Россия располагает мощным транспортно-дорожным комплексом, хотя и недостаточным для развивающейся экономики самой большой по размерам территории страны в мире. В этот комплекс входят все виды современного транспорта — железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, речной и воздушный, а также городской, пригородный и промышленный.
Протяженность путей сообщения транспорта в РФ в 2011 г. составила (в тыс. км):
— магистрального железнодорожного транспорта — 86;
— железнодорожных подъездных путей (железнодорожных путей необщего пользования) предприятий — 36;
— автомобильных дорог — 1094, в том числе дорог общего пользования, включая дороги местного значения, — 927, из них с твердым покрытием — 841;
— внутренних водных (речных) судоходных путей — 101;
— магистральных трубопроводов — 242, в том числе газопроводов — 175,0; нефтепроводов — 55,0; нефтепродуктопроводов — 20,0.
В России около 60 тыс. км береговой линии (2014 г.) омывают 13 морей, на берегах которых работают 63 морских порта. Обширные территории России связывают линии воздушных сообщений. В 2014 г. работали около 300 аэродромов, 17 из них образуют национальную аэродромную сеть. Протяженность высоковольтных линий электропередач (ВЛЭП) составляет более 500 тыс. км.
Городской транспорт осуществляет 46 % перевозок автобусами, 19 % — троллейбусами, протяженность путей которых составляет 4,8 тыс. км, и 16,5 % — трамваями, протяженность трамвайных линий — около 12,5 тыс. км, 18 % — метрополитенами общей протяженностью более 500 км в 8 городах РФ.
Общая протяженность мировых транспортных коммуникаций (без морских линий) сейчас составляет более 43 млн км. При этом около 75 % этой протяженности занимают автодороги, 12 % — линии гражданской авиации, 7 % — железные дороги, 4 % — трубопроводы и 2 % — внутренние судоходные, речные пути и каналы. При этом на 1000 км2 земного шара приходится 8,8 км железных дорог, 108 км автомобильных дорог и 0,4 км судоходных речных путей. Однако по странам и континентам существуют значительные различия по степени оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая транспортная сеть в Западной Европе и Северной Америке, а более низкая плотность транспорта в странах Африки и Азии (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Густота автомобильных и железных дорог
Регионы и страны
Густота сети дорог, км/1000 м2
Автомобильных
Железных
США
668
30
Западная Европа
935
54
КНР
125
6,5
Россия
50
5,1
О месте транспортной системы нашей страны в общемировых транспортных коммуникациях можно судить по данным табл. 1.2.
Таблица 1.2
Ставнительные показатели транспортных систем России и общемировой
Показатели
Транспортная система
России
мировая
Численность населения, млн чел.
146
7200
Площадь территории (суша), млн км2
17
149
Общая протяженность наземных путей сооб- *
щения , тыс. км
1180
23 600
Плотность транспортной сети, км/1000 км2
69
158
Грузооборот (без трубопроводов), трлн т-км
4
800
Доля транспортной составляющей в ВВП, %
8
6
Без трубопроводов.
Как видно из табл. 1.2, в России относительно низкие показатели транспортной оснащенности при значительной доли транспорта в формировании годового валового внутреннего продукта.
Важнейшими показателями, отражающими национальные и региональные различия во влиянии транспорта на экономику и жизнь населения являются транспортоемкость экономики (отношение грузооборота к величине ВВП) и динамическая транспортная подвижность населения (отношение междугороднего пассажирооборота к численности населения), которые представлены в табл. 1.3
Таблица 1.3
Различия регионов и стран в удельных объемах транспортной работы
Регионы и страны
Транспортоемкость экономики, т-км/дол. ВНП
Динамическая транспортная подвижность населения, тыс. пасс.-км/чел.
Северная Америка
4,2
12,7
Япония
1,2
6
Европейский Союз
2,7
8
Россия
5,3
3,8
За последние годы в мире заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Так, если 50 лет назад соотношение между грузооборотом на железнодорожном и автомобильном транспорте (в %) было 4/1, то в настоящее время оно снизилось до соотношения 2/1. Почти вдвое увеличилась доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте. В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт почти сравнялся с уровнем железнодорожного (около 12 %).
Значительные изменения произошли в работе всех видов транспорта. Морской транспорт продолжает играть ведущую роль в мировой транспортной системе, выполняя более 70 % грузооборота мировой торговли, однако общий тоннаж торгового флота снизился до 750 млн т (против 900 млн т в 1990-х гг.). Особенно резко (почти вдвое) уменьшился тоннаж российского морского торгового флота. Около половины судов флота плавают под иностранными флагами.
