Воскресенье, 24.11.2024, 17:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Принципы и особенности управления транспортом в современных условиях

Целью транспорта является полное и качественное удовлетворение потребностей в транспортных услугах на основе формирования и функционирования эффективной грузопроводящей и пассажирообслуживающей систем перевозок. Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи: формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия транспортных предприятий всех форм собственности, внедрение эффективных транспортных технологий, интеграция отечественного транспорта в мировую транспортную систему на взаимовыгодных условиях, создание законодательной и нормативной базы, гарантирующей предоставление транспортных услуг всем, кто в них нуждается.

Основные принципы государственного управления транспортом в современных условиях заключаются в следующем.

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование существенно влияет на экономическое развитие страны.

Обеспечение всем предприятиям транспорта всех форм собственности равных условий и правовых гарантий их функционирования.

Государственное экономическое регулирование в организации рынка транспортных услуг и контроль за допуском предприятий на рынок, регулирование правил ценообразования, инвестиционное и налоговое регулирование в целях стимулирования развития отрасли.

4. Государство осуществляет общий надзор за правилами и технологиями работы транспорта в части обеспечения безопасности перевозок и равнодоступности для пользователей.

Особенностями управления на транспорте являются:

— пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывный процесс работы многих из них (например, железных дорог);

— необходимость четкого выполнения технологических функций, связанных с безопасностью перевозок;

— единоначалие, дисциплинированность и диспетчеризация в управлении перевозочным процессом;

— тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех звеньев транспортного конвейера.

Исходя из этих особенностей на транспорте используются административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические методы управления. Причем распорядительные методы должны умело сочетаться с экономическими и психологическими, обеспечивающими мотивацию труда, эффективность работы, корпоративную солидарность, инициативу и предприимчивость.

После перехода российского транспорта на рыночные условия в начале девяностых годов прошлого столетия произошли существенные изменения в форме и условиях управления транспортным комплексом России. Вместо отдельных министерств и ведомств по каждому виду транспорта было образовано единое Министерство транспорта Российской Федерации, в состав которого вошли федеральные агентства по морскому (Росморфлот), речному (Росреч- флот), автодорожному (Росавтодор), железнодорожному (Росжел- дор) и авиационному (Росавиация) транспорту, а также общехозяйственные управления и комитеты по экономике, финансам, учету и статистике, кадрам и др. Управление трубопроводным транспортом (не входит в Минтранс) осуществляет Министерство природных ресурсов.

Министерство транспорта РФ непосредственно не управляет предприятиями транспорта, т.е. не ведет хозяйственной деятельности, а только осуществляет общее регулирование транспортной системой в стране. В его функции входят:

— проведение государственной политики в области работы железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта (в том числе через систему госзаказов);

— разработка проектов, законодательных актов, стандартов и норм функционирования всех видов транспорта на территории РФ;

— разработка концепций и программ развития транспортно-дорожного комплекса страны;

— формирование и регулирование инвестиционных проектов развития транспорта;

— разработка и реализация единой научно-технической политики и межотраслевых программ развития транспортного комплекса страны;

— координация и взаимодействие видов транспорта при смешанных перевозках, в транспортных узлах и международных транспортных коридорах;

— разработка и анализ экономической, тарифной и социальной политики в транспортном комплексе РФ.

В целях повышения эффективности конкуренции на всех видах транспорта проведено акционирование и приватизация отдельных транспортных предприятий и средств, в том числе подвижного состава, некоторых объектов обслуживания транспорта и пассажиров. Основные фонды транспорта, система управления и постоянные устройства (железные дороги, морские и речные порты, система управления перевозками, крупные автотрассы, ремонтное хозяйство и вспомогательное оборудование) акционированы по видам транспорта со 100-процентным сохранением акций под государственным контролем.

