Воскресенье, 24.11.2024, 20:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Методические подходы к разработке дивидендной политики организации

Можно выделить две основополагающие инвариантные задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:[1]

а) максимизации совокупного достояния учредителей Общества;

б) достаточного финансирования деятельности предприятия

Для решения поставленных задач, в данной работе необходимо рассмотреть: источники дивидендов, порядок их выплат, виды дивидендных выплат и др.

Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании.

Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости).

Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы взяты из практики и подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение учредителями текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.

Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы учредители смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.

Согласно закону дивиденды могут выплачиваться только из текущей или нераспределенной прибыли. Они не могут выплачиваться, если нет достаточной прибыли для их покрытия. Иногда могут устанавливаться законодательные ограничения на допустимый уровень повышения дивидендов. Соглашения на получение ссуды могут ограничивать или запрещать выплаты дивидендов на время срока их действия.

Есть определенные нормативные документы, в той или иной мере регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику.

Таблица 1.2.[2]

Типы дивидендной политики

Определяющий подход к дивидендной политики

Варианты используемых типов формирования дивидендной политики

1. Консервативный подход

Остаточная политика дивидендных выплат, политика стабильного размера дивидендных выплат

2. Умеренный подход

Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

3. Агрессивный подход

Политика стабильного уровня дивидендов, политика постоянного возрастания размера дивидендов.

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности.

4. Политика стабильного уровня дивидендов рассматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части).

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде.

Существует несколько математических моделей оценки акций.

Одной из наиболее авторитетных является так называемая модель роста - модель Гордона[3]:

Vt = Dl : (r - g),

где Vt - теоретическая стоимость акции;

Dl - ожидаемый дивиденд очередного периода;

r - приемлемая доходность (коэффициент дисконтирования);

g - ожидаемый темп прироста дивидендов.

Согласно данной модели, чем больше ожидаемый доход и чем выше темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акции, т.е. рост благосостояния акционеров. Значит, увеличивать размер дивиденда целесообразно.

Однако у этой модели есть и оборотная сторона, которая состоит в следующем.

1. Для выплаты дивидендов организация должна иметь в распоряжении крупную сумму свободных наличных денег. Однако испытывать нужду в наличных денежных средствах организация может по различным причинам, и это не обязательно связано с ее неудовлетворительным финансовым состоянием.

2. Выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что может отрицательно повлиять на прибыль организации и на благосостояние ее владельцев в более далекой перспективе.

Эти два аргумента - в пользу того, что большие дивиденды не выгодны организации. Поэтому основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, который максимизирует рыночную стоимость организации и обеспечит ее стратегическое развитие.

По сути, дивидендная политика - это составная часть общей политики управления прибылью. Ее задача состоит в том, чтобы в целях максимизации рыночной стоимости организации оптимизировать соотношение между потребляемой и капитализируемой частями прибыли.

Важную роль дивидендной политики определяют следующие факторы:

- отношения организации с инвесторами. Акционеры считают, что сокращение дивидендов связано с финансовыми трудностями. При выборе дивидендной политики финансовый менеджер организации должен учитывать интересы владельцев, иначе акционеры могут продать свои акции, снизив их рыночную цену;

- финансовая программа и бюджет капиталовложений организации;

- движение денежных средств организации;

- сокращение акционерного капитала и увеличение в результате долговых обязательств.

Процесс формирования дивидендной политики акционерного общества составляют следующие основные этапы:

- учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики;

- выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией организации;

- разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики;

- определение уровня дивидендных выплат на одну акцию;

- определение форм выплаты дивидендов;

- оценка эффективности дивидендной политики.

Главное - реально оценить финансовые возможности и потребности организации и распределить эти потребности по степени их важности, а именно осуществлять затраты в приведенной последовательности[4]:

1) погашение кредиторской задолженности банку;

2) пополнение собственных оборотных средств;

3) инвестиции в развитие производства;

4) дивиденды.

Российским финансовым менеджерам, стремящимся организовать деятельность организации по высоким мировым стандартам, будет, возможно, интересно, что вопросам формирования оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Охарактеризуем наиболее распространенные теории.

1. Теория независимости дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер).

Цена акций организации или цена ее капитала не зависит от дивидендной политики, т.е. инвесторам безразлично, получать доход в виде прироста стоимости акций или дивидендов. Стоимость организации определяется ее способностью приносить прибыль и степенью риска и зависит от инвестиционной политики. Выплата высоких дивидендов влечет выпуск новых акций, при этом доля стоимости организации, предлагаемая новым инвесторам, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов.

В теории независимости много ограничений, которые невозможно обеспечить в реальной практике управления прибылью.

2. Теория предпочтительности дивидендов, или "синицы в руках" (М. Гордон и Д. Линтнер).

Рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, так как эта компонента ожидаемой доходности более рисковая по сравнению с дивидендной составляющей. Максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли.

3. Теория минимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений (Р. Литценбергер и К. Рамасвами).

Эффективность определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. Так как налогообложение текущих доходов в форме дивидендов всегда выше, чем предстоящих, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат и, следовательно, максимизацию капитализации прибыли, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Подобный подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных акционеров.

Исследователи неоднократно пытались подтвердить или опровергнуть названные выше теории, используя данные биржевой статистики. Интересно то, что результаты исследований оказывались самыми противоречивыми. Поэтому теоретические дискуссии по поводу того, какая из теорий верна, продолжаются по сей день.

Однако неоспорим тот факт, что большинство крупных компаний на Западе предпочитают регулярно выплачивать дивиденды.

Еще совсем недавно участники российского рынка по традиции не придавали большого значения дивидендной политике. Да и срок деятельности отечественных акционерных обществ еще относительно невелик. Однако в настоящее время ситуация явно меняется. Прибыли сырьевых компаний позволяют надеяться на значительный рост дивидендов, а значит, оптимизация дивидендной политики приобретает важное значение.

В целом, дивидендные выплаты в российских компаниях начинают играть все более возрастающую роль. За анализируемый период дивиденды превратились в макро фактор денежных потоков страны, о чем явно свидетельствуют следующие положительные тенденции: совокупные размеры дивидендов российских компаний за анализируемый период возросли в 11 раз до 20 млрд. долл. по итогам 2016 года; дивидендные выплаты увеличиваются опережающими темпами по сравнению с ростом чистой прибыли; доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды, увеличилась к 2012 году в 3,8 раза до 24,5% чистой прибыли.[5]

Негативным моментом остается снижение дивидендной доходности инвестирования в акции российских компаний до 2,28% годовых в 2012 году.

Итак, дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибыли применимы не только к АО, но и к предприятиям любой организационно- правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется более широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

 

[1] Большаков С. В. Финансы предприятий: собственный капитал. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2012. – с.-46

[2] Большаков С. В. Финансы предприятий: собственный капитал. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2012. – с.-44

[3] Дивидендная политика//"Экономико-правовой бюллетень", 2012, N 12

[4] Методика оценки размера ожидаемых дивидендов по акциям//"Инвестиционный банкинг", 2013, N 1

[5] http://stocks.investfunds.ru/

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.12.2017)
Просмотров: 283 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%