Железнодорожный транспорт занимает второе место в мировом грузообороте. Общая протяженность железных дорог мира составляет примерно 1,2 млн км. Хотя доля магистральных российских железных дорог в протяженности железных дорог мира составляет 7 %, однако они выполняют 35 % мирового пассажирооборота. Густота движения на железных дорогах РФ составляет 15 млн т-км/ км (среднемировая 5—6 млн т-км). Россия занимает второе место по протяженности железных дорог и первое — по длине электрифицированных дорог (табл. 1.4).
Протяженность железных дорог мира
Страны
Протяженность, тыс. км
% электрифицированных линий
Россия
около 87 (2014 г.)
около 51
США
около 225 (2011г.)
4
КНР
более 100
около 54 (2013 г.)
Индия
около 65,5 (2013 г.)
около 32
Однако по густоте железнодорожной транспортной сети (5 км на 1000 км2 площади страны) Россия отстает от экономически развитых стран (99 км в Германии; 23,8 км в США; 10,8 км в Китае). Вместе с тем российские железные дороги выполняют почти 85 % грузооборота страны (без учета трубопроводного транспорта) и около 40 % внутреннего пассажирооборота. В США это соотношение равно 52/12, в КНР — 65/35, в Индии — 39/15, в Германии — 19/6. В европейских странах основную часть грузоперевозок осуществляет автотранспорт. Хотя в последние годы политика Евросоюза направлена на перенос центра тяжести на развитие видов транспорта, наиболее благоприятных для окружающей среды, в частности с автомобильного на железнодорожный, а также на смешанные (мультимодальные) перевозки. При этом существенно ужесточаются стандарты в области экологического воздействия транспорта.
В России в последние годы основным конкурентом железнодорожного транспорта становится автомобильный транспорт, особенно при перевозках до 500—1000 км. Автотранспортом перевозится около 80 % объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. Во многих странах Европы автомобилями перевозится до 90—95 % всех грузов и пассажиров. В США автомобильный транспорт выполняет примерно 25 % грузовой работы, а в России 5 % грузооборота всех видов транспорта. Вместе с тем в мире автомобилями перевозится в 9 раз больше пассажиров, чем другими видами транспорта, включая городские и пригородные перевозки.
Мировой рынок автомобильных перевозок динамично развивается, растет и доля грузовых и особенно легковых автомобилей. Парк грузовых автомобилей в России составляет свыше 3,5 млн единиц, а более 40 млн легковых автомобилей находятся в личной собственности граждан. Вместе с тем Россия имеет недостаточное количе-
ство автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по сравнению с другими странами
В последние десятилетия все большую роль в международной транспортной системе приобретает трубопроводный транспорт. Это объясняется большим экспортным потенциалом нефте- и газодобывающей отрасли. В общемировом грузообороте доля нефтепроводного транспорта составляет 28 %, а в объеме перевозок — 5 %. Природный газ почти на 100 % транспортируется по газопроводам (кроме небольших объемов сжиженного газа). Активное строительство новых нефтегазовых коммуникаций в России, в том числе и на Дальний Восток, привело к тому, что грузооборот трубопроводного транспорта в 2012 г. по размерам вышел на первое место (до 47 % против 44 % на железнодорожном транспорте). По протяженности трубопроводов Россия занимает второе место после США (240 тыс. км против 340 тыс. км).
Внутренний водный транспорт России сейчас занимает относительно небольшую долю в транспортной работе (1,8 % в грузообороте и 1,5 % в объеме перевозок) из-за несовпадения течения рек и основных грузопотоков. Однако он играет большую роль в северных и восточных районах страны. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, США) он широко используется для внутренних перевозок и с соседними странами. Так в грузообороте Нидерландов 43,5 % занимает внутренний водный транспорт. Показательно также, что в США, имеющих более чем в 2 раза меньшую протяженность водных судоходных линий по сравнению с Россией, ежегодно перевозится водным путем более 700 млн т грузов против 125—150 млн т у нас.
Последние десятилетия являются периодом бурного развития воздушного транспорта, особенно в международных пассажирских перевозках. За последние 20 лет протяженность воздушных трасс в мире выросла вдвое, а объем перевозок пассажиров — в 1,6 раза, грузов — в 2 раза. Почти 90 % грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно развитые страны. Удельный вес этого вида транспорта в общем грузообороте в России в 10 раз ниже, чем в США, хотя доля этих показателей в обеих странах достаточно мала — 0,08 и 0,5 % соответственно. Вместе с тем по пассажирообороту воздушный транспорт обогнал железные дороги России. Это связано с предоставлением значительных
скидок на авиабилеты жителям восточных районов страны и развитием международного туризма в стране.
