Глобальный рынок сегодня - это совокупность цепочек добавления стоимости. Мировой опыт показывает, что основная масса добавленной стоимости в рамках этих цепочек концентрируется в звеньях, отвечающих за разработку технологических и управленческих решений, основывающихся в своей деятельности на специфических знаниях и очень активно применяющих информационные компьютерные технологии. Именно эти «мозговые центры» в совокупности с секторами, непосредственно производящими знания (наука и образование), и отраслью информационных и компьютерных технологий, выступающей в качестве инструмента передачи и распространения знаний, являются сегодня своего рода мотором экономического развития и ассоциируются с понятием «новой экономики».
Новая экономика - совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. Ее называют еще информационной экономикой, экономикой, основанной на знаниях, - но каждое из этих определений частично.
Это означает, что фундаментальным капиталом любого предприятия становится человеческий капитал, интеллектуальная собственность, человеческий капитал и «ноу-хау», а не только материальные активы и традиционные ресурсы.
Технологии информационного общества значительнейшим образом влияют на современную систему образования. С изменениями системы образования вынуждены считаться все. Скорость появления и распространения инноваций, меняющих облик системы образования, неуклонно возрастает, диктуя необходимость модернизации всем структурным составляющим современной системы образования. Очевидно, что незамедлительной отдачи от
инвестиций в человеческий капитал ожидать не приходится, однако без них невозможно устойчивое развитие. Мировой опыт показывает, что наиболее адаптивными являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения выше. Именно адаптивность человеческого капитала способствует развитию новых секторов экономики, постоянным изменениям ее структуры.
Новая, III-его тысячелетия экономика основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невосполнимых ресурсов окружающей среды.
В «новой экономике» именно на обучение и оплату
высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат. В ситуации «новой экономики» российские фирмы (даже малые и средние) получают возможность выйти на глобальный рынок, прежде всего в секторе «мягких технологий»9. Такие технологии не требуют значительных капиталовложений в средства производства (чтобы начать производство микропроцессоров, нужно $3-4 млрд., для производства программного обеспечения достаточно начальных вложений размером несколько сотен тысяч долларов) и основываются на доступе к рынку предложения квалифицированного труда специалистов по информационным технологиям, программистов, экономистов, юристов, менеджеров.
В современном мире наибольшую прибыль начинают приносить изобретения, инновации, преобразовательная, креативная деятельность, причем, равно важны и технологические разработки и организация бизнеспроцессов и абсолютно новые идеи, создаваемые на базе знаний, которые дает образование. В новой экономике, которая все больше и больше из производящей перерастает в преобразующую, лидерами становятся организации, предлагающие высокотехнологичные продукты и услуги на основе эксклюзивных разработок, эвристического поиска.
9 Направление индустриализации сферы услуг, когда индивидуальные услуги заменяются заранее запланированными комплексами.___________________________________________________________
Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ее место в клубе развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе. Так называемый «давосский рейтинг» 59 развитых государств регулярно отводит нам 58-59-е место по всем позициям (боремся за последнее место с Украиной), кроме уровня нашей образованности. Здесь мы пока в середине списка. Россия удерживается в «давосской группе» государств благодаря своей оборонной мощи и культуре. А последняя прямо определяется системой образования. И если не поддержать образование, России угрожает опасность уйти из группы развитых (и просто влиятельных) стран уже к середине этого десятилетия. Конкурентоспособность страны напрямую стала зависть от качества управления образованием, причем не только молодых людей, но всех других слоев современного общества.
Именно образование дает России стратегический шанс на вход «на равных» в новую экономику. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании,
фундаментальной науке.
Сказанное не означает, что раньше роль образования в социальноэкономическом развитии государства принималась неправильно. Экономисты давно признавали выгодность и эффективность капиталовложений в область образования. Экономический рост, как конкретного человека, так и страны в целом, конкурентоспособность на рынке, в том числе и мировом, в значительной степени зависит от инвестиций в образование, от состояния экономики образования. Любое «недомогание экономики образования» рано или поздно сказывается на «состоянии здоровья всего общества». Теория «человеческого капитала» озвученная в 60-ые годы XX-го столетия подняла этот тезис на щит, позволила четче осознать значимость инвестиций в
формировании системы производства и распространения знаний, понять, что образование - источник умножения национального богатства.
