Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, которые зарегистрированы в определенном порядке и которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Индивидуальные предприниматели приобретают статус налогоплательщика с момента государственной регистрации и самостоятельно исчисляют и уплачивают законно установленные налоги и сборы. Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства на основании ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».[1]
В настоящее время государство заинтересовано в развитии субъектов малого предпринимательства. Внимание к их проблемам обусловлено многими факторами: субъекты малого предпринимательства обеспечивают большую динамику экономического роста, не требует крупных вложений, помогают решать вопросы реструктуризации экономики, обеспечивает высокую производительность труда и занятости немалой доли экономически активного населения, а также способствует установлению рыночного равновесия и формированию конкурентной среды.
На долю малого предпринимательства в развитых странах приходится до 60% ВВП, в Российской Федерации этот показатель составляет 20%. В соответствии со стратегией развития малого предпринимательства в нашей стране на период до 2030 года, планируется увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП к 2030 г. до 40%.
Сегодня назрела необходимость в совершенствовании налоговой системы Российской Федерации, направленной на дальнейшее развитие субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере налогообложения осуществляется по следующим направлениям: предоставление налоговых льгот, упрощение системы отчетности и учета субъектов малого предпринимательства. В целях развития малого предпринимательства, налоговым законодательством, установлены специальные налоговые режимы, экономическое развитие напрямую зависит от изменений в налоговых режимах.
В Российской Федерации самый молодой специальный режим – патентная система налогообложения, а потому и наиболее развивающееся направление российской налоговой системы. Главной целью введения патентной системы было создание благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства и уменьшение налоговой нагрузки.
Патентная система налогообложения была установлена с 01.01.2013 г. главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и введена в действие законами субъектов Российской Федерации на территориях этих субъектов.
Для того чтобы раскрыть роль патентной системы налогообложения в развитии индивидуального предпринимательства в Российской Федерации, рассмотрим практику применения патентной системы в субъектах РФ, а также выявим основные факторы, влияющие на нее.
В таблице 1 представлены данные по количеству патентов, приобретенных в 2013-2016 гг. в федеральных округах Российской Федерации.
Таблица 1.
Количество патентов, приобретенных индивидуальными предпринимателями в 2013-2016 гг. в федеральных округах Российской Федерации
Федеральный округ
Количество патентов, шт.
Структура, %
2013
2014
2015
2016
Итого
Центральный федеральный округ
32375
52594
68096
131339
284404
39,8
Северо-западный федеральный округ
6125
6709
6495
12423
31752
4,4
Северо-кавказский федеральный округ
819
3545
3527
6594
14485
2,0
Южный федеральный округ
1939
4547
46379
75609
128474
18,0
Приволжский федеральный округ
18531
21024
25075
44101
108731
15,2
Уральский федеральный округ
13595
17399
16423
26200
73617
10,3
Сибирский федеральный округ
8480
9877
9524
15846
43727
6,1
Дальневосточный федеральный округ
6824
6403
6679
9494
29400
4,1
Российская федерация
88688
122098
182198
321606
714590
100
Источник: ФНС России[2]
Анализируя практическое применение патентной системы налогообложения в целом по стране можно констатировать растущую заинтересованность предпринимателей в приобретении патентов.
По данным отчетности ФНС России в 2016 году приобретено 373988 патентов, рост числа приобретенных патентов по отношению к 2013 году увеличился в 3,63 раза или на 232918 штук.
Если рассматривать субъекты Российской Федерации, то ПСН наиболее востребована в Центральном федеральном округе, а в последние два года также и в Южном федеральном округе. В 2016 году на Центральный федеральный округ пришлось 40,8% выданных патентов в стране, а на Южный федеральный округ – 23,5% (таблица 2).
Таблица 2.
Количество выданных патентов в разрезе регионов, выданных в Центральном федеральном округе в 2013-2016 гг.
