Воскресенье, 24.11.2024, 21:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Ведомственные нормативные акты об оценке эффективности борьбы с лидерами и «авторитетами» преступной среды

Приказом МВД России от 20 января 1998 г. № 49 утверждена ежемесячная форма статистической отчетности ОВД «О результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью» (форма 1 -ОП).

В данную форму отчетности включен разд. 2 «Сведения об участниках организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), совершивших преступление».

В разделе отражено, сколько лиц в отчетный период привлечено к уголовной ответственности по ст. 208, 209, 210 УК РФ, однако без дифференциации по частям этих статей (о последствиях такого подхода см. § 1 настоящей главы). Помимо этого надо отметить, что форма КОП в предыдущей редакции (была введена приказом МВД России от 13 марта 1997 г. № 146) в отдельной позиции отражала сведения о роли участников организованных групп или преступных сообществ (преступных организаций) — сколько из них было признано организатором, подстрекателем и т. д. В новой редакции этот подход был проигнорирован.

Между тем обязательный атрибут организованной преступности — совершение преступлений в соучастии, а уголовное законодательство предусматривает дифференциацию ответственности соучастников — исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника (ст. 33 УК РФ). В ходе предварительного расследования следователь (дознаватель) обязан устанавливать роль каждого обвиняемого в совершении преступления, а суд — не только устанавливать, но и учитывать ее при назначении наказания.

Главным же недостатком формы 1-ОП является то, что она составлена так, словно речь идет об отчете за работу, проведенную уголовным розыском (признает успех в работе по «валу»). В то же время предназначение данной формы статотчетности видится в ином: показать, как службы МВД содействовали в работе подразделениям БОП (которые должны вести «штучную» работу, поэтому упор надо делать не на количество, а на качество)

Важно иметь в виду, что уголовно-правовая оценка того или иного лица как организатора конкретного преступления не охватывает всего объема понятия «лидер» и (или) «“авторитет” преступной среды». Во многих случаях участие признанного лидера преступной среды в совершении преступления может быть оценено с позиции уголовного закона как подстрекательство либо как вовсе уголовно ненаказуемое.

Более полно охватывает содержание понятий «лидер» и (или) «“авторитет” преступной среды» криминологическая и оперативно-розыскная характеристика лица, представляющего оперативный интерес.

Кроме того, по уголовному делу не устанавливаются такие позитивные результаты работы подразделений БОП и иных оперативных аппаратов, как развенчание лидеров и «авторитетов» преступной среды (утрата ими «авторитета» и лидирующих позиций, в результате чего достигается их социальнопсихологическая изоляция от иных устойчивых членов уже существующих ОПФ, слабнут контакты с преступной средой, что затрудняет создание ими новых ОПФ).

Поэтому представляется, что для более полной и объективной оценки оперативно-служебной деятельности по борьбе с лидерами и «авторитетами» преступной среды действующие отчеты должны включать пункты о заведении оперативных дел на данную категорию лиц и результатах работы по таким делам.

Показательно в связи с этим, что приказом МВД России от 2 ноября 1999 г. № 874 утверждена и по настоящее время действует форма статистической отчетности «О работе органов внутренних дел по противодействию организованным группам и преступным сообществам, сформированным на этнической основе» — 2-ОП-ЭТН. Форма содержит сведения о количестве оперативных дел на должностных лиц по фактам коррупции, однако не предусматривает отражение сведений об оперативных делах на лидеров указанных групп и сообществ, «авторитетов» данной среды. В то же время известно, что большинство лиц, имеющих «титул» «вора в законе» и действующих на территории России, происходит из кавказских республик.

23 ноября 2002 г. был подписан приказ МВД России № 1150 «О введении в действие Систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования».

Приказ утвердил и ввел в действие Систему оценки деятельности органов внутренних дел (Приложение № 1), Инструкцию по оценке деятельности отдельных подразделений криминальной милиции (Приложение № 3),

Форму статистической отчетности «Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел» — «Форма 1-Крит» (Приложение № 6) и некоторые другие документы.

Система оценки деятельности органов внутренних дел включает в себя разд. 3 и 4 «Выявление преступлении» и «Раскрытие преступлений». Однако ни в названных, ни в иных разделах не содержалось каких-либо критериев или показателей эффективности борьбы с криминальными лидерами и «авторитетами». Раздел 4 в п. 10 предусматривал такой показатель, как «число лиц, совершивших преступление в составе организованной группы или преступного сообщества» (индикатором определена расчетная динамика показателя, рост индикатора расценивается положительно), однако таких сведений недостаточно для какой-либо оценки эффективности борьбы с криминальными лидерами и «авторитетами».

В целом анализ показал, что в названном приказе вопросам оценки эффективности борьбы с организованной преступностью было выделено очень скромное место.

Спустя три года, 5 августа 2005 г., был подписан приказ МВД России № 650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте». Была введена новая Система оценки деятельности органов внутренних дел, в связи с чем упомянутый выше приказ МВД России от 23 ноября 2002 г. № 1150 утратил силу.

Как и прежняя Система оценки, действующая Система не содержит каких- либо критериев или показателей эффективности борьбы с криминальными лидерами и «авторитетами».

Так, Система оценки деятельности подразделений БОП (являющаяся составной частью Системы оценки деятельности ОВД) учитывает, главным образом, количество раскрытых преступлений; качественные характеристики преступлений (а тем более — статус и роль) участников ОПФ (организованных групп, преступных сообществ и организаций) во внимание не принимаются.

3 февраля 2003 г. был подписан приказ МВД России № 75дсп, который утвердил и ввел в действие Инструкцию по организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Методическое руководство по оценке деятельности инспектируемых органов внутренних дел (далее — Руководство). Названные документы составлены в том же ключе, что и проанализированные выше.

Так, разд. 6.4 Руководства называется «Оценка деятельности органа внутренних дел по противодействию организованной преступности, а также подразделений по борьбе с организованной преступностью». В данном разделе в п. 3.1 («Результативность по раскрытию организованных преступлений») содержатся рекомендации о том, чтобы при оценке соответствующего вида деятельности принималось во внимание число участников ОПГ и ПС, привлеченных к уголовной ответственности (в частности, предлагается учитывать расчетную динамику показателя и динамику удельного веса в общем массиве привлеченных к уголовной ответственности). В принципе, это верно, однако этого недостаточно, так как этот показатель не дифференцирует рядовых участников ОПГ, ПС и лидеров, организаторов. В п. 4 («Оперативнорозыскная деятельность») содержится такой показатель, как «Количество преступлений, совершенных ОПГ или ПС, раскрытых по оперативным данным» (должны приниматься во внимание: расчетная динамика показателя, динамика удельного веса в общем массиве преступлений, раскрытых подразделениями БОП, и динамика удельного веса в общем массиве преступлений данной направленности, раскрытых ОВД). Но и в этом пункте отсутствуют показатели для оценки эффективности борьбы против криминальных лидеров и «авторитетов».

5 октября 2005 г. был подписан приказ МВД России №815 «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел». Этот приказ ввел в действие новую Инструкцию по организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности ОВД РФ и новое Руководство по оценке деятельности инспектируемых органов внутренних дел. Однако, как и предыдущие нормативные акты, новые Инструкция и Руководство не содержат показателей для оценки эффективности борьбы против криминальных лидеров и «авторитетов». Мерилом эффективности работы, как и в проанализированных выше документах, здесь является количество выявленных и раскрытых преступлений1.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%