По данным ЮНЕСКО, за последние несколько десятилетий наблюдается беспрецедентный рост числа студентов системы высшего образования во всем мире. За последние 50-60 лет более чем в два раза увеличилась материальнотехническая инфраструктура системы высшего образования и расходов на ее содержание. В США расходы на высшее образование выросли более чем в 3 раза, в Западной Европе - в 3,4 раза, в Китае - в 2 раза, в странах Восточной Азии - в 4 раза. Сегодня говорят о том, что сформировались образовательные мегасистемы. К началу нового тысячелетия к образовательным мегасистемам относились: США (14 млн. студентов), Индия (5,7 млн.), Китай (5,7 млн.), Россия (4,4 млн.), Япония (3,9 млн.), Индонезия (2,3 млн.), Корея (2,2 млн.), Германия (2,1 млн.), Филиппины (2 млн.), Канада (2 млн.). При этом из всего числа иностранных студентов 28% обучаются в США, 12% - в
Великобритании, 10% - в Германии, 8% - во Франции, 4% - в России, 3% - в Японии. И хотя Россия относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, из приведенных данных видно, что ее влияние на мировое образование отстает от влияния ведущих в промышленном отношении стран значительно.
С 1990 по 2010 гг. численность студентов в Российских высших учебных заведениях на 10 000 населения увеличилась практически 2 раза в среднем по стране (со 190 до 325 чел.), по этим показателям Россия опережает ведущие страны мира. Благодаря росту предложения образовательных услуг они стали доступны в самых отдаленных районах страны, что значительно изменило структуру численности образованного населения по регионам России. Самый
высокий рост численности студентов на 10 000 населения произошел, главным
-э
образом, в отдаленных от центра регионах и областях.
В 2015 году объем средств федерального бюджета по разделу «Образование» составил 3557 млрд. рублей, что на 32% больше по сравнению с 2006 годом.
В то же время, в области затрат на отечественное образование, мы на сегодняшний день, отстаем от многих стран мира. Так государственные затраты на образование в процентах к ВВП в США составляют 5,7%, а в России - всего 3,8%.
Совершенно справедливо, что образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Наиболее глубокое понимание любой научной проблемы, в том числе и такого важного отдела научных знаний как экономика образования начинается с лингвистического анализа. Только проведя подробную дефиницию можно составить четкое представление об исследуемом объекте.
Начнем с разбора такого сложного и многомерного понятия как «экономика». Экономика - категория глобальная. Давать ей жесткое определение - все равно, что пытаться однозначно истолковать слова «любовь» или «счастье». Тем не менее, далее в своей работе мы подробнее остановимся на основных определениях термина «экономика».
Если спросить сто экономистов, что такое экономическая наука, или экономика, вполне можно получить сто три разных ответа. Однозначно
Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2016
с.
определить экономическую науку очень сложно (различные толкования понятия «Экономика» см. в приложении 1).
Что же такое экономика? На этот вопрос за всю историю человечества было дано множество ответов - от натурального хозяйства, капиталистической (либеральной) экономики до плановой системы. Но при всем многообразии ответов (или как раз из-за самого разнообразия?) человечество на сегодняшний момент не имеет четкого ответа на этот вопрос.
В последнее время в дискуссиях появились такие определения:
Экономика - это сгусток желаний и возможностей тех, кто обладает возможностями и умеет их реализовать.
Экономика - зеркало культурных ценностей.
Экономика такова, каково общество и как оно относится к интеллектуальному труду, включая все технологии образования.
Экономика не собственность образования, но очень часто от нее зависит напрямую.
Понятия «экономика» и «образование» могут сочетаться самым различным образом: экономика образования, экономическое образование, образование экономики, образовательная экономика.
Из всех предложенных сочетаний наибольший интерес представляет экономика образования как самостоятельная наука, обозначающая раздел экономики, связанный с жизнью (развитием, функционированием и т. д.) системы образования как самостоятельной сферы жизни человека и общества.
Также для дальнейшей работы необходимо провести анализ понятия «образование». Ниже (табл. 1.1.1) приведены определения имеющие значение для развития науки «Экономика образования».
Понятие «образование» в различных источниках
Таблица 1.1.1
№
Источник
Определение
1.
Толковый словарь русского
языка: В 4 т./ под
ред.Д. Н. Ушакова. 1935-1940
ОБРАЗОВАНИЕ, я, ср.1. только ед. Действие по глаг. образовать-образовывать и образоваться- образовываться. О. общего революционного фронта против эксплоататоров. О. государства. О. горных пород. О. литературного вкуса. 2. То, что создалось, образовалось в результате какого- н. процесса (книжн.). Горные образования. Жировые образования под кожей. 3. Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием. Чрншвскй. Г раждане СССР имеют право на образование. Конституция СССР. 4. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Общее о. (см. общий). Специальное о. Пополнить свое о. Получить о. Среднее о. Высшее о. Техническое о. Политическое о.