Сегодня, это стало очевидно всем, для России ее человеческий потенциал, высокообразованная рабочая сила выступают наиболее ценными производительными ресурсами по сравнению с устаревшим и сильно изношенным основным капиталом. Инвестиции в Человека обеспечивали, обеспечивают и будут обеспечивать громадный и долговременный экономический эффект. Вложения в образование, сделанные сегодня, принесут через 5-7 лет отдачу в виде ускорения темпов экономического роста и повышения уровня жизни всего населения.
Через призму теории «человеческого капитала» образование в конце XX в. рассматривается во многих странах как решающий источник экономического роста. Это привело к пересмотру приоритетов в политике государства. Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало главным рычагом преодоления экономической отсталости.
Общество, основанное на постоянном росте знаний его индивидуумов или инфраструктурное общество, ведет к пересмотру основных экономических постулатов. Еще в 2000 году премьер-министр Великобритании Энтони Блэр на Давосском форуме отмечал: «Самый очевидный из вызовов - «новая экономика». Размышляя о ней, мы можем вспомнить печальный опыт 70-ых годов. Более 10 лет экономических проблем было вызвано увеличением цен на нефть в 5 раз. С тех пор прошло двадцать лет и нефть, как скажут вам большинство экономистов, перестала быть самим важным сырьем для мировой экономики. Сейчас такое сырье - информация. В США эффект этого феномена улучшил все экономические показатели. Электронный сектор американской экономики составляет пока 8%, но он дал уже стране 35% всего экономического прироста. А падение цен на компьютеры вызывает падение инфляции, по крайней мере, на 1% в год».
С позиций управления образовательной системой крайне значимыми являются вопросы интеллектуализации и гуманизации труда. Интеллектуализация труда имела место на всем протяжении развития Человечества, но сейчас производительные силы вышли на такой уровень, когда их дальнейшее развитие возможно лишь в условиях креативноэвристической деятельности работников. Целенаправленное формирование трудовых ресурсов творческого типа повсеместно началось в 50-60 годах ХХ-го столетия. Сейчас эти процессы возведены во многих странах в ранг государственной политики. Современная система образования связана с тем, что стратегическое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие творческого мышления и самоподдерживающейся инициативы на всех этапах общеобразовательной и специальной подготовки. В качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигается необходимость постоянного обновления знаний, умений и навыков, как в рамках освоенных специальностей, так и требования качественной и быстрой переспециализации.
Еще в 60-70-е годы XX века в части постиндустриальных стран были приняты правовые акты, стимулирующие (а в отдельных случаях обязывающие) деятельность государства и предпринимателей, направленную на развитие интеллектуального потенциала участников производственной сферы. Государство поощряло работодателей к «инвестициям в Человека» путем соответствующих налоговых мер, льготных кредитов, общественного и государственного поощрения. Например, в Японии Совет по развитию структуры экономики в 1973 г. принял развернутую концепцию «Об интеллектуализации народного хозяйства и развития способностей населения, которая позволила интенсифицировать процесс интеллектуализации труда во всех сферах деятельности. Аналогичные общегосударственные акции были предприняты в США, Франции, Великобритании, Швеции. К концу 80-ых годов были проведены реформы образования в Великобритании и Японии.
Завершается такая реформа в США, а во Франции началась подготовка к ее осуществлению.
образование выгодно не только для отдельного индивида, но и для общества в целом. Благодаря ему молодой человек может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Система образования обеспечивает страну
высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Два примера ярче всего докажут преимущества качественного образования.
Первый пример. В конце 40-х годов ХХ века половина кораблей в мире строилась на английских судоверфях, а в конце 60-х годов — уже на японских. Столь разительная перемена объясняется превосходством японской системы образования над английской. В Англии на судоверфях среди менеджеров очень мало людей с высшим образованием, а рабочие вообще имеют лишь минимальную подготовку. В противоположность этому у японцев прекрасно подготовленная и квалифицированная рабочая сила. Редкий японский менеджер не имеет высшего образования, а у большинства из них - ученые степени по инженерному делу.