Так, на железнодорожном транспорте в 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), в состав которого входят 16 железных дорог, включая путевое хозяйство, систему управления движением поездов, локомотивы, вокзалы, предприятия текущего ремонта подвижного состава, систему связи и автоблокировки и другие хозяйства. На основе парка грузовых вагонов (более 1,2 млн ед.) создано свыше 1800 операторских компаний, собственников этих вагонов, т.е. весь парк вагонов в настоящее время приватизирован или находится в собственности крупных промышленных и торговых предприятий. Источником дохода операторских компаний является так называемая вагонная составляющая грузового тарифа (примерно 15 %), которую они получают от грузоотправителей за предоставление подвижного состава.

Как показала практика, действующая система оперирования вагонным парком имеет существенные недостатки, связанные в основном с противоречием интересов государства и грузоотправителей собственников вагонов. Последним выгоднее подавать вагоны под «дорогие» грузы, т.е. по более высоким тарифам. А кто повезет «дешевые»? Поэтому предлагается общегосударственный подход к регулированию вагонами с привлечением части подвижного состава в консолидированный парк вагонов, управляемый ОАО «РЖД». Более правильным, по нашему мнению, было бы предоставление перевозчику, т.е. РЖД, права управления всем вагонным парком на основе общегосударственного подхода к оптимизации грузо- и вагонопотоков, обеспечив равную доступность к транспортным услугам всем субъектам рынка.

По организации части пассажирских перевозок создана Федеральная пассажирская компания (ФПК), управляющая перевозками пассажиров в прямом дальнем сообщении с использованием частично регулируемых государством тарифов на плацкартные вагоны и свободными тарифами в более комфортных купейных и мягких вагонах.

В пригородном хозяйстве создано 26 пригородных пассажирских компаний (ППК), тарифы в которых формируются по согласованию с местными органами власти, включая компенсацию за убытки.

На морском и речном транспорте акционированы крупные морские и речные порты, а морские и речные суда либо приватизированы, либо находятся под юрисдикцией других стран, для которых установлены более низкие налоги «за флаг». Создан ряд крупных акционерных морских и речных пароходств (подробнее см. гл. 3).

Более 80 % грузового автопарка приватизировано, либо находится в составе крупных промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Большое количество легковых автомобилей находится в личной собственности граждан России. В стране развернуто несколько крупных автосборочных предприятий известных иностранных производителей США, Германии, Японии, Франции и других стран.

Управление автомагистралями в дорожном хозяйстве осуществляет Росавтодор. Этот орган следит за содержанием автомагистралей, разрабатывает проекты развития дорожного хозяйства, реализуя их совместно с компанией «Трансстрой» и другими предприятиями.

 

На рынке транспортных услуг РФ сейчас работают около 300 компаний морского транспорта, 250 компаний речного транспорта, свыше 500 тыс. предприятий автомобильного транспорта и более 110 авиакомпаний. Однако «погоду» в работе того или иного вида транспорта определяют всего несколько крупных компаний — «Аэрофлот», «Трансаэро», Северо-Западное и Дальневосточное пароходства, Волжское и Камское речные пароходства и некоторые другие.

Существенное значение в управлении транспортом играют такие государственные и надзорные органы, как Государственная инспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД), Российская транспортная инспекция (РТИ), органы транспортной администрации в 85 субъектах Федерации, в городских и муниципальных органах. Последние осуществляют контроль и управление городским и местными видами транспорта: автобусами (перевозится примерно 50 % всех пассажиров в России), трамваями, троллейбусами, метрополитеном и такси, в том числе частными.

Управление трубопроводным транспортом сосредоточено в крупных акционерных компаниях — «Газпром», «Лукойл», «ТНК» («Тюменская нефтяная компания»), «Роснефть» и др. Учитывая особенно большое влияние нефтегазовой отрасли на нынешний бюджет России, государство оказывает определенное влияние на работу и развитие трубопроводной системы, в том числе на строительство новых магистралей не только на Запад, но и на Дальний Восток, например, ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий Океан), проложенного параллельно БАМу.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (05.05.2018)
Просмотров: 319 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%