2.
«Большая советская энциклопедия», 1969 - 1978 годах в 30 томах, 3-е изд.
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения О. - обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурнопросветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности
3.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 2007
ОБРАЗОВАНИЕ - отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров
4.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
5.
Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру
Образование - в экономическом смысле - отрасль экономики, объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров
Таким образом, понятие «образование», имеет два принципиально отличающихся толкования:
образование - это процесс;
образование - это отрасль экономики.
Очевидно, что смысловое содержание понятия «экономика образования» как процесса, и понятия «экономика образования» как специфической отрасли, будут нести совершенно разную концептуально различающуюся нагрузку.
В свою очередь образование с системологических представлений может рассматриваться на базе различных смыслоопределяющих конструкций (рис 1.1.1)
Рис. 1.1.1. Аспекты изучения системы «образование»
Естественно, что и экономика образования точно так же как и экономика труда, экономика науки, экономика искусства и т. д. претерпевает значительнейшие изменения (трансформации, диверсификации и т. д.). Однако, несмотря на происходящие изменения и отличие текущего момента от того, что было в недалекой и далекой перспективе было бы неправильно не учитывать имеющийся и нередко очень богатый опыт. Этот постулат заставляет обратиться к работам основоположников экономической мысли.
В этой связи необходимо произвести сопоставительный анализ различных определений понятия «экономика образования». При этом данное понятие будет рассматриваться с одной стороны как базовое, а с другой стороны, как элемент, входящий в сложнейшую структуру общей экономики. Только такой двуединый подход возможен для системного осмысления влияния
экономики образования на современную жизнь с его колоссальной динамикой и непредсказуемостью.
Прежде всего, обратимся к определению одного из основоположников советской экономики образования В.А. Жамину: «Эта наука изучает характер проявления и специфику действия экономических законов (выделено авторами) социализма в одной из отраслей народного хозяйства - в образовании. Она исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства, науки, культуры и для воспитания человека коммунистического общества»4.
Советский период в современной научной литературе нередко примитивизируется. Однако это далеко не так, дело в том, что советские исследователи нередко в своих мыслях забегали далеко вперед, и осознать их перспективность мышления их завуалированный смысл еще предстоит. Советская экономическая мысль это не движение в тупик, как иногда изображается некоторыми современными исследователями, а животрепещущий поиск возможностей в ограниченном пространстве.
Как видно из приведенного толкования экономики образования советской научной мыслью, под образованием тогда понималась система воспроизводства, прежде всего, рабочей силы, необходимой обществу для развития. Особое внимание так же привлекает воспитательный аспект, отмеченный в определении В.А. Жамина и совершенно упущенный сегодня не только в отношении экономики образования, но и всей сферы просвещения.
Строго научные определения, как известно, даются в энциклопедиях, в которых сосредотачиваются основополагающие мысли, либо существующей доминирующей парадигмы, либо политической идеологии
4 Жамин В.А. Экономика образования (вопросы теории и практики). М., «Просвещение», 1969.
обуславливающей все состояние науки как системы обеспечивающей ее функционирование. Педагогическая энциклопедия в 1999 году констатировала: «Экономика образования, раздел экономической теории, изучающий специфику различных форм образовательной деятельности (выделено авторами) как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного производства и нематериального накопления; научная дисциплина, разрабатывающая конкретные экономические проблемы развития образовательной сферы, рационализации педагогической и хозяйственной деятельности учреждений и органов управления образованием»5.
Из этого определения, можно сделать вывод, что экономика образования рассматривается как конкретная наука, предназначенная для «рационализации педагогической и хозяйственной деятельности» с обязательным выделением управленческого элемента, как основы развития экономики образования в целом.
Несмотря на то, что с середины 80-х годов прошлого века марксизм как экономическая категория критиковался с фундаментальных позиций, многие понятия марксистского учения о производительных силах и производственных отношениях оказались более долгоживущими, чем думали критики. В «Экономике и социологии образования» за 2002 год находим: «Это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги (выделено авторами) и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания
5Педагогическая энциклопедия. ТОМ II (М-Я). Председатель Научно-редакционного совета издательства А. М. ПРОХОРОВ, Москва, Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999.__________________________________________________________
подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня»6.
Как сферу образовательных услуг рассматривает систему образования в своей книге А.Б. Вифлеемский, в своем учебном пособии он пишет: «Экономика образования это наука, изучающая социально-экономические отношения, связанные с производством, распределением и потреблением образовательных услуг (выделено автором), а также исследующая влияние уровня образования на экономический рост и благосостояние общества и личности. Экономика образования исследует особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, воспитания, подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и повышения
п
образовательного уровня населения» .
Несмотря на различия в приведенных выше определениях такого понятия как «экономика образования», большинство авторов отмечает, что экономика образования, прежде всего, изучает действие общеэкономических законов в сфере образования.
|