Вопрос о критериях объективной оценки эффективности борьбы с лидерами и «авторитетами» преступной среды представляется чрезвычайно важным как в теоретическом, так и в практическом плане.
В конце 1980-х гг., когда в системе МВД нашей страны были созданы подразделения по БОП, один из главных аргументов за создание таких специализированных подразделений заключался в следующем.
Уголовный розыск перегружен текущей работой, его сотрудники вынуждены в первую очередь реагировать на «вал» — многочисленные заявления и сообщения о любых преступлениях (независимо от их тяжести, опасности и проч.), и свою работу строят по принципу «от преступления клипу». Вместе с тем успешная борьба с организованной преступностью (и коррупцией как сущностным элементом такой преступности) требует реализации прямо противоположного принципа — «от лица к преступлению». Главная цель борьбы в этом случае — это не только и не столько раскрытие конкретных преступлений, сколько выявление, изоляция или нейтрализация особо опасных преступников — лидеров и активных участников ОПФ, а тем самым и ликвидация подобных формирований.
В связи со сказанным трудно переоценить важность правильного выбора критериев эффективности борьбы с организованной преступностью в целом и с лидерами, «авторитетами» преступной среды в особенности. Отсутствие таких критериев имеет самые пагубные последствия.
Проведенное автором исследование показало, что ныне существующая система оценки эффективности борьбы с криминальными лидерами и «авторитетами» обладает сложной структурой, но при этом непоследовательна и имеет серьезные пробелы, так как формировалась зачастую спонтанно, без определенной методологии и стратегии. Часть элементов этой системы в явной или неявной форме закреплена в федеральном законодательстве (прежде всего, в уголовном), а также в подзаконных нормативных актах (где соответствующие вопросы отражены наряду с многими иными). Другая часть системы — это представления руководителей подразделений БОП и их начальников, руководства УВД—ГУВД—МВД, которые реализуются при истребовании различных справок и отчетов, заслушивании на оперативных совещаниях, составлении докладов, постановке задач подчиненным и т. д. То есть эта часть элементов имеет более подвижный и субъективный характер. Нормативных актов, специально посвященных вопросам оценки эффективности борьбы с криминальными лидерами и «авторитетами», а равно официальных методических рекомендаций по этим вопросам пока не имеется.
|