является сравнение относительных и абсолютных показателей экономики. ВВП страны в 2008 году – 41,54 трлн руб. (в текущих ценах). Денежная масса – 12 трлн руб. (на 01.03.2009). Думаю, что приведенных данных достаточно для того, чтобы понять масштаб негативного влияния существующей финансовой (валютной) политики государства на отечественную экономику. В качестве дополнительных отрицательных последствий можно назвать: снижение уровня налогооблагаемой базы (400 млрд руб.), сокращение инвестиционных расходов организаций и др. Примеров негативных последствий существующей валютной политики достаточно, чтобы говорить о том, что она порочна и деструктивна для развития всех сегментов российской экономики.
Очень важный момент наблюдается при дефиците притока валюты в страну, который в определенном случае (текущий момент) наступает за счет снижения не только стоимости основных позиций российского экспорта, но и общей товарной массы. К проблемам дефицита валютных средств добавляется снижение уровня производства и, как следствие, уменьшение ВВП и возрастание социальной напряженности в обществе. Кроме того, за счет девальвации национальной валюты получаем увеличенный темп роста инфляции. Имеем классический вариант кризиса – стагфляцию. Таким образом, наблюдаем: дефицит валюты, стагфляцию, падение ВВП, преддефолтное состояние экономики, повышение уровня безработицы, падение реальных доходов населения и др. С одной стороны, необходимо снижать ставки и «накачивать» экономику ликвидностью, с другой стороны, решение проблемы стагфляции (падения производства с ростом инфляции) требует повышения уровня процентных ставок. Ситуация патовая. Вроде бы механизмы решения текущих проблем имеются, но их применение практически нейтрально.
Что в итоге? Страна теряет равновесие. Что это значит? При желании (извне) можно полностью разрушить (существенно подорвать) российскую экономику. Механизм: снижение стоимости нефти, отказ от реструктуризации долгов и усиленный вывод валютных средств из страны.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что существующая валютная политика (в совокупности с другими немаловажными моментами в области экономической политики государства) влечет за собой угрозу безопасности страны. Кроме этого, не устранив зависимость отечественной экономики от внешних инвестиций, выраженных в СКВ, невозможно создать фундаментальные условия, способствующие приданию рублю статуса мировой резервной валюты.
Для устранения негативных последствий в экономике, а также для создания условий, позволяющих более эффективно использовать весь спектр инструментов денежно‑кредитной политики ЦБ, предлагается направить внешние инвестиции через определенный фильтр (вводится запретительная ставка резервирования внешних займов в иностранной валюте) (приложение 6). Предлагаемый механизм привлечения внешних инвестиций (в основном кредитования российских предприятий) в российскую экономику.
Отличительная особенность заключается в том, что валютные риски остаются на кредиторах. Данная конструкция позволяет поставить кредиторов в ситуацию, при которой изымание средств из российской экономики становится невыгодным именно в тот момент, когда наблюдается острая нехватка в стране СКВ. Созданный дополнительный спрос на валюту в период дефицита СКВ уменьшал бы прибыль (увеличивал убыток) внешних кредиторов. Если бы это было так, то в данной ситуации (экономической) можно было смело «накачивать» экономику деньгами (рубли) и снижать процентные ставки до приемлемого уровня. Также проведенная девальвация рубля не отразилась бы на устойчивости (финансовой) российских заемщиков (в том числе и физических лиц). Некоторые положительные моменты рассмотрим ниже.
Предполагаем, что основная часть выданных кредитов – это не ранее выведенные из отечественной экономики средства (маловероятно, но все же), а реальные ресурсы западных компаний. В случае их отказа от займов весь спрос на кредиты приходился бы на отечественную банковскую систему (в том числе и на «деньги с рынка» [размещение облигационных займов]). Возникает правомерный вопрос: за счет каких средств будут кредитовать российские банки? Ответ простой: в большей степени за счет денежной эмиссии, которая происходит в случае с покупкой долларов у заемщиков (текущая ситуация, основным покупателем валюты является ЦБ). Позволяют ли параметры российской экономики «воспринимать» денежную эмиссию в таких размерах? Ответ до банальности прост. Да, позволяют. В очередной раз хотелось бы отметить, что инфляция в экономике происходит не за счет денежной эмиссии, а за счет повышения уровня издержек производства, существенный вклад в который вносят естественные монополии (инфляция издержек). Уровень монетизации отечественной экономики составляет не более 30 % от ВВП (12 трлн руб. – денежная масса и 41,5 трлн руб. – ВВП), что как минимум в два‑три раза меньше уровня стран с развитой экономикой и в пять‑семь раз ниже, чем в Китае. В случае если западные инвесторы отказываются от кредитования отечественной экономики, а экономика кредитуется в тех же размерах, то значительная часть прибыли (разница между ставкой по привлечению средств и размещению) аккумулировалась бы в российской банковской системе, что, в свою очередь, привело бы к значительному увеличению капитализации всей банковской системы. Финансовый эффект посчитать несложно, достаточно знать два мультипликатора: Р/Е и P/BV. В первом случае каждый рубль чистой прибыли дает как минимум 10 руб. роста стоимости капитализации. В качестве источника средств российской банковской системы могли послужить субординированные кредиты ЦБ. Воплощение в жизнь нижеприведенной схемы движения иностранного капитала позволит существенно продвинуться к реализации идеи об использовании рубля в качестве региональной резервной валюты и увеличить спрос на российские рубли по всем направлениям финансовой сферы.