Федеральный округ
2013
Структура, %
2014
Структура, %
2015
Структура, %
2016
Структура, %
Центральный федеральный округ
32375
36,5
52594
43,1
68096
37,4
131339
40,8
Северо-западный федеральный округ
6125
6,9
6709
5,5
6495
3,6
12423
3,9
Северо-кавказский федеральный округ
819
0,9
3545
2,9
3527
1,9
6594
2,1
Южный федеральный округ
1939
2,2
4547
3,7
46379
25,5
75609
23,5
Приволжский федеральный округ
18531
20,9
21024
17,2
25075
13,8
44101
13,7
Уральский федеральный округ
13595
15,3
17399
14,3
16423
9,0
26200
8,1
Сибирский федеральный округ
8480
9,6
9877
8,1
9524
5,2
15846
4,9
Дальневосточный федеральный округ
6824
7,7
6403
5,2
6679
3,7
9494
3,0
Российская федерация
88688
100
122098
100
182198
100,0
321606
100
Источник: ФНС РФ[3]
Наибольшее число патентов в Центральном федеральном округе выдается в городе Москве и Московской области. По итогам 2016 года индивидуальные предприниматели получили в Москве 41%, а в Московской области 41,2% патентов, выданных в совокупности в Центральном федеральном округе (таблица 3).
Таблица 3.
Количество выданных патентов в Центральном федеральном округе в 2013-2016 гг. по субъектам Российской Федерации
Показатели
Количество выданных патентов, шт.
Структура, % 2016 г.
2013
2014
2015
2016
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
32375
52594
68096
131339
100
Белгородская область
932
922
820
1449
1,1
Брянская область
482
464
444
618
0,5
Владимирская область
273
457
640
2083
1,6
Воронежская область
115
204
279
798
0,6
Ивановская область
479
987
1209
3205
2,4
Калужская область
277
362
473
831
0,6
Костромская область
320
1035
739
1728
1,3
Курская область
37
65
83
151
0,1
Липецкая область
233
302
411
832
0,6
Московская область
12559
23847
32781
54061
41,2
Орловская область
603
623
534
1013
0,8
Рязанская область
415
510
732
1144
0,9
Смоленская область
1797
2555
2651
4069
3,1
Тамбовская область
519
402
314
814
0,6
Тверская область
802
1554
1667
3132
2,4
Тульская область
240
224
261
661
0,5
Ярославская область
327
383
394
859
0,7
город Москва
11965
17698
23664
53891
41,0
Источник: ФНС РФ[4]
Рассмотрим особенности регионального законодательства в отношении патентной системы налогообложения в Московской области и в городе Москве.
На территории Московской области патентная система налогообложения введена Законом от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Московской области".
Согласно данному закону в рамках патентной системы могут облагаться 73 вида предпринимательской деятельности (действующей редакцией Налогового кодекса патентная система применяется в отношении 63 видов предпринимательской деятельности).
Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от количества транспорта, используемого при перевозках, в зависимости от площадей и в зависимости от средней численности сотрудников индивидуального предпринимателя.
На территории города Москвы патентная система налогообложения введена Законом города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения». Согласно данному закону патентная система применяется в отношении 80 видов предпринимательской деятельности.
Дифференциация размера потенциально возможного к получению годового дохода произведена по следующим видам деятельности (таблица 4):
Таблица 4.
Дифференциация размера потенциально возможного к получению годового дохода в городе Москве
Критерий
Виды деятельности
в зависимости от количества наемных работников
техобслуживание и ремонт мототранспортных, автотранспортных средств, оборудования и машин
в зависимости от количества автотранспортных средств
автотранспортные услуги и по услуги водного транспорта
в зависимости от количества обособленных объектов
сдача в наем помещений как жилых так и нежилых, земельных участков, дач, которые принадлежат ИП на праве собственности
в зависимости от количества обособленных объектов
розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, которые не имеют торговые залы, через стационарные объекты торговли, а также через объекты нестационарной торговой сети, разносная и развозная розничная торговля, а также услуги общепита через объекты организации общепита.
Продолжение таблицы 4.
