Воскресенье, 24.11.2024, 21:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Финансовое оружие массового поражения

В июле 2013 года Европейский союз выдвинул обвинения против крупнейших банков мира в том, что они участвовали в намеренном сговоре и блокировали любые попытки по регулированию рынка так называемых кредитно‑дефолтных свопов (credit default swap – CDS). CDS – это разновидность деривативов, финансовые контракты, которые позволяют кредиторам снижать или полностью нейтрализовать риск банкротства со стороны заемщика по каким‑либо кредитам, облигациям, иным займам.

Кредитные дефолтные свопы были запущены в оборот банком JP Morgan в 1990‑х годах. С инструментом CDS очень быстро произошло то, что происходит со всеми другими финансовыми инструментами. Из средства страхования рисков реальной экономики CDS стал любимой игрушкой финансовых спекулянтов. Постепенно в игру стали втягиваться другие участники рынка. В конечном итоге данный вид деривативов стали выпускать банки и финансовые компании, вообще не имевшие отношения к какой‑либо из сторон, в той или иной кредитной сделке. В 2007 году, незадолго перед началом активной фазы мирового финансового кризиса, объем рынка CDS превысил 60 триллионов долларов. Общий объем производных финансовых инструментов к этому времени достиг примерно 1200 триллионов долларов, что примерно в 20 раз больше мирового ВВП. По мнению многих экспертов, именно коллапс на рынке производных финансовых инструментов стал причиной мирового финансового кризиса. Хотя доля CDS на рынке всех деривативов была не более 5 %, роль этого инструмента в подготовке кризиса 2008 года оказалась чрезвычайно велика. «Данный рынок (CDS) совсем не регулируется, а держатели контрактов находятся в абсолютном неведении о том, насколько защищены их контрагенты. Это дамоклов меч, который готов упасть, как только начнутся банкротства», – писал в апреле 2008 года Джордж Сорос.

Упование многих рыночных игроков (спекулянтов) на «волшебную палочку» под названием CDS подогревало спекулятивный раж участников финансового рынка, поощряло их заключать все более рискованные сделки. Это признавалось и финансовыми регуляторами, и независимыми аналитиками, и участниками мировых саммитов, когда на излете первой волны кризиса проводился «разбор полетов». Алан Гринспен, глава ФРС, еще с 90‑х годов поощрял спекуляции с помощью CDS, а правительство США после начала кризиса принялось выборочно спасать с помощью бюджетных денег зарвавшихся игроков Уолл‑стрит. Пятый по величине американский банк Bear Stearns был продан в марте 2008 года за символическую сумму – он фактически разорился из‑за операций с CDS. Гиря обязательств по CDS потянула на дно банк Lehman Brothers (ему было отказано как в прямой, так и косвенной государственной поддержке). Банкротство последнего и считается началом активной фазы финансового кризиса. Страховую компанию AIG, которая выпустила кредитных свопов на 400 миллиардов долларов, пришлось экстренно спасать правительству США – объем списаний по CDS только в третьем квартале 2008 года у страховщика достиг 11 миллиардов долларов. AIG смогла расплатиться только с помощью государственных денег, перечислив банкам, покупавшим у нее CDS, 22,4 миллиарда долларов. Практически каждый банк Уолл‑стрит имел одновременно громадные требования и обязательства по инструментам CDS, но у некоторых банков (JP Morgan, AIG, Lehman Brothers и др.) обязательства на порядок (порядки) превышали требования. Правительство США бросилось на помощь главному держателю обязательств по CDS – банку JP Morgan. Вашингтонские благодетели защитили этот банк не напрямую, а посредством спасения тех банков и корпораций, которые накупили у JP Morgan финансовых игрушек CDS. Чтобы все держатели CDS могли получить 100 %‑ю «сатисфакцию», понадобилось бы объявить тотальный дефолт всех крупнейших банков США, а заодно Западной Европы. В одночасье перестали бы существовать Уолл‑стрит, Лондонский Сити, другие мировые банковские центры… Прав был Уоррен Баффет, который еще до кризиса назвал все производные инструменты «финансовым оружием массового поражения». Только громадные денежные вливания государственных бюджетных средств и центральных банков спасли финансово‑банковскую систему. В конечном счете, неконтролируемое развитие рынка CDS стало фактором резкого увеличения государственного долга в США, Великобритании, странах ЕС. Он спровоцировал всеобщий пожар долгового кризиса в ЕС, который до сих пор не затушен. «Бомба» CDS не взорвалась, но испуг остался.

* * *

Без особой шумихи в СМИ банки, вместе с регуляторами и международными финансовыми организациями, стали предпринимать меры по «разминированию» рынка CDS. В 2009 году в США и Европе были сделаны некоторые шаги по систематизации и стандартизации торговли кредитными дефолтными свопами. Вступивший в силу 15 июля 2011 года в США закон Додда‑Франка (его еще называют законом о реформе Уолл‑стрит и защите потребителей), помимо всего, предусматривает представление банками отчетности об операциях с CDS. Это мера несколько снижает риски кризисов, хотя специалисты обращают внимание на сложность оценки рисков по инструментам CDS, невозможность для регуляторов глубоко вникать в сложные схемы операций с этими инструментами.