Аргументов за осуществление именно этой схемы по привлечению внешних инвестиций в российскую экономику достаточное количество, но по определенным причинам она не используется. Почему? Ответа на этот вопрос я не знаю. Возможно, кто‑то не хочет терять столь высокую доходность в СКВ, которая в период активного платежного баланса генерируется отечественными предприятиями. Напомню, что по итогам 2008 года инвестиционные доходы из страны составили не менее 80 млрд долл.
3. Основные решения в области экономической политики
Исходя из особенностей исторического развития России, целесообразнее всего выстраивать модель экономического развития государства под условным названием «государственный капитализм». Следует особо отметить, что существующие общепринятые модели экономического развития различных стран несут в себе в большей степени условные критерии, по которым идентифицируется определенный тип или вид экономической политики. Что бы ни говорили политики различных уровней, экономики практически всех развитых стран в той или иной степени находятся под пристальным контролем государства.
В срочном порядке необходимо создать при Президенте России постоянно действующий экономический совет, который не только давал бы экспертные заключения по важнейшим экономическим решениям, законопроектам, предложениям, но и вырабатывал общую стратегию развития российской экономики. Существующая система выработки и принятия экономических решений полностью себя дискредитировала. События 1998‑го и особенно 2008 года доказывают полную некомпетентность экономического блока российской власти. Также дополнительным аргументом в пользу создания экономического совета при Президенте страны является необходимость разделения функций по выработке экономической стратегии и ее реализации. В идеальном варианте Министерство экономического развития должно реализовывать принятые решения экономического совета. Вероятнее всего, оно может выступать в качестве консультанта при заключительной стадии принятия общей стратегии развития государства. В любом случае существующая система явно непродуктивна.
Отказ от займов, выраженных в СКВ
Решение по отказу (резкому ограничению) заимствований в СКВ необходимо разделить на две большие составляющие: внешние займы и кредитование домашних хозяйств (населения) и коммерческих структур через отечественную банковскую систему.
Внешние займы. Механизм решения данного вопроса подробно описан в разделе «Системная ошибка российской экономики». В качестве вывода – запретительный характер по привлечению внешних займов в СКВ.
Кредитование в СКВ домохозяйств и коммерческих структур.
Если в отношении первой категории все достаточно очевидно, то в отношении предприятий существует ряд сложностей и разногласий.
Домохозяйства. Полностью запретить кредитование в СКВ. Все ранее взятые займы переводятся на конкретную дату в национальную валюту. В случае превышения уровня процентной ставки возможно введение льготного периода кредитования. В то же время размещение населением СКВ в коммерческих банках не подлежит ограничению. В качестве основного источника размещения депозитов для российской банковской системы будет являться Внешэкономбанк. Таким образом, за населением останется право на покупку, реализацию и хранение СКВ. Соответственно, все кредитование домохозяйств будет происходить строго в национальной валюте. Основной положительный момент в данной конструкции заключается в полном снятии валютного риска с заемщиков (домохозяйств), что даст большую уверенность ЦБ в проведении необходимой денежно‑кредитной политики, особенно в области управления курсом национальной валюты. Кроме этого, данное решение будет важнейшим шагом в максимальной дедолларизации российской экономики и создаст предпосылки (в случае устойчивости национальной валюты) к частичному отказу от покупки СКВ с целью сохранения капитала от инфляционного воздействия.
Коммерческие структуры. После более детального анализа всех аспектов влияния валютных займов на функционирование российской экономики, вероятнее всего, следует как минимум резко ограничить выдачу отечественными банками валютных займов. Возможно введение относительных параметров кредитования в СКВ (вероятнее всего, это будет относиться только к коммерческим организациям, занимающимся внешнеторговой деятельностью). Например, это может быть определенный процент от собственного капитала, объема общей совокупности привлеченных средств и т. д.
В конечном итоге два вышеупомянутых решения будут способствовать повышению устойчивости всей российской экономики, сокращению спроса на СКВ как на источник денег в качестве средства обращения. В то же время существенно возрастет роль национальной валюты. ЦБ РФ сможет более полно использовать весь спектр инструментов денежно‑кредитной политики. Сложится ситуация, при которой отечественные предприятия не потеряют свою устойчивость в момент вынужденной девальвации национальной валюты.
Снижение общего уровня инфляции и процентных ставок
Одна из проблем системного характера в отечественной экономике – наличие значительных доходов населения и организаций, выраженных в СКВ. Аксиома – отечественная экономика в настоящий момент (как минимум до 2015 года, при существующих задействованных производственных мощностях) не в состоянии позволить себе столь высокие доходы, выраженные в валюте. Соответственно, объем импорта не должен превышать 130–250 млрд долл. В противном случае будут создаваться предпосылки для финансового (валютного) кризиса. Естественно, необходимо учитывать структуру импорта (это отдельная тема). Таким образом, необходимо доходную часть населения стабилизировать на нынешнем уровне (в долларах США).
