Прежде всего, надо помнить следующее правило: если в доме выбрана управляющая организация, то коммунальные ресурсы на ОДН входят в состав платы за содержание жилья; если в доме непосредственное управление или не выбран способ управления, то коммунальные ресурсы на ОДН – это коммунальные услуги, а не содержание жилья.
Принципиальная разница между этими понятиями есть. Коммунальные ресурсы на ОДН, которые начисляются собственникам, считаются по нормативам, установленным властями, даже если в доме есть общедомовой прибор учета. Управляющая организация, в свою очередь, платит ресурсоснабжающей организации не по нормативу, а по фактическим показаниям прибора учета.
Коммунальные услуги на ОДН считаются по показаниям общедомового прибора учета, и только если приборов учета нет, то расчет идет по нормативам. Управляющая организация в этом случае платит по фактическим показаниям.
Для коммунальных услуг на ОДН установлены определенные ограничения. Так в пункте 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 сказано, что собственники должны платить только за объем коммунальных услуг на ОДН, который не превышает нормативных значений.
По ранее действующему законодательству Верховный суд сделал такой вывод: все, что больше норматива на ОДН, платить должны не собственники квартир, а управляющие организации. Это правило не применяется, если дом аварийный или ветхий (вопрос 3 в Обзоре судебной практики ВС РФ от 06.07.2016 № 2 (2016) . Аналогичные выводы сделаны в Письме Минстроя РФ от 03.11.2016 № 36508‑ОД/04 .
На практике возникает вопрос: могут ли управляющие организации по аналогии применить указанный вывод и к коммунальным ресурсам на ОДН? Да, это возможно. Если многоквартирный дом является аварийным или ветхим, то управляющая организация должна платить за коммунальные ресурсы на ОДН в объеме не большем, чем установлено региональными нормативами. По тем же нормативам платить должны собственники.
|