в зависимости от площади одного обособленного объекта
сдача в аренду нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности
в зависимости от места осуществления деятельности
розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
розничная торговля через стационарные объекты торговли;
сдача в аренду жилых помещений;
услуги общепита через объекты организации общепита.
В зависимости от грузоподъемности и количества посадочных мест
автотранспортные услуги.
Таким образом, в Центральном федеральном округе с момента введения в действие патентной системы налогообложения наблюдается рост количества выдаваемых патентов. Лидеры по этим показателям в Центральном федеральном округе – Москва и Московская область.
Заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина отметила, что активный рост индивидуального предпринимательства в столице во многом определяется совершенствованием специальных режимов налогообложения. «Число предпринимателей, которые выбирают для работы в бизнесе патент, растет благодаря комплексным мерам налоговой политики города: тонкой настройке параметров патентной системы налогообложения».[5]
Анализируя факторы, влияющие на востребованность патентного налогообложения в Москве и Московской области, помимо детальной проработки патентного законодательства на региональном уровне, следует отметить еще и большое количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Москвы и Московской области (таблица 5).
Таблица 5.
Процентное соотношение, выданных патентов в Российской Федерации
Показатели
2013
2014
2015
2016
Структура,%2016г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
3382063
3420569
3500724
3584178
100
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
850373
870797
903859
950581
26,5
в том числе
-
город Москва
208605
218510
233175
255471
7,1
Московская область
183652
188373
201943
215244
6,0
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
313748
316365
326708
342650
9,6
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
209392
198411
191722
187625
5,2
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
433379
466324
514787
528604
14,7
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
644248
644983
646781
654332
18,3
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
310281
307608
308840
315331
8,8
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
442486
439320
433436
431858
12,0
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
178156
176761
174591
173197
4,8
Источник: ФНС РФ[6]
По данным таблицы 5 следует, что в 2016 году в Московской области и в городе Москве зарегистрировано 13,1% индивидуальных предпринимателей от общего количества индивидуальных предпринимателей в целом по стране, что положительно сказывается также и на количестве приобретенных патентов.
Еще одним регионом, в котором востребована патентная система налогообложения, является Южный федеральный округ.
Данные о количестве патентов, выданных в Южном федеральном округе, в разрезе регионов представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Количество патентов в разрезе регионов, выданных в Южном федеральном округе в 2013-2016 гг.
Показатели
2013
2014
2015
2016
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
1 939
4547
5632
75609
Республика Адыгея
54
64
84
132
Республика Калмыкия
0
50
41
110
Республика Крым
30170
48110
Краснодарский край
616
2003
2711
4577
Астраханская область
57
114
172
312
Волгоградская область
229
471
538
1396
Ростовская область
983
1845
2086
4422
город Севастополь
10577
16550
Источник: ФНС РФ[7]
По данным таблицы 6 видно, что до 2015 года патентная система налогообложения в Южном федеральном округе не пользовалась широким спросом у индивидуальных предпринимателей. Определяющим стал момент вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации. Присоединение произошло в 2014 году, российское налоговое законодательство на территории Крыма в полной мере начало действовать с 1 января 2015 года.
Рассмотрим законодательство, регулирующее патентную систему налогообложения, в республике Крым и городе федерального значения Севастополь, чтобы выявить тенденции популярности данного режима налогообложения.
Патентная система налогообложения на территории Республики Крым введена законом от 28.05.2014 № 19-ЗРК/2015 «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым».
Патентная система налогообложения введена в отношении 47 видов деятельности.
Размеры потенциально возможных к получению доходов дифференцируются в зависимости от количества транспортных средств, от средней численности наемных сотрудников, количества обособленных объектов (площадей).
Патентная система налогообложения в городе Севастополь регулируется Законом города Севастополь № 57-ЗС " О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя".
Патентная система налогообложения введена в отношении 47 видов деятельности. Размеры потенциально возможных к получению доходов дифференцируются также как и в республике Крым.
