Основные теоретические положения:
Рыночная экономика – это такой тип организации хозяйства, при котором продукты производятся не для собственного потребления, а для их продажи на рынке.
«Внешние эффекты» (экстерналии)– издержки или выгоды от рыночных сделок, выпадающие на долю лиц, непосредственно не участвующих в этих операциях. Внешние эффекты могут быть положительными (выгоды третьих лиц) и отрицательными (издержки третьих лиц).
Спрос– форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная соответствующими денежными ценностями (платежеспособная потребность).
Величина (объем) спроса- это конкретное количество товара, которое покупатель готов приобрести по одной определенной цене.
Закон спроса отражает обратную зависимость между изменениями в ценах и в количестве спрашиваемой продукции.
Рис.3 – График спроса
Основные неценовые факторы, влияющие на спрос:
Доходы покупателей.
Число покупателей.
Цены на взаимосвязанные товары:
а) цены на взаимозаменяемые товары (субституты);
б) цены на взаимодополняемые товары (комплементарные).
Вкусы покупателей.
Потребительские ожидания.
Рис. 4 – Графическая интерпретация влияния ценовых и неценовых факторов спроса
Предложение- совокупность товаров и услуг, представленных производителем к продаже при разных значениях цены.
Величина предложения - конкретное количество товара, которое продавец согласен продать по одной определенной цене.
Закон предложения отражает прямую зависимость между изменениями в ценах и количестве предлагаемого к продаже товара.
Рис.5 – График кривой предложения
Основные неценовые факторы, влияющие на предложение:
Цены на ресурсы.
Используемые технологии.
Число продавцов на рынке и степень его монополизации.
Государственные налоги и дотации.
Перспективы ожидания производителей.
Рис.6 -Графическая интерпретация влияния ценовых и неценовых факторов предложения
Рыночное равновесие - ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают так, что при данной цене вся предложенная на рынок продукция будет распродана.
Рис.7 – Рыночное равновесие, избыток предложения и избыток спроса.
Эластичность спроса по цене– степень реакции покупателей на изменение цены товара.
Существует несколько видов эластичности по цене:
Спрос на товар считается эластичным, если при незначительных изменениях цены объем продаж существенно меняется;
1 < |Edp| ≤ ∞
Спрос неэластичный, если при весьма существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно;
0 ≤ |Edp|< 1
Спрос имеет единичную эластичность, если при изменении цены на 1%, объем продаж меняется на 1%.
|Edp| =1
Рис.8 – Варианты эластичности спроса по цене
Эластичность спроса по доходу - степень реакции покупателей при изменении дохода.
Перекрестная эластичность спроса- степень реакции покупателей на товар А при изменение цены товара Б.
Эластичность предложения по цене - степень реакции производителей на изменение цены товара.
|