Реализация Стратегии инновационного развития до 2020 года в России предполагается в рамках государственно-частного партнёрства. Особую роль в реализации Стратегии имеет отрасль венчурного финансирования, как источник капитала и бизнес-компетенций, а также как отрасль взаимодействия науки, государства и частного бизнеса.
Процессы зарождения и становления венчурной индустрии в России закончились несколько лет назад, в настоящее время благодаря значительным усилиям государства, созданных институтов развития, представителей бизнес сообщества, сферы науки и образования ощущаются результаты функционирования российской венчурной индустрии. Вместе с тем, как и любой начинающий бизнес, индустрия венчурного финансирования в России требует дальнейшего развития и совершенствования для достижения новых результатов.
Среди современных вызовов, с которыми столкнулась российская экономика, в числе прочих, следует отметить и ограничение внутренних факторов роста, обусловленных технологическим отставанием в развитии некоторых секторов экономики, и недостаточным развитием всех видов инфраструктуры.
Об этом, в частности, свидетельствуют данные рейтинга глобальной конкурентоспособности, где в 2016 г. России определено 64-е место из 148 стран, для сравнения в 2006 г. Россия занимала 62 место. В настоящее время наибольший разрыв российского рейтинга от рейтинга развитых стран отмечается по показателям общественных институтов, инфраструктуры и технологий[1].
Текущие позиции России свидетельствуют о наличии определенных трудностей в развитии механизма венчурного финансирования, что обусловливается необходимостью более высокого уровня развития многих институтов рынка и значительной интеграцией в мировой рынок. По мнению экспертов, в России отсутствует системная государственная политика в отношении формирования венчурной системы.
Развитие венчурного капитала в России в большей степени связано и зависит от деятельности таких международных финансовых институтов, как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейской Комиссии, Агентства США по международному развитию, правительств зарубежных стран, которые активно вовлечены в процесс формирования финансовых учреждений в России[2].
Действительно, на данный момент рыночная структура конкурентоспособного инновационного бизнеса, финансируемого за счет венчурного капитала, в России еще только складывается.
В этой связи, в настоящее время в России только небольшое количество малых предприятий занимается коммерциализацией высоких технологий (рис. 9), тогда как во всем мире именно эти предприятия «делают погоду» в инновационной сфере, причем, как известно, за рубежом их число достигает 50-70% от общего объема инновационных предложений.
Технологический уровень более чем 60% компаний ниже, чем у зарубежных конкурентов, при этом только 2% компаний в России выпускают продукцию, новую для мировых рынков, однако именно эти компании должны обеспечивать конкурентный технологический уровень России.
В конце 1990-х анализ индустрии венчурного финансирования показал, что в развитии данного сектора в России имеются серьезные диспропорции. С одной стороны, на тот момент уже действовало и развивалось определенное количество фондов прямых инвестиций поздней фазы, функционирующих по международным стандартам.
Рис.9- Международные позиции российских компаний: недостаточный технологический уровень производства и ограниченная конкурентоспособность[3]
для таких не находилось достаточного привлекательных и приемлемых инвестирования в сфере технологий, при основными объектами их выступали нетехнологические находящиеся на поздних развития. С другой в России в тот уже функционировало количество высокотехнологических проектов, представленных и средним бизнесом, предложить продукцию степени новизны. Но и проекты, и сами не финансировались крупными фондами, поскольку не для них коммерческого интереса[4].
образом, в цепочке финансирования высокотехнологических образовался финансовый описанный в первой не хватало бизнес- финансирующих необходимую стадию, а также фондов, специализирующихся на стадиях (старт-) и развивающих эти до стадии расширения, они становятся привлекательными для круга фондов инвестиций.
В результате в количество технологических занимающихся разработкой технологий, имеющих менеджмент, отлаженные -процессы и четкие роста, оказалось малым.
