В юридической литературе принято считать конституционными ограничениями границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы, установленные в Конституции[1]. Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закрепляет цели ограничений прав человека и гражданина.
Конституционные и правовые ограничения определяют степень защиты и свободу личности и представляют собой своеобразное разделение закона от произвола. Таким образом, ограничение закона можно рассматривать как защиту прав и свобод отдельных лиц от злоупотреблений и произвола других лиц, а именно правообладателей. Цель ограничения должна заключаться в достижении баланса между интересами общества и интересами собственника. В то же время ограничения должны быть разумными и не противоречить цели закона.
Международное право также допускает ограничения прав иностранных граждан, в том числе трудящихся-мигрантов, из-за создания специального правового режима для граждан правонарушителя. Его создание считается законным, если оно представляет собой взаимную меру и пропорционально наносит ущерб поведению делинквентного государства.
Несмотря на ограничения в законодательстве, многие из принципов, которые должны соблюдать эти ограничения, зачастую не соблюдаются. Принцип пропорциональности, адекватность результату не всегда соблюдается. В некоторых формулировках нет однозначной интерпретации, нет достаточно установленной процедуры, механизма введения ограничений. В таких случаях возникают проблемы с правоохранительными органами и незаконные ограничения.
Неправомерные ограничения прав ставят субъекта, в нашем случае экономического мигранта, в суженные юридические рамки с нарушением соответствующих законных процедур, принципов и отсутствием однозначных толкований, предусмотренных законом. Это означает, что незаконно ограничивается правовой статус субъекта, тем самым субъект не имеет возможности в полном объеме осуществлять свои права и свободы, данные ему законом, по вине третьих лиц. Возникает такое понятие, как ущемление законных прав, то есть дискриминация, являющаяся крайне отрицательным явлением.
Следует отметить, что все особенности регулирования труда иностранных граждан выражены в ограничениях при их трудоустройстве. В тоже время, дискриминацией не являются установление различий, исключений, предпочтений и ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации). Гарантии оплаты труда, как указывалось выше, установлены в ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации. Они распространяются и на экономических мигрантов.
Существует ряд законодательных запретов на осуществление внешними экономическими мигрантами определенных видов трудовой деятельности в России. Так на основании положений ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть:
- членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
- командиром воздушного судна гражданской авиации;
- принятым на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации и др.
Следует отметить, что в начале декабря 2013 г. Правительство Российской Федерации одобрило законопроект, согласно которому иностранцам будет разрешено осуществлять пилотирование российских воздушных судов. Предполагается, что они будут командирами их экипажей на международных рейсах. Им даже нет необходимости знать русский язык, достаточно знания английского. Впрочем, указывается, что это временная мера и действовать она будет до 2019 г., пока Россия не подготовит достаточно собственных пилотов[2]. Не отрицая необходимости в высококвалифицированных кадрах в воздушной отрасли, следует отметить, что данная мера, все же вызывает сомнения с точки зрения безопасности.
Так же ограничения в сфере туда могут быть основаны на соотношении среди работающих в конкретном предприятии российских и иностранных граждан, а также долей акций в уставном капитале. Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такое положение вполне оправдано с точки зрения безопасности и защиты интересов российского общества и государства.
В тоже время, есть ряд ситуаций, когда российское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении экономических мигрантов, но они существуют на практике. Т.е. речь здесь идет о неправомерных ограничениях, причем, иной раз они касаются не только внешних, но и внутренних мигрантов. Например, согласно российскому Трудовому Кодексу, дискриминации в отношении заработной платы быть не должно (ч. 2 ст.3), т.е. и внешние и внутренние экономические мигранты и лица не перемещающиеся с целью реализации своей возможности к труду должны получать зарплату соответствующие их труду и квалификации. Тем не менее, заработная плата внешних экономических мигрантов, часто ниже, чем у внутренних. Этот фактор негативно влияет на уровень преступности среди данной категории населения. Кроме того, нередко работодатель значительно занижает уровень оплаты труда провинциальным работникам. Это часто встречается в московском регионе. Такая позиция также противоречит гарантиям при заключении трудового договора, закрепленных в ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации, выражая чисто субъективную точку зрения работодателя.
Нередко в качестве одного из условий приёма на работу предусматривается наличие у кандидата регистрации в том населённом пункте (регионе), где находится работодатель. Случается, что квалифицированные и опытные специалисты, полностью подходящие на вакантную должность по профессиональным качествам, получают отказ в приёме на работу лишь по одной причине – они являются жителями других регионов.
Часть 2 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации прямо запрещает ставить трудоустройство в зависимость от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, так как это обстоятельство не связано с деловыми качествами работника. На этот же момент обращено внимание и в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Это означает, что в случае возникновения спора, суды будут решать его в пользу лиц, которым работодатели отказали в трудоустройстве по данному основанию.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работника предоставлять работодателю документы, подтверждающие временную регистрацию. По крайней мере, в ст. 65 «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» Трудового кодекса Российской Федерации такой документ, как свидетельство о регистрации по месту пребывания, не упоминается.
Также требования работодателя о предъявлении кандидатом на работу свидетельства о регистрации по месту пребывания ущемляет право иногороднего работника в регистрации по истечении 90 дней с момента начала проживания иногородних граждан в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства (п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 № 713)[3] .
На наш взгляд, любые ограничения прав человека, в том числе и прав экономических мигрантов до их введения должны быть проверены их на соответствие положениям Конституции РФ, международным обязательствам России, ее национальным интересам, прежде всего в сфере безопасности и защиты прав собственных граждан. Но так же важно просчитывать не создают ли эти ограничения новых возможностей для коррупции и применения неправомерных ограничений. Любые ограничения прав должны быть адекватны и соразмерны, указанным целям.
Итак, анализируя конституционно-правовой статус экономических мигрантов в России, следует отметить, что он по сути, такой же как и у иных иностранцев. Основная отличительная черта экономических мигрантов то, что они приезжают в Россию прежде всего для реализации трудовых прав, т. е. иные иностранцы на территории Российской Федерации пассивно обладают этими правами, но не реализуют их, так как у них иная цель приезда. Не все иностранцы могут осуществлять указанную группу прав на территории России, а только те, которые зарегистрированы в качестве мигрантов. Незаконное осуществление этих прав сопряжено с нелегальной экономической миграции и представляет собой нарушение российского законодательства. Объем прав экономических мигрантов, так же зависит от правового режима, который установлен в отношении них на территории Российской Федерации на основании ее законодательства или международного договора. Так же, от других иностранцев, находящихся на территории России экономических мигрантов отличает обязанность платить налоги в Российской Федерации. Ограничения прав и свобод экономических мигрантов нельзя рассматривать как дискриминационный аспект.
[1] См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009 г. С. 68.
[2] См.: Интернет-газета «Коммерсант. ru». 9 декабря 2013 г. // Электронный ресурс: URL: http://www.kommersant.ru (дата обращения 20.12.2013)
[3] См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня
|