Воскресенье, 24.11.2024, 19:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 55
Гостей: 55
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие, структура и особенности конституционно-правового механизма регулирования экономической миграции в РФ

Конституционно-правовой механизм правового регулирования экономической миграции содержит в себе специальные юридические средства (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, акты реализации права, правоприменительные акты) которые применяются конкретно к этим общественным отношениям в области экономической миграции и адресуются от имени государства, в связи с чем, механизм правового регулирования экономической миграции носит конституционный (государственный) характер. Воля государства в реализации конституционно-правового механизма регулирования экономической миграции выражается через органы власти, поэтому механизм работает не только путем организации юридических средств, но и путем взаимодействия органов государственной власти между собой. Кроме того, порядок осуществления этого правового механизма, регулируется преимущественно нормами конституционного права.

Таким образом, можно сделать вывод, что конституционно-правовой механизм регулирования экономической миграции в Российской Федерации – это упорядоченная система взаимодействия представителей органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организация юридических средств в целях совершенствования и устранения препятствий развития процесса экономической миграции в Российской Федерации для достижения взаимовыгодных условий между Российской Федерацией и экономическими мигрантами, регулируемая нормами конституционного права.

Конституционно-правовой механизм регулирования экономической миграции в Российской Федерации содержит особенности в своей структуре и субъектах правового регулирования. Структура конституционно-правового механизма регулирования экономической миграции в Российской Федерации, как и структура механизма правового регулирования, описанная в теории права, состоит из определенных элементов.

Во-первых, это норма права. Соответственно, для конституционно- правового механизма регулирования – это конституционно-правовые нормы закрепленные в Конституции или получившие юридическое оформление в иных правовых актах, являющихся источниками конституционного права. Эти нормы устанавливают правовое положение субъектов конституционного права и конституционную компетенцию органов государственной власти, а так же, правовые процедуры ее осуществления. В них закрепляются «конституционно-правовые формы и средства разрешения конституционных споров и др.».[1]

Здесь формулируется должное либо возможное поведение субъекта правоотношения, экономического мигранта, необходимое для достижения цели конституционно-правового механизма регулирования. В качестве примера рассмотрим норму права, закрепленную в п. 2 ст. 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина. В качестве специальных субъектов правоотношения здесь выступает со одной стороны государство в лице Федеральной миграционной службы и с другой стороны внешний экономический мигрант. По нашему мнению, правило поведения, закрепленное в вышеуказанной норме, направлено на удовлетворение интересов обеих сторон, поскольку интерес государства, во- первых, заключается в законном порядке оформления мигранта и его учете и контроле со стороны органов власти, во-вторых, уплата госпошлины, налогов, что в определенной мере должно повысить эффективность экономического развития. Интерес внешнего экономического мигранта направлен на законное трудоустройство в Российской Федерации для удовлетворения своих интересов в труде, получения вознаграждения от своего труда, для этого ему в первую очередь необходимо получить разрешение на работу.

Для внутренних экономических мигрантов в свою очередь согласно п. 9 и п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации соответственно в срок не позднее 90 дней встать на временный регистрационный учет, если они прибыли для временного проживания в помещения, не являющиеся их постоянным местом жительства, или в срок не позднее 7 дней встать на постоянный регистрационный учет, если они сменили место жительства[2] . Правила поведения в выше указанных нормах, по нашему мнению, также нацелены на удовлетворение интересов как государства, так и внутреннего экономического мигранта. Государству, с одной стороны, интересно иметь чёткую легальную картину расселения граждан по регионам в целях точного прогнозирования социально-экономического развития регионов и принятия различных мер по развитию, с другой стороны, исполнение вышеуказанных норм создает контроль за гражданами в целях пресечения преступлений и административных правонарушений, контроль в области медицины, труда и т.д. Интерес же гражданина, внутреннего экономического мигранта, обусловлен возможностью использования в полном объеме прав, зависящих как юридически, так и фактически от исполнения вышеуказанных норм.

Следует отметить, что в процессе нормотворчества необходимо учитывать национальные интересы государства и его правовую политику по соответствующему вопросу. Под национальными интересами в юридической литературе принято понимать вопросы, решение которых особенно важно для государства и его граждан[3].

Правовая политика это научно обоснованная, системная деятельность государства и негосударственных структур по созданию эффективного механизма правового регулирования[4]. Правовая политика должна отражать национальные интересы, она оказывает непосредственное действие на формирование права.

Таким образом, национальные интересы и правовая политика – это два фактора, влияющих на совершенствование любого механизма правового регулирования, в том числе конституционно-правового механизма регулирования экономической миграции. Прежде всего, они влияют на содержание правовых норм.

Поскольку нормы конституционного права включает в себя не только правило поведения, но предпосылки к возможным препятствиям достижения субъектами своих целей, необходимы определенные условия для начала реализации той или иной нормы. Таким условием и еще одним элементом, рассматриваемого механизма является юридический факт, используемый как «спусковой крючок» для начала осуществления конкретных интересов в правовом русле.

Часто, для этого необходим не один а несколько юридических фактов или их цепочка, в которой один из фактов является решающим. Например, получение разрешения на работу иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, сопровождается рядом препятствий, так называемых юридических фактов или юридических форм. Разрешение на работу является актом применения права, который включает в себя всю цепочку юридических фактов, необходимых для реализации конкретной нормы права. Поэтому для того, чтобы иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, смог получить разрешение на работу, ему требуется помимо заявления о выдаче ему разрешения на работу представить документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу; трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии). Каждый из вышеперечисленных элементов по своему связан с другими органами исполнительной власти и является элементом фактического состава. В этом и заключаются препятствия для получения конечного акта применения права – разрешения на работу. Таким образом, разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является актом применения, скрепляющим в единый состав другие юридические факты, такие как подача заявления, представление документа, удостоверяющего личность, представление миграционной карты, уплата госпошлины и т.д. Тем самым преодолеваются препятствия и возникают возможности для удовлетворения интересов личности.

