Увеличение миграционных потоков напрямую связано с процессами глобализации, происходящими в мире. Различия в уровне жизни между развитыми государствами Европы и другими континентами, с одной стороны, и развивающимися государствами «третьего мира» является одной из основных причин массового перемещения населения из экономически слабых государств, зон вооруженных конфликтов и политической нестабильности в более процветающие регионы. Все это объективный процесс, который нельзя остановить, но его необходимо регулировать. В противном случае негативные последствия наступят для мирового сообщества в целом. Даже в двадцатом веке экономически развитые и достаточно процветающие государства стали ужесточать миграционное законодательство. В начале XXI века из-за таких факторов, как терроризм, рост преступности и антиобщественного поведения среди мигрантов, политика государств массовых мигрантов в настоящее время была направлена на ограничение их числа. Практика показывает, что интеграция мигрантов в общество принимающего государства является чрезвычайно сложным процессом. Есть много культурных, национальных и религиозных факторов. Толерантная политика западноевропейских стран в отношении мигрантов не дала положительных результатов.
На сегодняшний день ситуация в большинстве областей человеческой жизни позволяет нам смело утверждать, что универсальные права и интересы играют огромную роль в эволюции мирового сообщества интеграционных процессов. Глобальные экологические, экономические, социальные и другие проблемы современного мира, очевидно, не могут быть разрешены только на национальном уровне. Они требуют активных совместных скоординированных действий всего цивилизованного человечества, по некоторым вопросам - по крайней мере, целого региона. В этой связи, несомненно, возрастает роль международного права в решении, в частности, таких вопросов, как правовое регулирование внешней трудовой миграции, управление миграционными потоками работников, регулирование правового статуса экономических мигрантов.
Экономические факторы в отношении миграционных потоков набирают вес. Сегментация национальных рынков труда в большинстве стран-членов Европейского союза и в Российской Федерации вызывает дальнейший спрос на импортируемый труд. Распределение мигрантов тесно связаны со структурой и потребностями национальных рынков труда в принимающих странах. Старение населения и растущий процент пенсионеров является еще одним важным стимулом для миграции как средства для покрытия дефицита рабочей силы и увеличения производства, а также для стабилизации систем социального обеспечения. Необходимость обеспечения стабильности на рынках труда особенно актуальна в свете текущих озабоченностей по поводу возможной глобальной рецессии и подчеркивает необходимость комплексного и гибкого подхода.
Международные правовые нормы в области правового регулирования экономической миграции являются своего рода международно-правовыми стандартами в сфере регулирования правового статуса населения.
В соответствии с международными правовыми стандартами регулирования правового статуса населения понимается совокупность норм международного права, которые составляют основу правового регулирования в этой области. В науке международного права они делятся на универсальные и региональные.
Универсальные международно-правовые стандарты включают минимум прав и свобод, установленных международным правом для определенной категории лиц. Региональные стандарты, как правило, являются более широкими, чем универсальные, и устанавливают эти права отдельных лиц, в консолидации которых существует потребность в конкретном регионе.
Важной является Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990[1] (Россия не ратифицировала). Основная цель этого документа - защита мигрантов от дискриминации. В Конвенции устанавливаются, в первую очередь, права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, независимо от их правового статуса. Здесь она исходит из формулировок Международного пакта о гражданских и политических правах[2].
Существуют другие международно-правовые акты, также не ратифицированные Российской Федерацией. Так, например, Конвенция о работниках-мигрантах (пересмотренной в 1949 году) и Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения. В части 1 Конвенции о работниках-мигрантах (пересмотренной в 1949 году) под термином .работник-мигрант. понимается лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве работника-мигранта[3]. Данная Конвенция обязывает каждого Члена Международной Организации Труда представлять информацию о политике и ситуации в стране, касающихся отношений в области трудовой миграции, в Международное Бюро Труда.
Говоря о нормах международного права регулирующих экономическую миграцию и обязательных для Российской Федерации, следует рассмотреть и то место, которое они занимают в правовой системе Российской Федерации. В качестве противодействия негативным тенденциям миграции в мировом масштабе в 2000 г. была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности[4] (вступившая в силу в 2003 г.). Конвенция была подписана Российской Федерацией в 2000 г., а в 2004 г. ратифицирована. В настоящее, время для России, необходимо выработать законодательные меры по повышению эффективности реализации этой Конвенции на своей территории.
На региональном уровне существуют международно-правовые стандарты в сфере правового регулирования экономической миграции, на обязательность которых Россия выразила свое согласие в порядке, установленном международным правом. Таким договором является Соглашение о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов[5], вступившее в силу для Российской Федерации 09.09.1995 г.
В Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов регулируются отношения в области экономической миграции больше с точки зрения трудового права. С точки зрения Соглашения «трудящийся-мигрант» - лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства . Речь идет о признании (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении Региональный акт СНГ по содержанию очень близок с конвенциями по международной миграции, принятых ООН и МОТ. Соглашение нацелено на урегулирование основных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в области труда и социальной защиты работников-мигрантов и членов их семей.
Предусматривается трудовая деятельность работника по трудовому договору (контракту) с работодателем. Двойное налогообложение средств, полученных работниками, не допускается. Передача этих средств осуществляется в соответствии с законодательством государства занятости и международных соглашений.
Важное значение имеет Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года. В данном Протоколе делается акцент на создание благоприятных условий для пересечения границ государств Сторон и осуществления трудовой деятельности трудящимися-мигрантами, в том числе приграничными трудящимися, и дается более широкое определение «приграничного трудящегося». По его смыслу это трудящийся-мигрант, проживающий на приграничной территории одного сопредельного государства и осуществляющий свою трудовую деятельность на приграничной территории другого сопредельного государства, в которое он возвращается каждый день или, по крайней мере, не реже одного раза в неделю. Отмечается, что Стороны применяют упрощенный порядок осуществления трудовой деятельности приграничными трудящимися на основе двусторонних и многосторонних соглашений.
Российская Федерация является участницей ряда двусторонних международных соглашений по рассматриваемому вопросу. Таким образом, международные стандарты правового регулирования экономической миграции основаны на принципах равенства и не дискриминации, а так же принципа всеобщего уважения прав человека. Указанные принципы лежат в основе международно-правовой политики в области регулирования экономической миграции, которая в настоящее время есть у многих международных организаций. Эта политика направлена на регулирование миграционных потоков, противодействие нарастающей нелегальной миграции, создание новых возможностей для доступа мигрантов к легальным рынкам труда и эффективную интеграцию мигрантов в принимающее общество.
Соответствующих международно-правовых норм, обязательных для применения на территории РФ сравнительно мало. Нет необходимости воспринимать абсолютно все международные стандарты в этой области, но ратификация некоторых документов, могла бы положительно сказаться на эффективности конституционно-правового механизма правового регулирования экономической миграции в Российской Федерации.
Итак, отмечено, что глобализационные процессы усложняют для государств правовое регулирования множества отношений, что вносит дестабилизирующий момент в миграционные процессы. Основными причинами, порождающими миграцию, является: реформирование мировой экономики, финансовый кризис, факторы политического характера, различного рода конфликты, различия в условиях занятости, уровне заработной платы, доходов, жилищной обеспеченности, бытовые и природные факторы, и др., поэтому в самом миграционном процессе наиболее весомым является направление экономической миграции населения.
Увеличение миграционных потоков напрямую связано с процессами глобализации, происходящими в мире. Различия в уровне жизни между развитыми государствами Европы и другими континентами, с одной стороны, и развивающимися государствами «третьего мира» является одной из основных причин массового перемещения населения из экономически слабых государств, зон вооруженных конфликтов и политической нестабильности в более процветающие регионы. Все это объективный процесс, который нельзя остановить, но его необходимо регулировать. В противном случае негативные последствия наступят для мирового сообщества в целом. Даже в двадцатом веке экономически развитые и достаточно процветающие государства стали ужесточать миграционное законодательство. Из-за таких факторов, как терроризм, рост преступности и антиобщественного поведения среди мигрантов, политика государств массовых мигрантов в настоящее время была направлена на ограничение их числа. Практика показывает, что интеграция мигрантов в общество принимающего государства является чрезвычайно сложным процессом. Есть много культурных, национальных и религиозных факторов. Толерантная политика западноевропейских стран в отношении мигрантов не дала положительных результатов.
[1] Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей : заключена 18.12.1990. Россия не участвует // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 492 - 515.
[2] Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Данный документ вступил в силу, в том числе для СССР, с 23 марта 1976 года ("Ведомости Верховного Совета СССР", 28.04.1976, № 17).
[3] Конвенция № 97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная в 1949 году) (Заключена в г. Женеве 01.07.1949). // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990.
С. 177-193.
[4] Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // СЗ РФ. 04.10.2004. № 40. Ст. 3882.
[5] Соглашение от 15.04.1994 (с изм. от 25.11.2005) «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» // Бюллетень международных договоров. № 2, февраль, 1997.
|