Транспорт (от лат. transport — перемещаю) представляет собой инфраструктурную отрасль экономики, обеспечивающую жизненно необходимые потребности общества по перевозке грузов и пассажиров. Он является стратегически важным техническим комплексом страны, в значительной степени определяющим мощь государства.
В экономической теории место и роль транспорта определяется как всеобщее средство труда и одно из общих условий производства. Транспорт предназначен для удовлетворения одной из первых потребностей человека и общества — перемещения товаров и людей.
Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам является субъектом рынка, покупающего средства транспортного производства и продающего свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта по разному оказывают эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных работников является трудом производительным, они создают национальный доход. Доля транспортных издержек в конечной стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства России составляет в среднем 18—20 %, а по некоторым товарам достигает 40—50 %. Повышение эффективности работы транспорта на 10 % дает дополнительный рост внутреннего валового продукта (ВВП) на 0,8 %.Таким образом транспорт оказывает большое влияние на уровень цен на товары и услуги, инфляцию и эффективность экономики страны в целом.
Транспорт не производит новую продукцию в физическом смысле, а является обслуживающей, инфраструктурной отраслью. Следовательно, в интересах государства необходимо обеспечить оптимальный уровень транспортных издержек при нормальном удовлетворении общества в транспортных услугах. Между тем статистические данные показывают, что всеми видами транспорта в России в год перевозится примерно 14 млрд тонн грузов при объемах производства всех товаров в весовом измерении около 3,5 млрд тонн. Тогда коэффициент перевозимости продукции в РФ, как отношение объемов перевозок грузов к объему производства товаров, достигает 4, в то время как во многих странах он составляет не более 2—3 пунктов. Это свидетельствует о наличии у нас большого числа перевалок грузов, недостаточном развитии логистического взаимодействия видов транспорта и необходимости совершенствования управления и комплексного развития транспортной системы страны.
Особенности продукции транспорта, которая по-существу является транспортной услугой, следующие:
— невещественный характер, т.е. неосязаемость;
— неотделимость от процесса транспортного производства, а следовательно, ее нельзя накопить или создать запасы;
— привязанность к пространству и времени осуществления, т.е. невзаимозаменяемость;
— она не содержит сырья, доля зарплаты в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности, что ограничивает маневр в ценообразовании на транспортные услуги.
Эти особенности оказывают существенное влияние на характер рыночных отношений на транспорте, развитие конкуренции и взаимодействие между отдельными частями транспортного комплекса и потребителями транспортных услуг.
Транспортная система представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих и конкурирующих видов транспорта — путей сообщений, транспортных средств и управленческого персонала с целью наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев в транспортных услугах.
Пути сообщения представляют собой транспортную сеть, как правило, наземных коммуникаций (железнодорожные пути, автодороги, судоходные реки, трубопроводы и др.), связывающих регионы страны, населенные пункты, предприятия и организации. Пути сообщения оборудованы также различными техническими устройствами и сооружениями — станциями, вокзалами, терминалами и погрузочно-разгрузочными устройствами, ремонтными депо и т.п.
Средства сообщения — это подвижной состав (локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты), который непосредственно осуществляет перемещение грузов и пассажиров.
В состав транспортной системы России входят все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубопроводный, а также некоторые виды специального транспорта (монорельсовый, на воздушной подушке, экранолет, конвейерный, канатно-подвесной, гидро- и пневмопроводы и др.). К транспорту можно отнести и высоковольтные линии электропередачи (ВЛЭП), которые транспортируют электроэнергию.
Различают также такие понятия, как транспорт общего и необщего пользования, магистральный, универсальный, специализированный, дискретный, непрерывный, промышленный, городской, местный.
К транспорту общего пользования относится транспорт, который в соответствии с законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кто обращается к его услугам, т.е. относится к публичному транспорту.
К транспорту необщего пользования относится ведомственный транспорт, принадлежащий отдельным предприятиям и организациям (государственным, акционерным, частным) и личный транспорт граждан.
Современная структурная схема видов транспорта РФ представлена на рис. 1.1. Как видно, кроме транспорта общего и необщего пользования, отдельные группы представляют транспорт муниципальный общего и личного пользования.
Транспорт оказывает большое влияние на процесс расширенного производства и является одной из важнейших баз экономики. Он объединяет в единое целое все отрасли экономики, как бы продолжая процесс производства в сфере продаж и потребления. Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию в развитии отдельных предприятий и отраслей. Так, плохие автодороги не позволяют вывозить готовую продукцию, а отсутствие нормального транспортного сообщения в некоторых районах приводит к отставанию в их экономическом развитии, снижению мобильности населения. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации.
Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей: машиностроения (автомобиле-, локомотиво-, вагоно-, судо-, авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. В целом в
Рис. 1.1. Структурная схема видов транспорта РФ
мире транспорт ежегодно потребляет 60 % мирового потребления жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 10 % лесоматериалов, 6 % электроэнергии и много других ресурсов.
Транспорт — весьма трудоемкая отрасль, в которой занято около 8 % работающих граждан РФ. При этом следует иметь ввиду, что
кроме собственно транспортной сети всех видов транспорта, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров подвижного состава, и соответствующего ремонтного комплекса, транспорт обслуживает транспортная промышленность, включающая в себя транспортное машиностроение, транспортное строительство, прокат рельсов, производство транспортного оборудования и другие предприятия.
Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит часто негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов в производственной деятельности в России приходится 40 %, в том числе основную долю загрязнений (более 80 %) дает автомобильный транспорт. На транспорт приходится значительное число аварийных ситуаций, связанных с гибелью людей или причинения вреда их здоровью. Особенно это относится к автотранспорту, под колесами которого ежегодно в России гибнет около 30 тысяч человек.
Следует отметить, что темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту в стране. По данным зарубежных исследований рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Это означает, что по мере развития экономики страны транспорт должен соответствовать динамике спроса на транспортные услуги. Существует и обратная связь, так как транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие страны, являясь если не двигателем, то, по-крайней мере, «колесами» экономической активности.
Доля транспорта во внутреннем валовом продукте РФ в настоящее время составляет 8 %, а стоимость основных производственных фондов около 23 % всех фондов страны. Общая величина транспортных издержек экономики у нас составляет свыше 1 трлн руб. в год. На 1 т произведенной продукции в год в России приходится примерно 800 тонно-километров (т-км) (в США — 660 т-км) из-за больших размеров территории нашей страны.
Таким образом, транспортная сеть имеет огромное экономическое, политическое, социальное и военное значение для страны, являясь, условно говоря, «кровеносными сосудами» государства. Он обеспечивает возможность освоения новых районов и месторождений, повышение производительности труда и улучшение жизни населения.
|