Получение временной регистрации по месту пребывания внутренним экономическим мигрантам также может сопровождаться рядом препятствий. Регистрация по месту пребывания является актом применения права, результатом наличия определенных юридических фактов. Основным препятствием, с нашей точки зрения, является получение согласия от собственника жилого помещения, который предоставил в аренду квартиру для временного проживания. Поэтому мы предлагаем на законодательном уровне, а именно в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предусмотреть обязанность собственника жилого помещения по регистрации временно проживающих жильцов. Подобная инициатива выдвигалась со стороны Федеральной 126 миграционной службы Российской Федерации.[5]

Когда на основании конституционно-правовой нормы существует перечень юридических фактов и, как результат, вынесен правоприменительный акт, возникает конституционное правоотношение, являющееся еще одним элементом рассматриваемого механизма. Здесь выявляется конкретное правило поведения каждого из субъектов. В этой связи экономический мигрант наделен соответствующим субъективным правом, а государство с другой стороны обязано не препятствовать этому удовлетворению, либо осуществлять известные активные действия в интересах управомоченного лица. Таким образом, внешний экономический мигрант, получивший разрешение на работу, имеет право вступать в законные трудовые правоотношения с работодателем, удовлетворять свой интерес в получении вознаграждения за труд. Государство с другой стороны не вправе запретить трудиться экономическому мигранту и обязано создать все необходимые условия для труда в соответствии с трудовым законодательством.

Получение временной регистрации по месту пребывания внутренним экономическим мигрантом также открывает определенные возможности. Хотя статьей 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что наличие или отсутствие регистрации не должны влиять на вопросы реализации прав и свобод граждан или их ограничения.[6] Но на практике гражданин при отсутствии временной регистрации может столкнуться с проблемами трудоустройства, предоставлением социальных гарантий и т.д.

Четвертым элементом конституционно-правового механизма регулирования экономической миграции в Российской Федерации являются акты реализации конституционных прав и обязанностей, то есть фактическое поведение субъектов правоотношений, в нашем случае - экономических мигрантов. Фактическое поведение проявляется в формах соблюдения, исполнения и использования.

При соблюдении экономический мигрант воздерживается от совершения действий, запрещенными нормами конституционного права. К примеру, согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий внешний экономический мигрант должен соблюдать запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на временное проживание.[7]

При исполнении обязанностей экономический мигрант должен активными действиями удовлетворять интересы государства и общества. Как мы уже отмечали во второй главе, иностранные граждане наряду с гражданами Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Поэтому в качестве примера, согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый экономический мигрант должен исполнять обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов.

Ну и, наконец, третья форма акта реализации прав и обязанностей – это использование. В этом случае экономический мигрант получает определенное благо, ценность, возможность. Как раз когда внешний экономический мигрант получает в установленном законом порядке разрешение на работу, он может законно использовать свое право на труд и получать вознаграждение за этот труд.

Охранительный правоприменительный акт является пятым элементом конституционно-правового механизма регулирования. Однако в его принятии не всегда есть необходимость. Например, он принимается в случае нарушения или несоблюдения экономическим мигрантом закона, а также нарушения прав экономического мигранта. На его основании меры ответственности могут быть применены к любому лицу, нарушившему предписания конституционного права. Охранительный правоприменительный акт должен приниматься в установленном порядке на основе правовых норм властным органом. Он представляет собой индивидуальное правовое решение о применении в отношении персонально названного субъекта (субъектов) мер государственно-правового принуждения.[8]

Таким образом, конституционно-правовой механизм регулирования экономической миграции в Российской Федерации состоит из пяти элементов, а именно: конституционно-правовая норма, юридические факты, конституционное правоотношение, акты применения прав и обязанностей (в формах соблюдения, исполнения и использования) и охранительные правоприменительные акты. Основной особенностью конституционно - правового механизма регулирования экономической миграции является его разделение на два вида: первый действует в отношении иностранцев и лиц без гражданства, второй – в отношении граждан Российской Федерации. Субъектный состав конституционно-правовых отношений представлен с одной стороны внешними и внутренними экономическими мигрантами, с другой – государством в лице органов власти, что также является отличительной особенностью в конституционно-правовом механизме регулирования экономической миграции в Российской Федерации.

В реализации конституционно-правового механизма регулирования экономической миграции участвуют различные органы государственной власти. В формировании норм конституционного права основную роль играют законодательные органы власти. Собирание юридических фактов, реализация конституционных правоотношений и актов применения конституционных прав и обязанностей связаны с деятельностью органов исполнительной власти. Функция вынесения охранительных правоприменительных актов, выполняется органами исполнительной и судебной власти. От того, насколько продуктивно взаимодействуют между собой различные органы государственной власти в вопросе конституционно - правового регулирования экономической миграции в Российской Федерации, будет зависеть эффективность самого конституционно-правового механизма регулирования экономической миграции в Российской Федерации.

 

[1] Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит. С. 254.

[2] См.: Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.

[3] См.: Хижняк В. С. Указ. раб. С. 219

[4] См.: Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012 г. С. 34

[5] Арендодателей обяжут регистрировать своих жильцов. 4 июля 2012 г. Первый мультипортал // Электронный ресурс URL: http://www.km.ru (дата обращения 01.05.2017)

[6] См.: Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. от 28.12.2013) «О праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. 1993. № 10 августа

[7] См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032

[8] Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / Под общей ред. д.

ю. н., проф. В. И. Червонюка. М.: Колосс, 2003. С. 336.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (12.12.2017)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%