Тем не первые шаги к финансированию инновационных предприятий были и в качестве основных для форсированного механизмов венчурного и в настоящее время выделить следующие[5]:
- в обострения политической и современного финансового наблюдается значительное предложения долгосрочных при этом сокращается стоимость проектов для венчурных инвесторов и самым укрепляются венчурного капитала в В частности, уже в время наличие средств на рынке и новых высокотехнологических заставит венчурные в России бороться за профинансировать новые проекты в сфере технологий;
- российские в большей степени в отраслях экономики, в качестве наиболее объектов для венчурным капиталом с наличия реального -технического потенциала в конкурентоспособных технологических
- относительно стабильное реального сектора за последние годы ускоренный рост связанных с внедрением технологий, развитие требует значительных ресурсов, в качестве может выступать капитал;
- до сих основным конкурентным России является в стране высококвалифицированных специалистов в области Так, необходимо отметить, Россия выступает среди стран по интенсивному и производительному трудовых ресурсов, по занятости и уровню труда в отдельных экономики;
- Россия конкурентоспособность на мировом по ряду направлений технологий, таких как: оборудование, ядерные космическая техника и продукция военно-комплекса и др.;
- междисциплинарность технологий диктует в подготовке специалистов, прийти в отрасль с реализации высокотехнологичных нестандартного мышления, кругозора, знания аналитического и технологического В настоящее время в чем 40 ВУЗов готовят специалистов по специальностям, а также школы бакалавров и по направлению «Нанотехнология» в 19 России[6];
- одной из предпосылок развития финансирования высоких в России является малых и средних предприятий. Для типа ведения характерно нацеленность на максимальных результатов в своей высокой инициативности и тонкого рынка.
Во многих именно данный бизнеса обеспечивает темпы экономического формирует свыше 50% дохода, свыше 60% экономически активного В настоящее время в лишь 8% экономически населения занято в и среднем бизнесе, в качестве предпосылок выделить наличие -активного малого и бизнеса[7];
- значимой развития венчурной в России сталовступление в ВТО. Этот факт необходимость, во-первых, подходов российских компаний к характеристикам технологий, создания системы технологического определяющей ориентиры опережающего развития индустрии высоких во-вторых, переноса стратегии деятельности на большей добавленной высоких технологий. российские высокотехнологичные просто не смогут конкурентоспособными в условиях рынка.
В целом, вышеперечисленные предпосылки развития венчурного необходимо отметить, для России вопросом является результатов высокотехнологических Заинтересованность промышленности в технологиях не может спонтанно. В силу фактора крупный не имеет потребности в высоких технологиях.
и средний бизнес не средствами, которые бы инвестировать в инновационные Поэтому государство источником регулирования диспропорций. Действенным политики государства в высоких технологий программы федерального, отраслевого уровня, бюджетные средства, а обеспечение формирования венчурного финансирования[8].
В время в России бизнес находится на работы с учетом формирования отдельных системы венчурного На наш взгляд, в именно высоких в России мог бы использоваться механизм финансирования. Для эффективной работы изучение опыта являющихся родоначальницами вида финансирования, а классической американской венчурного финансирования и элементов европейского венчурного финансирования. того, нужно успешный зарубежный кластерной политики с повышения эффективности венчурного финансирования.
успешный опыт и развития механизма финансирования, апробированный в странах, без должен применяться в Наряду с этим учитывать конкретную когда успешный США, перенесенный в чистом без соответствующего правовой среды, и т. п. на европейские страны, неудачным и не давал экономического эффекта[9].
образом, необходимо не изучать и копировать зарубежную практику и развития механизма финансирования, а максимально лучшие практики к особенностям страны, в области подготовки инфраструктуры, в том институциональной, так и в области и т.п.
Положительный опыт определяет государства и государственных развития венчурного в качестве рычага запуска венчурных в той или стране, например, в (SBIC), в Финляндии (), в Израиле (Yozma).
и значимая роль в создании институтов бизнеса наблюдается во странах с развитым венчурного капитала. на опыт наиболее стран, венчурная в России должна на принципах модели, государственно-частное и создание уникальной с благоприятной предпринимательской
Учитывая имеющийся в формировании венчурной в России, рассмотрим российского рынка капитала и объемы высоких технологий.
вывод по данной можно сказать
В настоящее время рынок венчурных значительно подвергается кризисных и посткризисных развития мировой Неопределённость в развитии экономики в условиях очередного спада не оценить объемы рынка венчурных в 2017-2018 гг., безусловно, рост рынка венчурных будет следствием мировой экономики в
В настоящее время в экономике ведущими по объему рынка капитала по-прежнему США, Европейский союз, Сингапур, Китай.
особенности, как финансирования, так и венчурный характер технологий, следует что в каждом или стране финансирование имеет характерные черты и национальную специфику.