Основная предпосылка увеличения номинальных доходов домохозяйств заключалась в высоких темпах роста инфляции. В свою очередь, главной причиной увеличения инфляции является увеличение издержек производителей, который связан в большей степени с повышением стоимости услуг естественных монополий (существуют и другие причины). Понимая необходимость увеличения стоимости услуг естественных монополий (спорный момент), но в то же время учитывая экономические особенности России, целесообразнее всего основное повышение стоимости услуг естественных монополий субсидировать за счет иных источников (государственное целевое финансирование). Другими словами, темп роста цен на услуги вышеупомянутых организаций должен быть не более 2–5% в год. Остальная часть денежных поступлений – за счет государства.
При воплощении в жизнь данной концепции по динамике стоимости услуги для конечного потребителя решается сразу несколько задач.
1. Снижение себестоимости произведенной продукции. Соответственно, улучшение конкурентоспособности отечественных производителей.
2. Устранение существенной составляющей в общем уровне инфляции «издержек».
3. Сокращение причин для увеличения номинальных доходов населения.
4. Частичное высвобождение ресурсов у предприятий, которые могут быть направлены на модернизацию и расширение производства (предусмотреть механизмы, стимулирующие именно такое использование финансовых средств).
Среди благоприятных моментов, которые автоматически возникнут при воплощении в жизнь данного предложения, есть наиважнейший показатель, способствующий развитию любой экономики, – снижение процентных ставок. Только низкие ставки по кредитам позволят осуществить широкую модернизацию производственных мощностей и введение в строй новых современных предприятий, способных частично заместить импорт. Увеличение выпуска продукции (услуг) даст возможность устранить «инфляцию спроса» и довести монетизацию экономики до необходимого уровня (до 70–90 % от ВВП). Это также благоприятно отразится на общей структуре платежного баланса страны и т. д.
Создание устойчивого фондового рынка
Резкое снижение капитализации фондового рынка (в большей степени это искусственный процесс, используемый для передела собственности и списания [уменьшения] чистой прибыли экономических субъектов) породило очередную проблему отечественной экономики.
Фондовый рынок является системной составляющей функционирования рыночной экономики. Снижение стоимости российских акций привело к обесцениванию залогов по ранее взятым кредитам. В течение всего нескольких месяцев залоговый потенциал страны снизился на 1 трлн долл. Последствия имеют ярко выраженную негативную направленность со следующими результатами: от резкого сокращения оборотного капитала предприятий (вынуждены «довносить» дополнительные средства под обеспечение ранее взятых кредитов) до снижения потребления со стороны домохозяйств и предприятий (эффект бедности). Резкое снижения обеспечения под ранее взятые обязательства автоматически приводит к увеличению процентных ставок по кредитам, что также отрицательно сказывается на многих экономических процессах.
На мой взгляд, даже с учетом явных негативных моментов в отечественной экономике, капитализация отечественных компаний и всего фондового рынка является непозволительно низкой и находится на уровне (по соотношению капитализация/ВВП [до 40 %]), не соответствующем месту, занимаемом Россией в мире. Ситуация последних месяцев отчетливо показала, что фондовый рынок России не может и не должен развиваться в дальнейшем под действием внешнего спекулятивного капитала.
Исходя из этого, необходимо полностью пересмотреть стратегию развития всего отечественного финансового рынка. Основной составляющей политики в области функционирования фондового рынка должен стать отечественный инвестор на базе государственных финансовых институтов.
Необходимо в срочном порядке создать все условия для предотвращения повторения ситуации конца 2008 – начала 2009 года, когда из‑за массированной реализации корпоративных акций многие флагманы отечественной экономики стоили в пять‑десять раз ниже собственного капитала, что в конечном итоге подорвало веру инвесторов в эффективность существования (функционирования) рыночных механизмов по «справедливому» ценообразованию на акции российских компаний.
Основные направления. Первое. Создание крупных институциональных инвесторов, имеющих прямое государственное влияние (Банк развития, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Газфонд). Наряду с этим необходимо «выращивать» (создавать) крупных институциональных инвесторов, которые в дальнейшем станут устойчивыми элементами всего фондового рынка России. По мере развития экономики и общей культуры инвестирования роль вышеупомянутых организаций может быть снижена.
Второе. Отказ от номинирования стоимости курса акций в СКВ на территории страны.
Третье. Создание единого национального депозитария с одновременным объединением двух торговых площадок (РТС и ММВБ) на базе ММВБ. Таким образом, торги в России будут проводиться в режиме онлайн, что подразумевает обязательное резервирование в одном месте как денежных средств, так и инструментов торговли. Данная конструкция позволит в оперативном режиме прогнозировать и выявлять негативные тенденции (достижение состояния, при котором в системе будет наблюдаться дисбаланс [в различной форме]). Кроме того, это обеспечит дополнительную прозрачность по совершению торговых операций, которые часто являются источником манипулирования недобросовестных участников рынка.
|