В любой стране существует большое количество видов налогов, которые составляют налоговую систему, иногда существенно отличающуюся от налоговых систем других стран. Эффективная система налогов является одним из существенных факторов экономического роста страны.
Налоговая система Российской Федерации, введенная в действие с 1 января 1992 г., была сформирована практически в течение нескольких месяцев, взяв многое путем копирования у западных налоговых систем.
В настоящее время, для более совершенной разработки нормативных и методических документов по подготовке, а также разработке предложений по улучшению налогового законодательства немаловажную роль играет изучение опыта различных стран с развитой рыночной экономикой.
Несмотря на то, что системы налогообложения во всем мире достаточно разнообразны, существует ряд налогов, которые взимаются в большинстве стран мира. К ним могут быть отнесены: налоги на доходы (налог на наследство; подоходный налог с физических лиц и корпораций в США, Франции, Германии; подушный в Великобритании), на недвижимость (в США и Японии - поимущественный, в Германии и Франции - поземельный), с товарооборота (Германия и Франция - налог на добавленную стоимость, США - налог с продаж) и так далее. В ряде стран даже ставки налога находятся на одном уровне (таблица 1.4).
Таким образом, можно заметить, что в лидерах оказались государства с достаточно высоким уровнем экономического развития. Замыкают рейтинг страны с развивающейся экономикой, в которых налоговые стимулы для предприятий являются наиболее
важными, а также страны, в которых рост ставки налога на прибыль может привести к существенному оттоку бизнеса в «теневой» сегмент экономики.
Таблица 1.4 - Рейтинг стран Европы по уровню ставок налога на прибыль компаний, 2016 г.
Место в рейтинге
Страна
Ставка налога на прибыль, %
1
Мальта
35,0
2
Бельгия
33,99
3
Франция
33,33
4
Г ермания
30,0
5
Люксембург
29,22
6
Норвегия
28,0
7
Италия
27,5
8
Греция
26,0
9-12
Австрия, Португалия, Нидерланды, Испания
25,0
13-15
Швеция, Дания, Словакия
22,0
16
Люксембург
21,0
17-23
Шотландия, Финляндия, Исландия, Россия, Великобритания, Эстония, Хорватия
20,0
24-25
Чехия, Польша
19,0
26
Латвия
15,0
27-29
Лихтенштейн, Ирландия, Кипр
12,5
30
Швейцария
12,0
31
Венгрия
10,0
32
Мадейра
5,0
33
Андорра
2,0
34
Монако
0,0
Лидером по уровню налога на прибыль является Мальта, которая имеет процентную ставку 35 %. На втором месте расположилась Бельгия - 33,99 %, а замыкает тройку Франция со ставкой в 33,33 %.
Россия со ставкой налога на прибыль в 20 % делит 16-22 места из 33 вместе с такими странами как Шотландия, Финляндия, Исландия, Великобритания, Эстония, Хорватия.
В целом, результаты рейтинга свидетельствуют о том, что налог на прибыль, не является «тормозом» для экономики государства - в развитых странах Европы его уровень выше, чем у более слабых экономик.
Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии экономического и политического устройства, также не раз поднималось из разрухи, вызванной мировыми войнами, и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.
Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 г. был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.
В настоящее время в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк в своей речи в Рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла
крылатая фраза о «налоговом сюртуке Бисмарка». В настоящее время в Германии два крупнейших источника пополнения бюджета: налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость (рисунок 1.2). Следует отметить, что в общих доходах бюджета налоги составляют около 70 % [168].
В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Так, все наиболее крупные налоговые поступления формируются сразу в два или три бюджета:
- центральный (федеральный);
- бюджет соответствующей земли;
- местный бюджет.
Налог на .
прибыль,
8%
Налог на доходы физических лиц, обеспечивая около 41 % налоговых доходов федерального бюджета, имеет прогрессивный характер - чем выше доход, тем выше ставка, подлежащая уплате.
Минимальная ставка налога на доходы физических лиц Германии составляет 14 %, а максимальная - 45 %. Так, данный налог распределяется следующим образом: 42,5 % поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 % - в бюджет соответствующей земли и 15 % - в местный бюджет [101].
Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Общая ставка налога на добавленную стоимость в 2017 г. составляет 19 %, однако продукты питания, сельскохозяйственная, книжно-журнальная продукция, гостиничные услуги, билеты облагаются по минимальной ставке - 7 % [161, 165].
Предприятия лесного и сельского хозяйства, товары, идущие на экспорт, - освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость [162].
Резидентные организации облагаются налогом на прибыль с общемирового дохода, в то время как нерезиденты платят данный налог только с дохода, полученного в Германии. Налог на прибыль взимается по ставке 15 %, при этом муниципальный торговый налог варьируется от 14 % до 17 %. Так, эффективная ставка налога на прибыль (включая торговый налог и налоговую надбавку за поддержку солидарности) варьируется в пределах 30-33 %. Налогооблагаемым доходом является прибыль организации, состоящая из торгового или коммерческого дохода, пассивного дохода и прироста капитала. Следует отметить, что обычные расходы на бизнес могут быть вычтены при расчете налогооблагаемого дохода [158].
К другим налогам относятся: налог на недвижимость, налог на наследство, налог на передачу имущества, муниципальный торговый налог, взнос на социальное страхование.
Безусловно, налоговую систему Германии, так же как и у других стран с развитой экономикой, нельзя считать идеальной, поскольку она требует дальнейшего своего совершенствования.
Однако в ней есть значительные положительные стороны, поскольку она, как правило, обеспечивает для налогоплательщиков соблюдение принципов справедливости, платежеспособности; поощряет благотворительную деятельность; стимулирует развитие малого бизнеса, а также наукоемких производств, долговременных инвестиций.
Все более широкое распространение МСФО в мире особенно остро обозначило конфликт бухгалтерского и налогового учета, так как МСФО не регламентируют формирование налогооблагаемой базы и не допускают никаких компромиссов между финансовым и налоговым учетами. МСФО требуют от составителей отчетности представления информации в совершенно независимой от налоговых правил форме.
В связи с этим организации, претендующие на соответствие своей отчетности МСФО, вынуждены абсолютно отказаться от корректировки бухгалтерского учета под налоговые требования, а налоговый учет либо полностью обособить, либо разработать методику соответствующей трансформации независимо сформированных бухгалтерских показателей.
При переходе российской учетной системы на МСФО может поменяться перечень активов и обязательств, находящих отражение в бухгалтерском балансе организации. В том случае, когда данные активы и обязательства участвуют в расчете налогооблагаемой базы, то в процессе перехода на МСФО будет неизбежно изменяться величина налогов.
Таким образом, переход на МСФО неизбежно повлечет за собой изменение налогового законодательства, изменение и усовершенствование учетно-налоговой системы экономических субъектов. Л. В. Поповой сформулированы основополагающие принципы учетно-налоговой системы, адаптированной к МСФО (рисунок 1.3) [111].
|