Понятно, что с появлением сложных технологий японский менеджер быстрее, чем английский, освоит новые конструкторские идеи. Стоит ли удивляться, что японцы, модернизировавшие систему образования, очень быстро вышли на передовые технические рубежи.
Их корабли имеют меньшую себестоимость, они лучшего качества и поставляются заказчикам точно в срок. Что касается британских судостроителей, то в 70-х годах они ежегодно теряли десятки миллионов фунтов стерлингов и выжили лишь за счет налогоплательщиков.
Второй пример касается фермерства. Исследование показало, что фермеры развивающихся стран, имеющие 4 класса начального образования, производят
продукции на 13% больше, чем не имеющие образования вообще. История свидетельствует о том, что более образованный рабочий имеет большую производительность труда. В конце XIX в. урожайность пшеницы в Европе и риса в Японии начала повышаться по мере распространения массового образования. Сегодняшние американские фермеры имеют самую высокую производительность во всем мире, поскольку опираются в своем труде на громаднейшую информационную базу, сложившуюся в течение веков. Они должны досконально знать не только все об удобрениях и почвах, гибридных семенах и севообороте, инсектицидах и гербицидах, но и в совершенстве владеть компьютером. Сегодняшний американский фермер обычно имеет университетскую подготовку, позволяющую ему быть растениеводом, механиком, ветеринаром, химиком, оператором компьютера, бухгалтером и менеджером. К концу 70-х годов один среднестатистический фермер обеспечивал продовольствием 5 человек, тогда как западноевропейский - 20, а американский фермер - 60 человек.
Под воздействием исторического опыта мировое сообщество давно пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах государств. В большинстве развитых стран на него постоянно увеличиваются государственные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет повышения качества образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложение средств в наиболее окупаемую сферу. Один из президентов США в этой связи сказал: «В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты». В докладе Совета по науке Белого Дома говорится: «Благополучие американского общества непосредственно связано с положением дел в университетах».
Кроме того, в передовых странах достигнуто практически полное удовлетворение базовых потребностей. Большую роль начинают играть нематериальные потребности, менее массовые и более индивидуализированные, реализация которых требует применения в больших масштабах творческого труда. Главным становится производство не вещественных ресурсов, а человеческого капитала, формирование которого происходит в системе образования.
Практически во всех странах в последние десятилетия наблюдается ускорение процесса устаревания профессий и специальностей. По данным американской статистики, половина существовавших в 1987 г. специальностей еще не наблюдалась в 1967 г., а в начале XXI века, как ожидается, большинство их будет новыми. Это связано с развитием информационной экономики, где труд и организация производства меняют свой характер по мере получения ра - ботниками новой информации и увеличения объема совокупных знаний каждые 2,5 года.
Еще недавно в нашей стране образование и рынок считались категориями полярными и несовместимыми. Превращение образовательных услуг в платные приобрело сегодня реальные черты, с чем пришлось свыкаться новым педагогам и управленцам самого различного масштаба (к сожалению, как показывает практика процесс далеко не завершившийся до настоящего времени). Экономические отношения в сфере образования по-своему уникальны. Они менее осязаемы, трудно уловимы, поскольку складываются в сфере образовательных услуг, не имеющих материально-вещественные формы. Как разновидность экономических благ образовательные услуги представляют собой систему знаний, умений навыков. И здесь мы сталкиваемся с необычностью проявления стоимости этого товара. Ведь долгое время в нашей стране образование было бесплатным для потребителя (для потребителя, но не общества). А общество всегда платило за образовательные услуги немалые деньги, потому, что эти услуги относятся к так называемым общественным
благам, т. е. к тем товарам и услугам, которые удовлетворяют общественные потребности или служат общественным интересам. Отсюда, по логике административно-командной экономики, они должны предоставляться не просто отдельному человеку, а обществу в целом и поэтому полностью финансироваться государством. И эта хорошо развитая система образования целиком финансировалась советским государством. Это и оказалось ахиллесовой пятой отечественного образования. Экономический кризис 90-х годов привел к существенному сокращению бюджетных возможностей как федерального, так и регионального уровней.
