Дивиденд (dividend, англ., dividendus, лат. - подлежащий разделу) - часть общей суммы чистой прибыли организации, распределяемая между акционерами в соответствии с количеством, стоимостью и видом принадлежащих им акций.
Такое или весьма сходное определение дивиденда дают словари.
Налоговый кодекс РФ признает дивидендом любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам относятся также любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств (п. 1 ст. 43 НК РФ).
Не признаются дивидендами[1]:
1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;
2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
3) выплаты некоммерческой организации на осуществление основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации (п. 2 ст. 43 НК РФ).
Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль организации за прошедший год. Однако дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться и за счет специально созданных фондов, которые используются, если прибыли у организации недостаточно или она вообще убыточна. Поэтому теоретически коммерческая организация может выплатить текущие дивиденды в сумме, превышающей размер прибыли отчетного периода, но все-таки основным является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.
Величина чистой прибыли любой организации подвержена колебаниям. Решение о правильном ее использовании бывает непростым. В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат, базирующиеся на формализованных алгоритмах распределения прибыли[2]:
1. Методика постоянного процентного распределения прибыли. Чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по привилегированным акциям (Dps) и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций (Pcs), которую собрание акционеров, в свою очередь, распределяет на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям (Dcs) и нераспределенную прибыль (RP). Отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцу одной обыкновенной акции, представляет собой дивидендный выход.
Данная методика распределения прибыли предполагает, что значение дивидендного выхода неизменно, а если коммерческая организация закончит год с убытком, то дивиденд может вообще не выплачиваться. Но поскольку стоимость акций, а значит, и стоимость организации в целом зависят от величины дивидендных выплат, большинство теоретиков и практиков в области финансового менеджмента эту теорию применять не рекомендуют.
2. Методика фиксированных дивидендных выплат предусматривает регулярную выплату неизменного дивиденда на акцию в течение продолжительного времени. Если организация развивается успешно и в течение ряда лет доход на акцию стабильно превышает определенный уровень, размер дивиденда может быть повышен. То есть между этими двумя показателями имеется определенный временной период.
Методика позволяет в определенной степени снизить влияние психологического фактора и избежать колебания курсовых цен акций, характерного для методики постоянного процентного распределения прибыли.
3. Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов является развитием предыдущей методики. Организация выплачивает акционерам не только регулярные фиксированные дивиденды, но и в случае успешной деятельности - экстра-дивиденды, т.е. премию, которая прибавляется к регулярным дивидендам и имеет разовый характер. При выплате премии рекомендуется использовать ее психологическое воздействие: не стоит выплачивать ее слишком часто, поскольку в этом случае она станет ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов не принесет результата. Данные о премии публикуют в финансовой прессе, т.е. если организация объявила о выплате дивиденда в размере 0,4 руб. и премии в 40 коп., информация может иметь вид: "0,4 + 0,4".
4. Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу достаточно распространена на Западе. Ее суть состоит в том, что дивиденды должны выплачиваться в последнюю очередь - после того как удовлетворены все обоснованные инвестиционные потребности компании. Последовательность действий такова:
а) составляется оптимальный бюджет капиталовложений;
б) определяется оптимальная структура источников финансирования, в рамках которой выявляется величина собственного капитала, необходимого для исполнения бюджета;
в) дивиденды выплачиваются только в том случае, если осталась прибыль, не востребованная для финансирования инвестиций.
5. Методика выплаты дивидендов акциями предполагает, что вместо денег акционеры получают дополнительный пакет акций. Причины применения такого подхода могут быть разными:
- финансовое положение организации не очень устойчиво, существуют проблемы с наличностью;
- организация развивается быстрыми темпами, ей нужны средства на развитие, в том числе в виде нераспределенной прибыли;
- изменилась структура источников средств;
- успешно работающий высший управленческий персонал наделен акциями в качестве поощрения, чтобы закрепить его в организации и стимулировать еще более активную работу.
