Четверг, 28.11.2024, 14:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Уголовное законодательство и оценка эффективности борьбы с лидерами и «авторитетами» преступной среды

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за создание либо участие в преступном сообществе (преступной организации). Такая новация в отечественном законодательстве появилась в 1996 г. и могла вызвать, без преувеличения, революционные сдвиги в вопросе борьбы с организованной преступностью, поскольку возникла реальная возможность широкого привлечения к уголовной ответственности и изоляции от общества преступной элиты. Представители последней до того времени были вне досягаемости уголовного закона, так как зачастую не принимали личного участия в совершении преступлений, предусмотренных Особенной частью предыдущей редакции Уголовного кодекса, а лишь осуществляли общее руководство деятельностью ОПФ, делили сферы преступного бизнеса, разрешали возникающие споры (выполняя роль третейских судей), распространяли и поддерживали в обществе криминальную идеологию и т.д.

ГУОП, а затем ГУБОП СКМ МВД России и подчиненные подразделения располагали обширными материалами (в том числе видео- и аудиозаписями) о воровских «сходках», «терках» и других криминальных сборищах (по поводу дней рождения, похорон «авторитетов» преступного мира, «крещения» новых «воров», разрешения конфликтов и т.д.), но до 1997 г. такие материалы имели лишь оперативно-розыскное значение и сами по себе могли являться основанием лишь для постановки конкретных лиц на соответствующий учет.

Теперь же полученные с соблюдением соответствующих процессуальных норм материалы, например, о воровской «сходке», где решался вопрос о приеме в сообщество нового члена, могут стать решающим доказательством для привлечения к уголовной ответственности как новоиспеченного вора, так и всех других участников «сходки». Связано это с тем, что в соответствии со ст. 210 УК РФ создание ПС (преступной организации) либо участие в нем является уголовно наказуемым.

Существенно то, что оперативными сотрудниками накоплен немалый опыт по выявлению и документированию соответствующих фактов, известны представляющие интерес лица и группы; необходимо лишь придать достаточный импульс и правильное направление этой работе, довести ее до логического завершения.

Вместе с тем ст. 210 УК РФ применима не только к традиционным криминальным, но и любым иным лидерам и «авторитетам», если их организаторская деятельность связана с созданием условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (более подробно данный тезис будет раскрыт и обоснован ниже).

Поэтому в качестве одного из принимаемых критериев эффективности борьбы с лидерами и «авторитетами» преступной среды и возглавляемыми ими преступными сообществами должно быть привлечение таких лидеров и «авторитетов» к уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ (прежде всего по ч. 1 данной статьи) и вынесение им обвинительных приговоров. Статья 210 УК РФ описывает несколько видов противоправных деяний.

По ч. 1 ст. 210 УК РФ наказуемо создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Поскольку речь идет исключительно о создании или руководстве преступными структурами, субъектами описанных преступлений являются только лидеры и «авторитеты» преступной среды. Поэтому каждый факт привлечения к уголовной ответственности, взятия под стражу и осуждения кого-либо по ч. 1 ст. 210 УК РФ безусловно свидетельствует о том, что пресечена деятельность лидера или «авторитета» преступной среды.

Согласно данным, полученным в отделе статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в целом по России в 2001 г. по ч. 1 ст. 210 УК РФ было осуждено семь человек, в 2002 г. — 10, в 2003 г. — семь, в 2004 г. — опять семь человек. То есть результаты по данной позиции более чем скромные и прогресса длительное время не наблюдалось. Одна из причин такого положения видится в том, что привлечение к уголовной ответственности и осуждение по ч. 1 ст. 210 УК РФ в системе оценки результатов борьбы с организованной преступностью не занимало подобающего места.

Вместе с тем по ч. 2 анализируемой статьи наказуемы два принципиально различных (в контексте рассматриваемой нами темы) деяния: а) участие в ПС (преступной организации); б) участие в объединении организаторов, руководителей или иных представителей ОПГ. Если первое деяние могут совершать рядовые члены ПС (преступной организации), то второе деяние — это прерогатива лидеров и «авторитетов» преступной среды, потому что выступать в роли организаторов и руководителей могут только лидеры, а представлять ОПГ в преступных объединениях — лидеры этих групп или преступные «авторитеты».

Таким образом, официальная статистика привлечения к уголовной ответственности и осуждения по ч. 2 ст. 210 УК РФ не дает возможности использовать соответствующие сведения для оценки эффективности работы в рассматриваемом направлении, поскольку происходит смешение сведений о рядовых участниках ПС (преступных организаций) и о лидерах и «авторитетах».

В связи с изложенным является актуальным изменение конструкции ст. 210 УК РФ. Целесообразно вместо ч. 2 в ее нынешнем виде включить в статью две новые части, одна из которых предусматривала бы ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), а другая — за участие в объединении организаторов, руководителей (и) или иных представителей ОПГ.

Такое изменение позволит не только создать более благоприятные предпосылки для объективной оценки эффективности борьбы с лидерами и «авторитетами» преступной среды, но и дифференцировать ответственность организаторов, руководителей и рядовых участников ПС (преступной организации), а также минимизировать условия для коррупции в уголовном судопроизводстве. Поскольку одна и та же санкция предусмотрена и для рядовых, и для наиболее опасных преступников, границы санкции широко раздвинуты (от трех до 10 лет лишения свободы, что фактически означает: от трех лет лишения свободы условно до 10 лет реального лишения свободы1). В итоге, формально не выходя за рамки закона, суд может назначить суровое наказание рядовому преступнику и мягкое — опасному.

В связи с изложенным представляется, что Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России должен выступить инициатором разработки соответствующего законопроекта или поддержать идею принятия такого законопроекта, если он будет исходить из другой службы или из другого ведомства.

Официальные сведения о числе осужденных по ст. 210 УК РФ (раздельно по каждой части) содержатся в статистической форме № 10а, которая утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23 мая 2003 г. № 46. Сводная форма отражает сведения по России в целом и направляется в Верховный Суд РФ и Г осударственный комитет РФ по статистике (Указом

Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» этот Комитет преобразован в Федеральную службу государственной статистики).

Поступающая с мест информация хранится в отделе статистики Судебного департамента на ЭВМ, причем современное программное обеспечение позволяет выполнить запросы о соответствующих сведениях в разрезе регионов (об этом в ходе проведения нашего исследования сообщили руководители отдела). Поэтому представителям Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России целесообразно провести рабочие встречи с руководством Судебного департамента и договориться о регулярном (например, ежеквартальном или полугодовом) направлении статистических сводок в Департамент для контроля со стороны последнего за эффективностью деятельности подчиненных подразделений.

Помимо ст. 210 УК РФ ответственность лидеров и «авторитетов» преступной среды за организаторскую деятельность предусмотрена в некоторых иных статьях Особенной части Кодекса.

Так, организация преступной деятельности определенного вида наказуема по ч. 1 ст. 208 и ч. 1 ст. 209 УК РФ. А поскольку указанные статьи предусматривают очень опасные формы преступной деятельности (бандитизм, создание и функционирование незаконных вооруженных формирований), каждый факт привлечения к уголовной ответственности и осуждения по этим частям и статьям означает пресечение деятельности лидера или «авторитета» преступной среды, представляющей повышенную общественную опасность. Следовательно, привлечение и осуждение по ч. 1 ст. 208 и ч. 1 ст. 209 УК РФ должны служить одним из критериев для оценки эффективности работы подразделений БОП

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%