В заключение следует отметить, что в мире различают три типа конфигурации наземного размещения транспортной сети:
— радиально-кольцевую (рис. 1.2) с одним или несколькими центрами (узлами) и лучеобразными магистралями, отходящими от этих центров (в основном в России, Франции, Китае);
— решетчатую (рис. 1.3), т.е. пересекающиеся широтные и мери- диальные магистрали, образующие решетку (в основном в США);
— древовидную (рис. 1.4), представляющую одну или несколько центральных линий с ответвлениями от нее (в большинстве стран мира и на речном транспорте).
Некоторые исследователи считают наиболее эффективной решетчатую конфигурацию, хотя преимущества и недостатки есть у каждой из представленных схем размещения транспортной сети.
В России радиально-кольцевая конфигурация автомобильных и железных дорог имеется только в европейской части страны, а в восточной наблюдается в основном древовидная схема размещения транспортных коммуникаций. В крупных городах страны уличные магистрали размещаются как по кольцевой (например, в Москве), так и по решетчатой конфигурациям (например, в Санкт-Петербурге).
Следует отметить также наличие в разных странах железных дорог с различной шириной железнодорожной колеи. В основном различают 4 типа железнодорожной колеи (по расстоянию между рельсами):
—
Рис. 1.2. Радиальнокольцевая конфигурация наземного размещения транспортной сети
Рис. 1.3. Решетчатая конфигурация наземного размещения транспортной сети
нормальная (1435—1524 мм) — в Российской Федерации (1520 мм), соседних странах бывшего СССР, Монголии, на севере
Рис. 1.4. Древовидная конфигурация наземного размещения транспортной сети
Афганистана, в Финляндии (1524 мм), большинстве европейских стран (1435 мм), КНР, Японии (примерно 14 %), Южной Корее, КНДР, частично на железных дорогах Вьетнама, на железных дорогах стран Ближнего Востока, Австралии (около 50 %), США, странах северной Африки (Марокко, Египте, Алжире (примерно 73 % основной сети), в Тунисе (меньшая часть сети), Аргентине (около 7 %), Перу (около 80 %) и других странах, а также многие сети и линии городского рельсового транспорта во всех частях света;
— широкая (1588—1676 мм) — в Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Пакистане (а также приграничный участок в Иране), Ирландии, Испании (около 75 % ), Португалии, Бразилии (около 15 %), Аргентине (около 63 %), Чили (около 37 %), Австралии (около 10 %), а также около 350 км местных пассажирских линий в США;
— средняя (1000—1372 мм) — в Японии (около 86 % ), многих странах Юго-Восточной Азии, Индонезии, Австралии (около 37 %), Новой Зеландии, на некоторых железных дорогах в Европе (в основном в Швейцарии и Франции), в большинстве стран Африки (кроме Марокко, Египта), Аргентине (около 29 %), Бразилии (около 85 % основной сети железных дорог), Чили (примерно 63 %), Боливии, а также на железных дорогах Сирии (меньшая часть);
— узкая (до 914 мм) — многочисленные узкоколейные железные дороги можно встретить во всех частях света и странах — более 4000 км немагистральных тростниковых узкоколеек в Австралии, около 2000 км немагистральных узкоколейных железных дорог в России, более 1000 км в Демократической Республике Конго, около 1000 км в Колумбии (более 95 % общей длины сети), Перу (около 10 % общей длины сети).
Примерно 73 % железных дорог мира имеют нормальную ширину колеи, около 9 % — широкую, 16 % — среднюю и 2 % — узкую. Во многих странах встречаются железные дороги с шириной колеи двух—четырех типов (в процентных долях различных типов ширины колеи по отношению к общей длине сети выделяются Швейцария, Австралия, Испания, Япония, Аргентина, Бразилия, Чили, а также Греция, Перу, Вьетнам, Тайвань, Бангладеш и Тунис). Железные дороги Швейцарии отличаются большим количеством разных подтипов узкой колеи. На железных дорогах африканской Танзании общей длиной около 4500 км имеются два типа узкой колеи (около 42 % сети капской колеи 1067 мм и около 58 % метровой колеи 1000 мм).
Одним из дополнительных направлений развития транспортной отрасли России могут быть выход или попытки выхода (участие в конкурсах) на осуществление инфраструктурных транспортных проектов или поставок подвижного состава в разные страны или части света.
|