В конце ХХ века проблема модернизации и реформирования систем пенсионного обеспечения стала одной из ключевых в социальной политике большинства стран мира, включая и Россию. В настоящее время необходимость преобразований в пенсионной системе связана с изменившейся демографической ситуацией (уменьшением количества трудоспособного населения при одновременном увеличении численности пенсионеров).
Повышение пенсионного возраста, увеличение размеров страховых взносов, сокращение размеров пенсионных пособий, передача некоторых функций в области пенсионного страхования частным организациям – в настоящее время это доминирующие направления реформирования систем пенсионного обеспечения в мире. Основным вопросом является изменение существующей модели финансовой нагрузки на пенсионные фонды, её перераспределение между участниками пенсионной системы. На сегодняшний день пенсионные реформы были проведены во Франции, Германии, Польше, Чехии, Венгрии, Швеции, Японии и других странах. В связи с этим большой интерес представляет анализ возникновения и дальнейшего развития пенсионных систем в зарубежных странах.
Согласно исследованиям специалистов, в начале XXI столетия в мире насчитывается около 268 различных пенсионных систем.
Рассмотрим классификацию пенсионных системы по типу выплат и расчету страховых взносов. В мировой практике для финансирования систем пенсионного обеспечения обычно используются два вида программ: с установленными взносами (defined contribution) и установленными выплатами – социальными пособиями (defined-benefit). Данные системы различаются по типам формирования социальных фондов (бюджетов).
План с установленными выплатами (или с фиксированными выплатами) – это социальная программа, в которой будущие пенсии рассчитываются по заданной формуле (например, зависят от заработной платы в последние годы, от индексации). Такие взносы исчисляются как процент от зарплаты работника, устанавливаемый государством.
План с установленными взносами (или фиксированными взносами) – это программа, в которой сумма взносов определяется в договоре и регулярно поступает на личный счет работника. Пенсионные выплаты исчисляются в зависимости от доходности вложений.
Также системы пенсионного обеспечения можно классифицировать по типу функционирования пенсионного фонда:
распределительная система (pay-as-you-go) – система, в которой работники делают отчисления в пенсионный фонд, а эти отчисления направляются на выплату пенсионных пособий сегодняшним пенсионерам. Такие системы работают по принципу фиксированных выплат;
накопительная система (funded) – система, участник которой отчисляет определенную сумму от зарплаты на личный счет пенсионного фонда, а накопленную денежную сумму работник получает в виде пенсии в старости. Вначале такие системы использовали планы с установленными выплатами, но сейчас большую популярность приобретают системы с установленными взносами. К концу ХХ века только пять стран (Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика, Казахстан) перешли на накопительную систему пенсионного обеспечения.
Сейчас полностью накопительные или полностью распределительные модели пенсионного страхования достаточно редко встречаются в мировой практике, в основном они представляют особые сочетания накопительных и распределительных принципов в пенсионных моделях[1].
Отдельно целесообразно рассмотреть опыт Японии. Это объясняется тем, что Япония – это одна из крупнейший экономик в мире и она имела большое влияние в конце ХХ века.
В настоящее время неблагоприятная демографическая ситуация наблюдается во многих странах азиатского региона и мира, особенно остро проблема старения населения проявляется в Японии, где на фоне быстрого снижения уровня рождаемости увеличивается общая продолжительность жизни Система государственного пенсионного страхования в Японии появилась в конце 1950-х годов. Пенсия рассчитывается из суммы, устанавливаемой государством и выплачиваемой из бюджета страны, и накопительной части, выплачиваемой из фонда пенсионного страхования. Необходимо отметить, что только для 10% пенсионеров в Японии источником для жизни является государственная пенсия, большая часть пожилых людей проживают вместе с детьми и пользуются их финансовой поддержкой[2].
Сегодня в Японии действуют две системы пенсионного обеспечения – общественная и индивидуальная. Индивидуальная пенсионная система в основном представлена компаниями по страхованию жизни, а число ее пользователей ограничено. При этом данные схемы не обеспечивают пожизненное пенсионное страхование (в договоре указан определенный срок), а в случае смерти застрахованного выплаты прекращаются и семья покойного не получает возмещения вложенных средств. Большинство японцев являются участниками одной из схем общественного пенсионного страхования, которая представляет собой солидарную систему, построенную на перераспределении финансового бремени между поколениями. В такой системе присутствует накопительный элемент (денежные средства аккумулируются на индивидуальном денежном счете), однако в действительности не инвестируются в ценные бумаги, а направляются на выплату пенсий тех, кто получил статус бенефициара пенсионной схемы. Обязательные пенсионные отчисления производят все граждане Японии от 20 до 59 лет и в добровольном порядке – от 60 до 64 лет, а также все японские граждане от 20 до 64 лет, которые проживают за границей.
Современная японская концепция пенсионного обеспечения основана на: универсальности (охват всех граждан страны), социальной защите (двухступенчатая система), учете личного вклада каждого участника пенсионного страхования (принцип виртуального накопления денежных средств на индивидуальном счете, выплата пенсий при определенных условиях членам семьи умершего застрахованного).