Одно из последних исследований, проводимое В.Н. Шубкиным показало глобальные закономерности, характеризующие аккумулированный эффект социального неравенства в системе образования. Если в первый класс школы дети рабочих и крестьян и интеллигенции поступали примерно в той пропорции, в какой эти категории представлены в социальной структуре общества, то к моменту ее окончания доля детей последней резко увеличивалась, а доля первых двух групп сокращалась. Еще больше обнаруженная тенденция проявлялась на уровне высшего образования: по существу в университетах одни интеллигенты (преподаватели) обучали других (студентов). Если раньше, в 60-е годы, правительство дополнительными мерами как-то выравнивало пропорции обучающихся в соответствии с параметрами социальной структуры, то в середине 90-х годов на это не было уже ни средств, ни желания. Платное обучение в школе и вузе резко усилило социальную дифференциацию не только среди взрослых, но и среди детей.
Так, согласно полученным данным к 1994 г. по сравнению с 1962 г. доля детей руководителей возросла в 3,5 раза, а доля детей рабочих и крестьян сократилась в 2,5 раза. Последние отсеивались из школы не только по неуспеваемости, но и по финансовым причинам. Разбив респондентов на четыре группы (дети рабочих и крестьян, дети специалистов, дети служащих, дети руководителей), В.Н. Шубкин и Д.Л. Константиновский установили путем
сравнения ориентации старшеклассников: чем выше статус и уровень образования родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда; отчетливо прослеживается тенденция к репродукции статуса родителей. Обнаруженная тенденция, которую можно назвать «воронкой» социального неравенства в сфере образования, подтверждается множеством фактов. Так, если в 1963 г. из 100 выпускников средних школ в вузы поступало 11 выходцев из семей рабочих и крестьян, то в 1983 г. их стало 9, а в 1993 г. - 5. Соответственно доля детей служащих с 1963 по 1993 г. возросла с 10 до 16 детей, специалистов - с 14 до 18 детей, руководителей - с 6 до 202.
Дети руководителей и специалистов заполнили 3/4 самых престижных вакансий в вузах - специальности «экономика» и «финансы». Доля детей служащих - 13%, а детей рабочих и крестьян еще меньше. В 90-е годы качественное среднее и высшее образование становится все менее доступным для социальных низов. Плата за обучение в московских коммерческих лицеях и вузах достигает 2-4 тыс. долл. США. Тогда как средняя заработная плата москвича не достигает и 200 долл. США. Очевидно, что попасть в престижные вузы имеет значительно больше шансов тот, чьи родители могут заплатить за учебу в привилегированной школе, за предварительную довузовскую подготовку, за обучение в вузе. В результате усиления социальной дифференциации дети - выходцы из низов вытесняются в «дешевые» школы, и происходит снижение уровня образования таких подростков. Через школьное и вузовское сито проходят главным образом дети из высших социальных слоев.
На неравный доступ к получению образования на послешкольном и вузовском уровнях для детей рабочих и крестьян в предперестроечные времена обращает внимание Т.Л. Серикова: «В вузах, как правило, обучались сыновья и дочери партийных работников и интеллигенции, эти слои использовали свое влияние для того, чтобы обеспечить место своим детям в элитной общеобразовательной средней школе или университете. ...Еще один источник
неравенства состоял в том, что социалистическая система образования и подготовки кадров, как правило, не принимала в расчет детей, имеющих специфические потребности. Дети-инвалиды, дети, отстающие в развитии или живущие в неблагоприятных социальных условиях, редко получали необходимую им специализированную помощь».
