Основные теоретические положения:
Необходимость государственного регулирования связана с недостатками рыночного механизма в решении ряда социально-экономических проблем:
рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
рыночные отношения не способствуют сохранению окружающей среды и невоспроизводимых природных ресурсов;
рынок не гарантирует право на труд и доход, социальное равенство, не обеспечивает развитие фундаментальной науки;
рынку присуща нестабильность: безработица, инфляция, цикличность;
рынок слабо функционирует в экстремальных ситуациях.
Государственное регулирование экономики - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая государственными учреждениями с целью приспособления социально-экономической системы к меняющимся условиям.
Основные направления экономической деятельности государства:
1. Обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рынка.
Организация денежного обращения.
3.Защита конкуренции и демонополизация экономики через антимонопольное законодательство.
4. Перераспределение доходов и социальная защита членов общества с помощью:
трансфертных платежей;
регулирования некоторых цен;
прогрессивных налогов на личные доходы.
5. Компенсация внешних эффектов в экономике.
6. Стабилизация экономики.
Финансовая система - совокупность отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения. Финансовая система включает: бюджеты различных уровней, фонды социального страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, специальные денежные фонды.
Бюджетная система – система отношений по поводу образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Структура бюджетной системы:
1. Государственный (федеральный) бюджет;
2. Бюджеты субъектов федерации;
3. Местные бюджеты.
Консолидированный бюджет (объединенный) - это совокупность бюджетов всех уровней.
Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства; это годовой план государственных расходов и источников их формирования.
Бюджет состоит из двух частей - расходной и доходной.
Рис.16 – Структура государственного бюджета
Внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Формируются для мобилизации крупных финансовых средств для конкретных целей.
Бюджетный дефицит - превышение государственных расходов над доходами.
Причины дефицита госбюджета:
возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций;
увеличение военных расходов;
увеличение численности госаппарата;
колебания экономической конъюнктуры.
Варианты покрытия бюджетного дефицита:
1. Выпуск государственных займов;
2. Денежная эмиссия;
3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
Выпуск займов для покрытия бюджетного дефицита приводит к возникновению государственного долга.
Внутренний долг - это задолженность своим гражданам и предприятиям. Внешний долг- задолженность гражданам и организациям иностранных государств.
Пути погашения государственного долга:
Рефинансирование - выкуп краткосрочных обязательств за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент.
Конверсия - превращение внешней задолженности в долгосрочные иностранные инвестиции через предоставление иностранцам собственности страны-должника в счет ее внешнего долга.
Консолидация - изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.
Налоговая система - совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их построения.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога.
Виды ставок налогов:
Твердые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.
Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
Прогрессивные - предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;
Регрессивные - предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.
Классификация налогов:
По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.
Прямые - платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей.
Различают 3 вида косвенных налогов:
акцизы - надбавка к цене товаров
фискальные монопольные налоги - косвенные налоги на товары, производство которых является монополией государства.
таможенные пошлины - налоги, взимаемые при перевозке товаров через границу. Фискальные, протекционные, антидемпинговые, преференциальные (льготные).
2. По использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общие - поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.
Специальные - имеют строго определенное назначение.
3. в зависимости от того, в какой бюджет поступают, различают
федеральные;
региональные;
местные.
Функции налогов:
1.Фискальная.
2. Социальная.
3. Регулирующая.
Кривая Лаффера отражает зависимость величины налоговых поступлений в бюджет от величины процентной ставки налога.
Рис.17 – Кривая Лаффера
Формы государственного регулирования экономики:
Прямое регулирование с преобладание административных методов;
Косвенное регулирование на основе экономических стимулов.
Методы прямого регулирования:
Разработка законодательства, обеспечивающего относительно равные условия хозяйствования и конкурентной борьбы
Развитие государственного сектора экономики.
Государственный сектор - комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.
Методы косвенного регулирования:
Налогово-бюджетная (фискальная)политика - проводимая путем манипулирования государственными доходами и расходами.
Рис.18 – Типы фискальной политики
Кредитно-денежная политика (монетарная) - основана на использовании методов контроля денежной массы в обращении.
Типы кредитно-денежной политики:
Кредитная экспансия (политика дешевых денег) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии. Используется в условиях кризиса экономики.
Кредитная рестрикция (политика дорогих денег) – направлена на ограничение эмиссии и кредитования. Применяется в условиях инфляции.
Инструменты кредитно-денежной политики:
Изменение ставки рефинансирования.
Изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке.
Социальная политика включает: политику доходов, политику занятости, социальное обеспечение.
Кривая Лоренца (рис. 20) — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства.
Коэффициент Джини – это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов в обществе.
Он рассчитывается на основе построения графика кривой Лоренца. Для этого определяется площадь фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой (Т) и площадь треугольника (OEF).
Рис. 20 – Кривая Лоренца
Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение приближается к единице, тем в большей степени проявляется неравенство в распределении доходов в обществе.
|