Воскресенье, 24.11.2024, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Права и обязанности экономических мигрантов в конституционном праве Российской Федерации

Основы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации определены нормами главы 2 Конституции Российской Федерации и согласно ст.64 не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации в области прав человека, так же являются основами конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Так в ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации указывается, что .в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.. А ч. 4 ст. 15 Конституции гласит, что «общепризнанные принципы» и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.. К таким договорам следует, прежде всего, отнести такие, как Всеобщая Декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международные пакты о правах человека, принятые под эгидой ООН в 1966 г. и др.

Таким образом, конституционно-правовой статус экономических мигрантов в России основан не только на нормах Конституции Российской Федерации и ее национального законодательства, но и на нормах международного права. Поскольку нормы международных договоров о правах человека распространяются, как правило, на любое физическое лицо, на территории государства-участника, независимо от его национальной, расовой принадлежности, гражданства, пола и т. д., то нормы подобных договоров будут создавать права не только для внутренних, но и для внешних экономических мигрантов в Российской Федерации.

Однако, в международном праве существуют и нормы, которые распространяются или могут распространяться только на внешних экономических мигрантов. Наличие таких договоров обычно связано с установлением в отношении граждан определенных государств какого-либо правового режима на основании международного договора. Примером может являться Конвенция ООН о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 (не ратифицированная Российской Федерацией). Так же в качестве, примеров договоров, устанавливающих правовой режим иностранцев, который может быть и основой для формирования правового статуса экономических мигрантов, можно привести Договора о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г.[1], и Устав Союза России и Белоруссии от 23 мая 1997 года[2].

Таким образом, для внутренних мигрантов, граждан России, которые изъявили желание трудиться за пределами своего родного региона, но в пределах Российской Федерации, основу конституционно-правового статуса будут составлять все права, которые провозглашены Конституцией Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также закрепленные нормами международного права.

Для экономических мигрантов, не являющимися гражданами Российской Федерации, но трудящиеся на территории нашей страны, основу конституционно-правового статуса будут составлять, как и для граждан Российской Федерации, нормы международного права, нормы, закрепленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[3], а также часть норм, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Если говорить в общем, нормы Конституции Российской Федерации уже построены с учетом положений таких международных документов, как Всеобщая Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод, от 4 ноября 1950 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, от 16 декабря 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических так же от 16 декабря 1966 г. и др. Интеграция норм международного права в сфере регулирования конституционно-правового статуса личности в конституционное законодательство весьма значима и для регулирования конституционно-правового статуса мигрантов.

Как уже отмечалось ранее для внутренних и внешних экономических мигрантов будет различен их конституционно-правовой статус. Поэтому говоря о статусе, которым обладает конкретный мигрант необходимо учитывать такие факторы как наличие или отсутствие российского гражданства. Такое разграничение существует уже в самой Конституции Российской Федерации. В силу этого некоторые авторы выделяют три группы прав и свобод. Первая группа права, свободы и обязанности, распространяющиеся только на тех мигрантов, которые являются гражданами Российской Федерации (например, право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст.27), право участвовать в управлении делами государства (ст. 32) и др. Вторая группа состоит из прав свобод и обязанностей, распространяющихся на мигрантов, не являющихся гражданами России (например, право просить политическое убежище (ст. 63). И третья категория это права свободы и обязанности, которые закрепляются за всеми категориями мигрантов. Закрепляя такие права, свободы или обязанности, Конституция использует такие термины, как «каждый», «никто» и т.д. Это самая большая группа, в которую входит свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст. 37) и др.

Есть ряд прав и свобод закрепленных в российской Конституции и формально распространяющихся на все категории мигрантов. Фактически они могут иметь различное содержание в зависимости от различных факторов. Например, наличия гражданства, времени пребывания на территории Российской Федерации, приобретенного специального статуса, а также ряда иных аспектов. Это такие права как свобода передвижения, выбора места жительства и т. д. На практике, такие права могут быть ограничены в некоторых случаях. Этот вопрос особенно важен с точки зрения реализации конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, а так же закрепления «национального режима» для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Итак, общими конституционными правами экономических мигрантов будут являться те права, которые связаны непосредственно с перемещением, собственно они будут общими также для всех мигрантов в целом[4].

Право на свободу передвижения и выбор места жительства - одно из основных конституционных прав человека, оно содержится во многих международных документах, обязательных для Российской Федерации, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о правах человека 1950. Это право закреплено в ее Конституции и получило свое развитие в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 .О праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации. В любом случае необходимо учитывать, что объем конституционных прав для тех мигрантов, которые являются гражданами России, и мигрантов не имеющих российского гражданства, будет различным. Например, мигранты не имеющие гражданства Российской Федерации не могут обладать на ее территории рядом политических прав. Исключением является закрепление права участвовать в местном самоуправлении за иностранцами постоянно или преимущественно проживающими на территории муниципального образования.

