Управляющая организация должна предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества. Что это значит? Требования к качеству коммунальных услуг установлены Приложением 1 к Постановлению Правительства от 06.05.2011 № 354 . Там сказано, какой уровень отопления надо поддерживать в квартире, какой должна быть температура горячей воды, каких вредных веществ не должно быть в холодной воде и т. д.
Очень часто качество коммунальных услуг ниже, чем предусмотрено Постановлением. В этом случае собственники квартир должны обращаться в управляющую организацию и требовать составления акта о ненадлежащем качестве услуг. На основании акта организация обязана провести перерасчет платы за коммунальные услуги. Если же организация не соглашается на перерасчет, то именно акт служит основанием для обращения в суд.
Однако зачастую управляющие организации уклоняются от составления акта, полагая, что это позволит избежать ответственности за ненадлежащие коммунальные услуги. Однако из ст. 1 ГК РФ следует, что никто не может извлекать выгоду из своего незаконного поведения. Поэтому, если управляющая организация уклоняется от составления акта, то можно подтвердить факт ненадлежащего оказания услуг иными доказательствами.
Этой позиции придерживается и Верховный суд. В п. 22 Постановления Пленума от 27.06.2017 № 22 суд указал следующее: акт о ненадлежащем оказании услуг не может быть единственным основанием для перерасчета платы. Собственник квартиры вправе подтвердить факт некачественных услуг и другими доказательствами: свидетельскими показаниями, аудио‑ и видеозаписями, заключением экспертизы. В любом случае нельзя отказать в перерасчете только на том основании, что не составлен акт.
Поэтому, если обнаружили некачественные коммунальные услуги, требуйте от управляющей организации перерасчет. Если организация отказывает в составлении акта, то заранее подумайте о доказательствах. Можно провести, например, съемку, как ржавая вода бежит из крана, можно вместе с соседями составить акт осмотра квартиры, в которой не соблюдается температурный режим.
|