Все реже студенты выезжают на учебу в дальние города, особенно в столицу, и чаще ограничиваются местными вузами. Основная причина - увеличение дороговизны проживания вдали от родительского дома. Последствия регионализации специалисты оценивают так: «В условиях сосредоточения крупных научных школ в столичных городах стремление большей части (60%) руководителей вузов к чрезмерной автономии может привести к существенному снижению качества обучения, к узкой региональной профессионализации, отрыву системы образования регионов от высокой общей культуры. Однако проблема автономии вузов не только связана с узковедомственными интересами, но и имеет экономические основания. Все больше родителей не в состоянии материально поддерживать детей, обучающихся в столичных центрах, из-за высокой стоимости жизни, поэтому они выбирают местные вузы независимо от профессиональных ориентаций самих молодых людей». Возможно, что в России образование проходит тот исторический путь, какой оно прошло в европейских странах и прежде всего в Великобритании: от социального неравенства и стратификации в начале XX в. к меритократической идеологии в середине столетия (предоставление равных возможностей всем на уровне среднего образования и неравного, по одаренности, на уровне высшего), а от нее к «парентократической» (от англ. parents - родители) модели, в которой «образование ребенка во всевозрастающей степени зависит от благосостояния и желаний родителей, нежели от его собственных способностей и усилий».
Негативные тенденции в середине 90-х годов наблюдались в вузовской науке: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток
научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные».
Пока не решена проблема конкурентоспособного уровня зарплаты, все попытки развития и реформирования образовательной системы будут натыкаться на глухое сопротивление педагогической среды. Необходимо решительно и самым радикальным образом улучшить денежное обеспечение преподавателей, но одна эта мера в нынешних условиях способна привести к противоположным результатам: закреплению консервативных кадров. Повышение заработной платы будет эффективным только в сочетании с внедрением системы стимулов для повышения качества образования.
Без кардинального изменения управленческих подходов, как во всей экономике, так и в образовательных системах никакое информационное общество не позволит решить глобальных проблем, стоящих на повестке дня.
На всех уровнях образования, особенно в общеобразовательных школах, ПТУ и ссузах, да и во многих вузах, пока еще доминирует архаичная система трансляции знаний вместо целенаправленного формирования необходимых для жизни качеств. Вопреки запросам общества и позициям современной педагогической науки преподавание в наших школах и вузах построено на предпосылке «чем больше всевозможных знаний, тем лучше». Этот принцип в определенной мере работает при подготовке ученых, и именно в этой области отечественное образование наиболее конкурентоспособно (отсюда миф о «лучшем в мире образовании»), но с точки зрения подготовки к практической деятельности оно во многом устарело и нуждается в радикальной перестройке содержания и организации.
Имеется прямая связь между избыточным академизмом образования и организационно-экономическим механизмом, предусматривающим
финансирование образовательных учреждений вне зависимости от степени их эффективности и удовлетворенности потребителей.
Возникает необходимость модернизации системы высшего образования для обеспечения адаптации его к новым экономическим условиям.
Проблема реформирования системы высшего образования в России вызвана необходимостью адаптации к двум важным факторам, носящим социально-экономический характер: активному переходу от административнокомандной к рыночной экономике и наблюдаемому демографическому спаду.
С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности оказались в принципиально новых условиях функционирования. Будучи связанными новыми обязательствами, но, одновременно, и получив целый ряд новых свобод, далеко не все предприятия и организации смогли успешно приноровиться к новым рыночным условиям. Подавляющее большинство предприятий оказались неспособны в полном объеме удовлетворять требования кредиторов и осуществлять обязательные платежи в бюджет. В результате этого, многие субъекты признавались банкротами, переживая процедуры ликвидации, или преобразовывали свою организационно-правовую форму, проводя реорганизационные операции, другие были вынуждены частично поменять род своей деятельности, добавляя в реестр выполняемых ими работ все новые и новые направления, расширяя или сужая ассортимент выпускаемой продукции и т. д., а некоторые и по сей день влачат жалкое существование, не получая реальной прибыли, но и не разорившись окончательно. Но утверждать, что становление и формирование развитой рыночной экономики коснулось лишь отраслей материального производства, принципиально неверно. Практика показала, что развивающиеся рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние бюджетной сферы, включая образование. Вузы являются частью экономической системы
страны, поэтому все принципиальные изменения в ее экономике проявляются в их деятельности.
|