С момента возникновения государства налоги стали важнейшим элементом экономических и финансовых отношений.
Развитие и изменения форм государственного устройства тесно взаимосвязаны с преобразованиями в области налоговой системы. Основой налоговой системы является Налоговый Кодекс РФ, который определяет налог как обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, которые получают доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому они являются основным источником доходов государства в современных условиях.
Необходимо отметить, что в НК РФ делается существенное различие между понятиями «налоги» и «сборы». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности [93].
Налоги являются основным источником доходов государства, которые идут на различные цели, например, такие как: выполнение социальных функций, то есть перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения; влияние на структуру и динамику общественного производства, на развитие научно-технического прогресса в целом; налоги способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц и т.д.
В формировании налоговой системы России можно выделить три основных этапа:
1 этап (1991-1993 гг.) - принятие закона об основах налоговой системы РФ. В декабре 1990 г. был принят пакет законопроектов о налоговой системе, в котором были установлены: перечень идущих в бюджет налогов, сборов, пошлин и других платежей; определение прав и обязанностей плательщиков налогов и налоговых органов;
2 этап (1994-1998 гг.) - внесение в налоговую систему большого количества изменений, а также дополнений. Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы, поскольку кризис выявил многочисленные существенные недостатки в налоговом законодательстве России. В их составе: фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей; нестабильность, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения; наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это повлекло за собой необходимость проведения новой налоговой реформы;
3 этап (1998 г. - наше время) - введение в действие единого документа по налоговым платежам Российской Федерации - Налогового кодекса.
Еще с первого этапа формирования налоговой системы в Российской Федерации была введена трехуровневая система налогообложения, включающая (рисунок 1.1):
федеральный уровень;
региональный уровень;
местный уровень.
Рисунок 1.1 - Налоговая система Российской Федерации
На федеральном уровне налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ, они регулируются общероссийским
законодательством, а также формируют основу федерального бюджета страны, за счет этих средств поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На региональном - налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области, автономного округа). Данные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства.
К местным налогам относятся налоги городов, районов, поселков и т.д.
Налоги, уплачиваемые на обозначенных уровнях, составляют различный удельный вес от всех налоговых поступлений страны.
Так, в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных, немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения, которые подразумевают под собой освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 НК РФ [93, 159].
К специальным режимам налогообложения относятся:
упрощенная система налогообложения. Плательщиками единого налога в данном случае являются организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям:
- организации и индивидуальные предприниматели не должны осуществлять виды деятельности, которые являются препятствием для перехода на данный специальный режим;
- доля участия в организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, других организаций не должна превышать 25 %;
- средняя численность работников за налоговый период не должна превышать 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств организации за налоговый период не должна превышать 100 млн. руб. в 2016 г., а с 01.01.2017 г. - 150 млн руб. (Федеральный закон № 243 от 03.07.2016 г. внес изменения в гл. 26.2 НК РФ с 01.01.2017 г.);
- если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн руб.
Организации освобождаются от уплаты: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и налога на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели в свою очередь от налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц, используемого для предпринимательской деятельности. Объект налогообложения - доходы или доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от 1 % до 6 %. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от 5 % до 15 %, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы [160];
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщики - организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, перечень которой представлен в п. 2 ст. 346.26 НК РФ (например, оказание бытовых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств). Организации, применяя данный специальный режим налогообложения, освобождаются от уплаты: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС, предприниматели - налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, НДС. Объект налогообложения - вмененный доход, его размер зависит от вида деятельности, который установлен в гл. 26.3 ст. 346.29 НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка - 15 % от вмененного дохода;
система налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Применяется производителями сельхозпродукции, а также организациями и предпринимателями, оказывающих услуги сельскохозяйственным производителям в области животноводства и растениеводства. Согласно ст. 346.2 НК РФ вправе использовать данную систему налогообложения организации и предприниматели, у которых доход от реализации сельхозпродукции составляет не менее 70 % от общей суммы дохода, для рыбохозяйств существуют ограничения в виде численности работников (до 300 человек) и наличию собственных и арендованных судов. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей освобождает организации от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций, НДС, а индивидуальных предпринимателей - от НДФЛ, НДС, налога на имущество физических лиц. Объект налогообложения - доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет 6 %. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 гг. и ставки 4 % с 2017- 2021 гг.
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов;
патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении таких видов деятельности, например как: ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; парикмахерские и косметические услуги, ветеринарные услуги (346.43 НК РФ). Освобождает от уплаты: НДФЛ, НДС, налога на имущество физических лиц. Объект налогообложения - потенциально возможный годовой доход. Ставка - 6 %, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы [92, 164].
Взимание налогов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим законодательством [167].
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему:
- федеральное законодательство - включающее в себя НК РФ, а также принимаемые в соответствии сними нормативноправовые акты на федеральном уровне, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Конституцию РФ;
- региональное законодательство, включающее принятые субъектами Российской Федерации нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов [166].
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и НК РФ [93].
Согласно ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать нормативноправовые акты в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах [93].
Все, что предусмотрено НК РФ обязательно к исполнению, а то, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ [157].
Кроме того, на основании Налогового кодекса РФ Минфин РФ и Федеральная налоговая служба РФ разрабатывают приказы, пояснения, разъяснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации статей и положений НК РФ и других федеральных законов Российской Федерации в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
К системе налоговых органов Российской Федерации относятся: Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики государства, прогнозирует налоговые поступления, а также вносит предложения по улучшению налоговой системы Российской Федерации в целом. В его ведомстве находится Федеральная налоговая служба РФ как исполнительный орган государственной власти, главными функциями которого являются: учет плательщиков налогов и сборов; контроль за выполнением требований налогового законодательства; надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности [159].
|