В этом случае акционеры практически ничего не получают, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению принадлежащих им средств, капитализированных в уставном капитале и резервах. Количество акций увеличивается, валюта баланса не изменяется, т.е. уменьшается стоимостная оценка активов на одну акцию. При таком варианте акционеры все-таки получают ценные бумаги, которые при необходимости могут быть ими проданы.
Рыночная цена акций зависит от размера выплачиваемого акциями дивиденда. Небольшие дивиденды практически не оказывают влияния на цену. Существенный же дивиденд может значительно снизить рыночную цену акций.
Выплата дивидендов акциями может сопровождаться либо одновременным увеличением уставного капитала и валюты баланса, либо простым перераспределением источников собственных средств - без увеличения валюты баланса.
В экономически развитых странах второй вариант встречается чаще. В этом случае увеличивается уставный капитал за счет уменьшения эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли прошлых лет.
В популярных экономических изданиях иногда описываются весьма курьезные случаи, связанные с выплатой дивидендов. Для того чтобы претендовать на дивиденды организации, теоретически достаточно владеть ее акциями всего несколько часов. Разумеется, таких владельцев акций нельзя назвать акционерами. Это - игроки, которые, рискуя, могут за несколько дней заработать 1 - 5% вложенной суммы, или обеспечить себе двузначную годовую доходность[3].
Речь, разумеется, идет о публичных компаниях, акции которых котируются на биржевых торгах.
Для того чтобы претендовать на дивиденды, нужно владеть акциями в тот день, когда фиксируется состояние реестра акционеров, которые могут участвовать в годовом собрании и получить дивиденды по итогам работы организации за год. Этот день называют отсечкой реестра. Обычно он приходится на период с марта по май.
Такие операции являются весьма рискованными, так как стоимость акций на следующий день после отсечки реестра может и упасть. Достаточно часто стоимость акций падает именно на величину дивидендов. В дальнейшем рост или падение цены зависят от множества факторов.
По наблюдениям экспертов, наиболее стабильно выплачивают дивиденды российские компании, акции которых входят в индексы Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Российской торговой системы (РТС). Они не только платят дивиденды, но и ежегодно увеличивают их объем. Замечено, что все 46 эмитентов, 50 обыкновенных и привилегированных акций которых формируют индекс РТС, регулярно тратят чистую прибыль на выплату дивидендов. Например, по данным РТС, количество компаний, выплативших дивиденды акционерам, за 2006 г.увеличилось в 3 раза - с 60 до 190.
Организации - акционерные общества имеют право выплачивать дивиденды, но обязанность по этим выплатам на них не возлагается. Закон об АО обязывает организации выносить вопрос о дивидендах на общее годовое собрание акционеров, на котором решение о выплате дивидендов принимается простым большинством голосов.
Дивидендная политика, которой придерживается организация, оказывает существенное влияние на ее репутацию. Особенно это касается тех организаций, акции которых котируются на рынке: динамика цены акций - прямое отражение дивидендной политики.
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и являются для них показателем успешной работы коммерческой организации, в акции которой они вложили свое имущество.
Схема распределения прибыли отчетного периода стандартна: одна часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, другая - реинвестируется в организации. Остающаяся часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности организации.
Дивидендная политика существенно влияет на размер внешних источников финансирования, привлекаемых организацией, поскольку капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность за счет собственных, более дешевых источников. Расходы организации на привлечение дополнительных источников снижаются. Есть и другие преимущества, например, сохраняется сложившаяся система контроля деятельности организации, которая может существенно пострадать из-за изменения количества акционеров.
Имеет ряд преимуществ и стабильность дивидендных выплат. Прежде всего, это индикатор деятельности организации, свидетельство ее финансового благополучия. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т.е. уровень риска для инвесторов. Информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции организации, т.е. ведет к росту цены ее акций.
[1] Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2013.
[2] Демченков В.С., Милета В.И. Системный анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика. 2010.
[3] Демченков В.С., Милета В.И. Системный анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика. 2010.
|