Без учета фактора CDS трудно понять некоторые события экономической и политической жизни последних лет. Взять, к примеру, события вокруг Греции. Ведь кроме нее есть другие страны в Европе и за ее пределами, где показатели государственного долга, внешнего долга, дефицита бюджета и т. п. ничуть не лучше, чем у Греции. Однако дело в том, что Греция щедро получала кредиты от Голдман Сакс, ряда европейских банков, а свои риски по этим кредитам именитые банки Уолл‑стрит и Сити страховали с помощью «волшебных палочек» CDS. Если бы Греция объявила дефолт по своим долгам, тогда кредиторы Греции потребовали бы «сатисфакции» от тех банков, которые им продали эти самые CDS (вероятно, это банки JP Morgan, Morgan Stanley и им подобные). Обратим внимание, с каким завидным терпением и упорством «великолепная тройка» (Международный валютный фонд, ЕЦБ, Европейская комиссия) пыталась и пытается придать манипуляции с долгом Греции приличный вид. Они настаивают на том, что действия по выведению Греции из кризиса называются «реструктуризацией долга», поскольку, если назвать их дефолтом (чем они, по мнению многих инвесторов, и являются), то это запустит механизм выплат по CDS. Речь идет о десятках миллиардов евро, способных отправить в нокаут многие американские и европейские банки.

Если в 2007 году общий объем рынка CDS достиг своего максимума – 62,2 триллиона долларов, то последовавший финансовый коллапс привел к резкому сокращению объемов рынка. Так, в 2010 году он составлял менее половины от докризисных значений – 26,3 триллиона долларов. По данным на 2012 год, его объем продолжил сокращаться, составив 25,5 триллиона долларов. Ведущим игроком на рынке данного финансового инструмента по‑прежнему является американский банк JP Morgan, в его портфеле объем CDS оценивается в 5,7 триллиона долларов. На втором месте – еще один гигант Уолл‑стрит – Morgan Stanley (4,9 триллиона долларов). Начавшееся в ЕС расследование по поводу CDS может привести к дальнейшему сокращению данного рынка.

Примечательно, что контракты CDS являлись внебиржевыми инструментами. Это означает, что они заключались в частном порядке между двумя сторонами и не торговались на биржах, т. е. выпадали из поля зрения и контроля финансовых регуляторов. Ведущие биржевые компании пытались получить доступ к этому сегменту мировых финансовых рынков. Банки обвиняются в том, что они старались удержать рынки CDS «максимально закрытыми», не допуская их перевода на открытые финансовые площадки. Биржевые компании Deutsche Borse и Chicago Mercantile Exchange предприняли ряд попыток с тем, чтобы запустить официальную площадку для заключения сделок и торговли деривативами. Для того, чтобы запустить процесс торговли кредитными деривативами, биржам было необходимо получить лицензии для публикации данных и создания основных индексов по деривативам. Однако финансовые организации ISDA и Markit, ведавшие вопросами лицензирования, находились под контролем узкого круга банков, торговавших CDS. Они отказались предоставлять лицензии для бирж.

Согласно опубликованному официальному заявлению Европейской комиссии (ЕК), регуляторы обвиняют в картельном сговоре 13 банков и две крупные организации. Обвинения выдвинуты против Goldman Sachs, Morgan Stanley, BNP Paribas, Deutsche Bank, UBS, HSBC, Citigroup, Barclays, JP Morgan, Bear Sterns, Bank of America Merrill Lynch, Royal Bank of Scotland, Credit Suisse. Кроме того, в ЕК также обвиняют в содействии банкам Международную ассоциацию по свопам и деривативам (International Swaps and Derivatives Association, ISDA) и одну из крупнейших в мире компаний по предоставлению услуг финансовой информации Markit.

* * *

Неблаговидными манипуляциями банков Уолл‑стрит с CDS еще в 2009 году заинтересовалось Министерство юстиции США. Было начато расследование в отношении банков – основных игроков на рынке этого финансового инструмента, а также компании Markit. Последняя – главный поставщик информации для банков Уолл‑стрит. Пикантность ситуации состоит в том, что крупнейшим акционером в Markit является JP Morgan (с 12 % акций), другими крупными акционерами являются Bank of America, Royal Bank of Scotland и Goldman Sachs. Минюст США подозревает, что акционеры Markit могли получать нерыночные преимущества на рынке CDS, будучи одновременно маркет‑мейкерами рынка и имея потенциально больший доступ к рыночной информации. Markit отказалась комментировать проводимое американскими властями расследование.

В апреле 2011 года ЕС также начал расследование деятельности 16 крупнейших банков на рынке кредитно‑дефолтных свопов. Расследование было инициировано в связи с обвинениями в том, что кредитно‑дефолтные свопы негативно показали себя во время финансового кризиса 2007–2009 годов, и что банки пытаются вести неконкурентную политику в отношении заключения, клиринга и предоставления информации о кредитно‑дефолтных свопах. После этого в СМИ возникла пауза в освещении данного расследования, затянувшаяся на 2 года и 3 месяца. Не многовато ли? Да и велось ли расследование? Может быть, в мире финансового закулисья было принято решение нажать на тормоз? А за истекшее время что‑то в раскладе сил поменялось и кому‑то потребовалось опять активировать бомбу замедленного действия под названием CDS?

2013 год

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.02.2018)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%