Система государственных пенсий в Японии состоит из двух уровней: базовой системы и доходо-ориентированной. Пенсию по возрасту получают с 65 лет при минимальном периоде взносов 25 лет, но также с 60 лет могут выплачивать сокращенную пенсию. Если пенсионер имеет базовую пенсию, то в дополнение к ней и при условии минимального срока пенсионных отчислений один месяц, он может рассчитывать на доходо-ориентированную пенсию. В данной программе пенсионный возраст будет увеличиваться с 60 до 65 лет для мужчин к 2025 г., а к 2030 г. – для женщин.
Основные организационные принципы общественной пенсионной системы в Японии были сформированы во время реформы 1984 г. Данная система состоит из трех основных схем: «пенсионная система обществ взаимопомощи» (кёсай нэнкин), «пенсионная система социального благосостояния» (косэй нэнкин), «национальная пенсионная система» (кокумин нэнкин).
«Пенсионная система обществ взаимопомощи» (около 6 млн. участников) ориентирована на узкую профессиональную группу лиц, она охватывает работников одной профессии (моряков, учителей частных учебных заведений, чиновников центральных органов власти или местных органов самоуправления). Данная схема появилась во время становления профсоюзного движения в Японии, когда еще не было разделения профсоюзов на отдельные предприятия. Она характеризуется благоприятными условиями страхования и получения пенсий, более высоким уровнем выплат, сравнительно низким уровнем участия государства в финансировании этой схемы, высокой степенью участия в управлении данной пенсионной системой её членов. Также следует отметить, что каждое «общество» устанавливает собственные ставки страховых выплат, размеры пенсионного обеспечения, которые различаются в зависимости от категории государственных служащих, а для получения пенсионного пособия необходимо достижение 55-летнего возраста (как для женщин, так и для мужчин) и наличие 20-летнего трудового стажа.
«Пенсионная система социального благосостояния» (более 30 млн участников) – это система пенсионного страхования работников торгово-промышленных предприятий (количество занятых более 5 человек). В данной пенсионной схеме возраст получения пособия составляет 60 лет, финансирование пенсионных фондов происходит на основе единой ставки обложения (13,934% годового дохода работника), причём половину этой суммы выплачивает работодатель.
«Национальная пенсионная система» была образована в 1961 г. Основными участниками данной системы являются лица свободных профессий, студенты, домохозяйки, индивидуальные предприниматели. Пенсии выплачивают в 65-летнем возрасте при условии как минимум 25-летнего срока страховых взносов, размер пенсии зависит от срока вносимых пенсионных платежей. Треть суммы фондов “национальной пенсионной системы” формируется за счет средств бюджета, платежи в этой схеме фиксированы и не зависят от дохода работника.
Каждая из перечисленных пенсионных схем имеет двухступенчатый характер. Любой гражданин Японии, выбравший любую из действующих пенсионных систем страхования, гарантировано получает минимальную базовую пенсию. Дополнительная накопительная пенсия зависит от суммы внесенных платежей и условий страхования по выбранной пенсионной схеме[3].
Однако важно отметить, что в Японии система пенсионного обеспечения связана с японским стилем корпоративной системы управления, поэтому нельзя слепо копировать их опыт построения пенсионной системы.
Необходимо учитывать, что основной целью проводимых пенсионных реформ в ведущих зарубежных странах является достижение финансовой устойчивости этих систем, остро стоит вопрос об увеличении размера пенсионных пособий и обеспечении достойного уровня жизни пенсионеров и других социально незащищенных категорий граждан. Учитывая это, представляется целесообразным также обратиться к опыту стран с более устойчивой системой пенсионного обеспечения, примером которой выступает США. Ведь в будущем в России для части населения, у которой будет возможность осуществлять финансовые накопления, привлекательным направлением обеспечения пенсионных выплат могли бы стать негосударственные пенсионные фонды, а вместе с тем и развитие корпоративной системы пенсионного обеспечения.
Таким образом, создание и развитие корпоративного пенсионного обеспечения в России должно рассматриваться, как необходимое условие построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения.
Корпоративное пенсионное обеспечение должно способствовать решению следующих основных задач:
формированию уровня пенсии, обеспечивающей приемлемый коэффициент замещения для лиц с уровнем заработной платы выше среднего;
стимулированию граждан с первых лет карьеры заботиться о собственной обеспеченной старости;
развитию инструментов управления персоналом для повышения его мотивации к более качественному исполнению трудовых обязанностей и закреплению на рабочих местах лучших работников.
[1] Эченикэ Е. Старение населения и эволюция пенсионных систем: мировой опыт // Человек и труд. – 2009. – № 8. – С. 37-41
[2] Юнгблюд Д. Социально-экономические модели развитых стран: основные особенности, эффективность, перспективы // Общество и экономика. – 2007. – № 7. – С. 99-147
[3] Стрельцов Д. Японская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития // Государственное и муниципальное управление. – 2015. – № 16. – С. 41-53.
|