В время страны Центральной и Восточной а также Япония, Южная Корея, и другие страны, в числе и страны независимых государств, активные меры по развития венчурного используя опыт США. формировании венчурных в США активное принимают как органы власти, и иностранные инвесторы.
для американского рынка отмечается модель инвестирования компаний. На первом предполагается инвестирование в находящиеся на ранней развития, в период на рынке, а также на стабильности. На заключительных развития используется средства фондов инвестирования. Сравнительно часть финансирования в компании на этапе ликвидности, поздней стадии развития.
Как и в США, венчурные инвестиции в Европе начали развиваться в начале 80-х годов XX века. В 1983 г. была сформирована Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (ЕVCА), ее организация способствовала поддержке интересов как венчурных капиталистов, так и Европейской комиссии
Несмотря на существенное отставание от рынка США, рынок венчурного капитала в Европе достиг достаточного высокого уровня развития.
Началом развития венчурного механизма в РФ можно считать 1993, так как именно в этот период в регионах были созданы первые фонды прямых инвестиций (11 фондов) под управлением Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На первом этапе в России происходило создание базовых элементов венчурной системы, основной целью которой было финансирование НИОКР.
По результатам ежегодного обзора рынка венчурных и прямых инвестиций объем накопленной капитализации работающих на российском рынке фондов, в том числе венчурных, по состоянию на конец 3 квартала 2016 года составил порядка 30 млрд долл. США.
Анализируя рынок венчурного капитала в России можно отметить положительную динамику появления новых фондов, при этом данная динамика характерна как с количественной, так и качественной точки зрения, поскольку наблюдается рост активности различных участников процесса создания венчурных фондов, как с участием государственного финансирования, так и при финансовой поддержке корпоративных организаций.
Анализ имеющейся доступной информации о числе и объемах осуществленных инвестиций по итогам 2016 года позволяет сделать умеренно позитивный прогноз, что общее число инвестиций с известным объемом, осуществленных фондами венчурных инвестиций в компании реципиенты достиг 75% от уровня 2015 года.
Развитие венчурного капитала в России в большей степени связано и зависит от деятельности таких международных финансовых институтов, как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейской Комиссии, Агентства США по международному развитию, правительств зарубежных стран, которые активно вовлечены в процесс формирования финансовых учреждений в России
В настоящее время в России венчурный бизнес находится на стадии работы с учетом необходимости формирования отдельных компонентов системы венчурного финансирования. На наш взгляд, в финансировании именно высоких технологий в России мог бы успешно использоваться механизм венчурного финансирования. Для
Необходимо не просто изучать и копировать лучшую зарубежную практику формирования и развития механизма венчурного финансирования, а максимально адаптировать лучшие практики к национальным особенностям страны.
[1] Петрова, Ю.И. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике / Ю.И. Петрова, С.А. Довгаль, А.О. Судибье // Вестник Академии. – 2013. – № 2. – С. 47
[2] Петрова, Ю.И. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике / Ю.И. Петрова, С.А. Довгаль, А.О. Судибье // Вестник Академии. – 2013. – № 2. – С. 48.
[3] Семенов А. С. Венчурное предпринимательство в Российской Федерации / А. С. Семёнов ; Моск. технол. ин-т. - М. : Изд-во МТИ, 2015
[4]Там же
[5] Семенов А. С. Венчурное предпринимательство в Российской Федерации / А. С. Семёнов ; Моск. технол. ин-т. - М. : Изд-во МТИ, 2015
[6] Петрова, Ю.И. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике / Ю.И. Петрова, С.А. Довгаль, А.О. Судибье // Вестник Академии. – 2013. – № 2. – С. 49
[7] Наседкина Ю. С. Особенности венчурного финансирования малого бизнеса в России / Ю. С. Наседкина, Е. П. Кутурина // Вопросы развития народного хозяйства Российской Федерации. - Иваново, 2014. - Вып. 10, ч. 1. - С. 173
[8] Там же
[9] Наседкина Ю. С. Особенности венчурного финансирования малого бизнеса в России / Ю. С. Наседкина, Е. П. Кутурина // Вопросы развития народного хозяйства Российской Федерации. - Иваново, 2014. - Вып. 10, ч. 1. - С. 174
|