С другой стороны для мигрантов, не являющихся гражданами Российской Федерации, возможно просить политическое убежище на ее территории, которое может предоставляться в соответствии с общепризнанными нормами международного права и согласно ч.1 ст.63 Конституции Российской Федерации.

Еще одним элементом правового статуса экономических мигрантов наряду с правами являются обязанности. Конституционные обязанности человека и гражданина - выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности экономических мигрантов – иностранных граждан и лиц без гражданства практически совпадают с обязанностями граждан Российской Федерации (за исключением воинской обязанности). Основной обязанностью любых мигрантов можно считать соблюдение Конституции Российской Федерации и законов (ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации). Поскольку внешние мигранты являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, то их правовое положение определено Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Такими доказательствами считаются национальные паспорта или иные, заменяющие их документы.

Еще одной обязанностью физических лиц в России является уплата налогов и сборов (статья 57). Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации[5] 1998 г. В нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления эти вопросы конкретизируются, но их положения не могут противоречить Кодексу. Согласно ст. 3 Налогового кодекса, налоги и сборы не должны иметь дискриминационный характер, применяться различно по отношению к индивидам на основании их социального положения, национальной, расовой принадлежности или других критериев.

Эта обязанность затрагивает и внешних экономических мигрантов. Так, с них взимается подоходный налог, а так же, в зависимости от ситуации могут взиматься сбор за пограничное оформление, различные таможенные сборы, сбор за парковку автотранспорта и т. д. (ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации) . В ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за уклонение от уплаты налогов, которая распространяется так же и на иностранцев, т. е. и на внешних экономических мигрантов. В Налоговом кодексе Российской Федерации не уточняется, что налоги взимаются именно с экономических мигрантов, но на наш взгляд, речь идет в первую очередь о тех иностранцах, которые осуществляют трудовую деятельность на ее территории. В основном только у них есть необходимость в длительном (не менее 183 дней в год) нахождении на территории России и налог взимается с доходов, полученных из источников в России. Вряд ли было законно устанавливать в отношении иностранцев налог на их имущество или заработную плату, на их родине.

Таким образом, обязанность платить налоги в Российской Федерации отличает экономических мигрантов от других иностранцев, находящихся на ее территории. Правовой статус экономических мигрантов зависит так же и от того, каким правовым режимом они пользуются на территории России как иностранные граждане, национальным режимом или режимом наибольшего благоприятствования, а также для некоторых категорий иностранных граждан может быть установлен и специальный режим.

Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан в правах и обязанностях (за некоторыми исключениями) к отечественным гражданам и юридическим лицам. Т. е. за ними не будет закрепляется к примеру пассивное и активное избирательное право. На них не будет распространятся обязанность проходить службу в вооруженных.

Таким образом, конституционно-правовой статус экономических мигрантов зависит от того, к какой категории они относятся (внутренние или

внешние), и характеризуется следующими особенностями:

для внутренних экономических мигрантов основу конституционно- правового статуса будут составлять все права, которые установлены международными договорами Российской Федерации, ее Конституцией и иными нормативно-правовыми актами;

для внешних экономических мигрантов основу конституционно- правового статуса будут составлять, как и для граждан Российской Федерации, нормы международного права, нормы ее Конституции, а также нормы, закрепленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

в отношении внешних мигрантов, может действовать национальный, специальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Анализируя конституционно-правовой статус внешних экономических мигрантов в России, следует отметить, что он по сути, такой же как и у иных иностранцев. Основная отличительная черта экономических мигрантов то, что они приезжают в Россию прежде всего для реализации трудовых прав. Т. е. иные иностранцы на территории Российской Федерации пассивно обладают этими правами, но не реализуют их, так как у них иная цель приезда. Не все иностранцы могут осуществлять указанную группу прав на территории России, а только те, которые зарегистрированы в качестве мигрантов. Незаконное осуществление этих прав сопряжено с нелегальной экономической миграции и представляет собой нарушение российского законодательства. Объем прав экономических мигрантов, так же зависит от правового режима, который установлен в отношении них на территории Российской Федерации на основании ее законодательства или международного договора. Так же, от других иностранцев, находящихся на территории России экономических мигрантов отличает обязанность платить налоги в Российской Федерации.

 

[1] Договор о Европейском союзе (вместе с Протоколами, Соглашением о социальной политике, Заключительным актом и Декларациями) (г. Маастрихт 07.02.1992), статья 8Ь // Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: .Право., 1994 г., С. 45-246.

[2] Устав Союза России и Беларуси (г. Москве, 23.05.1997) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3596.

[3] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.07.2002.№ 30. Ст. 3032.

[4] К ним относятся: право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации) и право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ч.2 ст. 27).

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.12.2017)
Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%