Управляющая организация предоставляет коммунальные услуги, для чего заключает договор на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией (водоканал, энергосбыт, теплоснабжающая организация). Таким образом, получение собственником коммунальных услуг опосредуется двумя договорами: между собственником и управляющей организацией; между управляющей организацией и РСО.
Главное требование собственников, связанное с коммунальными услугами, это их качество. И контролировать качество услуг можно только в случае, если вовремя требовать перерасчет за ненадлежащие коммунальные услуги. Но возникает вопрос: если коммунальные услуги предоставляются плохого качества по вине РСО, то можно ли требовать перерасчет от управляющей организации?
В данном случае надо помнить следующее. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 управляющая организация несет ответственность за качество коммунальных услуг независимо от вины. Важно знать, что ответственность в соответствии с законом наступает по двум основаниям: либо на основании вины, либо на основании риска. В первом случае привлечь к ответственности можно только при наличии вины. Во втором случае к ответственности можно привлечь всегда, за исключением форс‑мажорных обстоятельств. Так вот, управляющая организация отвечает не на основании вины, а на основании риска.
Как указывается в судебной практике (Определение ВАС РФ от 04.06.2014 № ВАС‑6179/14 ) предоставление некачественных ресурсов не снимает с управляющей организации обязанности по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. Даже если в некачественных услугах виновата РСО, собственники квартир должны требовать перерасчет не с РСО, а с управляющей организации.
Очень часто, кстати, управляющие организации отказывают в перерасчете и рекомендуют собственникам квартир обратиться в РСО. В этом случае собственник должен направить управляющей организации претензию, подождать официальный отказ и затем обратиться в жилищную инспекцию.
|