Почти в каждом доме на первых этажах находятся нежилые помещения. Зачастую в таких помещениях располагаются государственные или муниципальные учреждения культуры, образования или здравоохранения. В этом случае возникает спорная ситуация: должны ли учреждения платить за содержание и ремонт общедомового имущества.
Учреждения полагают, что платить не обязаны. Ведь помещения не находятся у них в собственности и переданы в оперативное управление. Эта позиция не устраивает управляющие организации и собственников квартир: добраться до учредителя‑собственника помещений (как правило, это органы власти) очень сложно, проще иметь дело с учреждениями.
В законодательстве нет однозначного решения этой проблемы. С одной стороны, бремя содержания общего имущества возложено на собственников квартир (ст. 39 ЖК РФ , ст. 209 ГК РФ ). С другой стороны, право оперативного управления – это ограниченное вещное право, то есть тоже самое право собственности, за отдельным исключениями (нельзя продавать имущество без согласия собственника и т. д.).
В судебной практике по этому вопросу сложилась устойчивая практика: учреждения, которые владеют помещениями в многоквартирном доме на праве оперативного управления, обязаны платить за содержание и ремонт общего имущества так же, как и остальные собственники в доме.
Такой вывод ранее был сделан в арбитражной практике (Постановление 17 ААС от 05.03.2012 №А50–13606/2011 ). А затем получил закрепление в судебной практике ВС РФ, см. Определение от 13.10.2015 № 304‑ЭС15–6285 .
|