Коносамент
Если мы попытаемся найти определение коносамента в действующем законодательстве Российской Федерации, то это нам нс удастся. Данный факт подмечает и Габов А.В. [4], предлагая скомпоновать определение коносамента из ряда законодательных источников.
Определение коносамента может быть сложено из статей 142, 224, 785 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 149 и 158 Кодекса торгового мореплавания РФ. Так, статья 142 Гражданского кодекса указывает на коносамент как на один из видов ценных бумаг, статья 224 относит коносамент к числу товарораспорядительных документов, передача которых приравнивается по правовому эффекту к передаче вещи. Статья 785 Гражданского кодекса указывает, что «заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом)» [7J. Статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза относит коносамент наряду с некоторыми иными документами к «транспортным (перевозочным) документам», т.е. документам, которые подтверждают наличие договора перевозки товаров и сопровождают товары и транспортные средства при международных перевозках [39]. Согласно статье 149 Кодекса торгового мореплавания отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. Согласно статье 158 того же документа груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента [9].
В соответствии с вышеуказанными документами коносамент можно определить как ценную бумагу, удостоверяющую заключение договора перевозки груза и выполняющую функции транспортного (перевозочного) документа, закрепляющую право ее держателя получить груз после завершения перевозки, а также выполняющую функции товарораспорядительного документа, т.е. предоставляющую право ее держателя распоряжаться по своему усмотрению указанным в коносаменте грузом [4].
Рассмотрим характеристики коносамента. Коносамент является:
• нсэмиссионной ценной бумагой;
• неинвестиционной ценной бумагой, так как обслуживает оборот товаров и грузов;
• документарной ценной бумагой с наличием обязательных данных;
• срочной ценной бумагой, так как процесс грузоперевозки имеет срок своего окончания, а соответственно и ценная бумага, которая позволяет получить груз, имеет конечный срок существования;
• предъявительской, ордерной или именной ценной бумагой;
• безноминальной ценной бумагой;
• рыночной ценной бумагой;
• внутренней или внешней ценной бумагой.
Кодекс торгового мореплавания определяет, что коносамент может передаваться посредством проставления в нем именного индоссамента или в иной форме уступки требования (для именного коносамента); посредством проставления в нем именного или бланкового индоссамента (для ордерного коносамента); посредством простого вручения (для коносамента на предъявителя).
Также Кодекс торгового мореплавания указывает, что груз, перевозимый на основании коносамента, выдастся перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента.
Коносамент должен содержать ряд обязательных данных [9]:
наименование перевозчика и место его нахождения;
наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
наименование отправителя и место его нахождения;
наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки
груза;
наименование получателя, если он указан отправителем;
наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем);
внешнее состояние груза и его упаковки;
фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
время и место выдачи коносамента;
число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
Следует отметить, что российское законодательство не указывает на то,
что отсутствие какого-либо из вышеуказанных данных в коносаменте приводит к тому, что такой коносамент теряет свою силу как ценная бумага. В то же время отсутствие обязательных реквизитов, например, в чеке или векселе приводят к их дефектности.
Так как коносамент удостоверяет заключение договора перевозки груза и выполняет функции транспортного (перевозочного) документа, то он, соответственно, призван закрепить отношения между отправителем и перевозчиком. В коносаменте отражаются существенные условия, указанные в договоре перевозки.
Владельцем коносамента при указании отправителем или в результате его индоссирования может являться лицо, которое не отправляло груз. По этой причине коносамент также регламентирует отношения между владельцем коносамента и перевозчиком.
Статья 149 Кодекса торгового мореплавания указывает, что отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить об этом перевозчика [9].
В зависимости от типа перевозки коносаменты делятся на следующие
виды:
• линейный (рейсовый) коносамент, который оформляется при перевозке груза, на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах;
• фрахтовый (чартерный) коносамент, который оформляется для перевозок осуществляемых нерегулярно. Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик).
В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству груза, или таковые отсутствуют, коносаменты делят на следующие виды:
• «чистый» коносамент, когда повреждения тары, упаковки груза перевозчиком не обнаружены, а общее количественное и качественное состояние груза, соответствует состоянию, указанному в коносаменте;
• «нечистый» коносамент, когда перевозчиком обнаружены какие- либо дефекты в упаковке, таре груза или имеются замечания к качеству груза.
В зависимости от общей схемы перевозки коносаменты делят на следующие виды:
• прямой коносамент, который оформляется при перевозках от порта до порта;
• сквозной коносамент, который оформляется при перевозке с перегрузом из одного вида транспорта в другой и где морская перевозка занимает только часть маршрута.
В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком коносаменты делят на следующие виды:
• бортовой коносамент, который оформляется при уже погруженном на судно грузе;
коносамент для погрузки на борт судна, который оформляется на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и находящийся под охраной.
|