Налоговым кодексом Российской Федерации предоставлено право Республике Крым и городу федерального значения Севастополь понижать налоговую ставку в 2015-2016 году до 0% для всех налогоплательщиков или для их отдельных категорий. Нормативными актами указанных регионов налоговая ставка на период 2015-2016 год установлена в размере 1%. (Справочно: на период 2017-2021 год – 4%).
Таким образом, широкое распространение патентной системы налогообложения в Южном федеральном округе связано, прежде всего, с пониженной налоговой ставкой, установленной законами субъектов Республики Крым и города Севастополь на своих территориях.
Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. В соответствии с данными изменениями, субъекты Российской Федерации могут законодательно устанавливать налоговые ставки в размере 0% для тех ИП, которые впервые зарегистрированы после вступления в силу указанных законодательных актов и использующих в качестве режима налогообложения патентную систему, осуществляющие научную, социальную, производственную деятельность и оказание бытовых услуг населению.
Закон о введении налоговых каникул был принят с целью облегчения налогового бремени предпринимателей и стимулирования развития некоторых отраслей экономики.
Прерогатива предоставления нулевой налоговой ставки предоставлена субъектам Российской Федерации, поэтому в настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации закон о налоговых каникулах не введен в действие. К таковым, например, относятся следующие субъекты Российской Федерации:
Республика Ингушетия;
Республика Карелия;
Республика Крым;
Республика Татарстан;
Нижегородская область;
Город Севастополь.
Хотя налоговые каникулы во многих регионах действуют с 2015 года, статистика по числу выданных патентов с нулевой ставкой на сайте ФНС предоставлена только за 2016 год (таблица 7).
Таблица 7.
Количество выданных патентов на право применения ПСН в 2016 г.
Наименование показателей
всего патентов
в том числе: патентов с налоговой ставкой 0%
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
321606
10112
в том числе:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
131339
3394
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
12423
278
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
6594
107
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
75609
177
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
44101
3652
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
26200
965
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
15846
1071
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
9494
468
Источник: ФНС РФ[8]
Как следует из таблицы 7, количество патентов с нулевой налоговой ставкой составляет чуть более 3% от общего числа приобретенных патентов. Низкая востребованность льготного налогообложения объясняется, прежде всего, узким перечнем видов деятельности, облагаемых по налоговой ставке в размере 0%, а также требованиями, предъявляемыми к индивидуальным предпринимателям: они должны быть зарегистрированы впервые после вступления в силу региональных законов о введении налоговых каникул в субъектах Российской Федерации.
Как уже отмечалось выше, с каждым годом растет количество ИП, использующих ПСН (таблица 8).
Таблица 8.
Количество ИП и количество приобретенных патентов в Российской Федерации в 2013-2016 гг.
Показатель
2013
2014
2015
2016
Количество патентов (шт.)
88688
122098
182198
321606
Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (чел.)
нет данных
99037
182 198
243 671
Источник: ФНС РФ[9]
Так, например, в 2016 г. количество ИП применяющих ПСН по отношению к 2014 году выросло в 2,46 раза, а рост количества выданных патентов за тот же период времени составил в 2,63 раза.
Растущая популярность патентного налогообложения обусловлена изменениями в законодательстве, которое регулирует этот специальный режим.
До 2015 года регионом для патентной системы налогообложения признавался субъект Российской Федерации. Федеральным законом № 244-ФЗ от 21.07.2014 г. в ст. 346.45 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 2015 год регионом для применения патентной системы является муниципальное образование, за исключением патентов на развозную (разносную) розничную торговлю и автоперевозки. Таким образом, субъекты смогли провести дифференциацию действия патента по городам региона: в крупных городах регионов стоимость патента можно установить выше, а для небольших поселений стоимость патента установить дешевле. Но это новшество привело к тому, что действие патента ограничено территорией одного муниципального образования, и для работы в другом муниципальном образовании того же региона следует приобретать новый патент.
С 01.01.2015 года изменен порядок уплаты налога:
- в случае если патент приобретен на срок до 6 месяцев, то он подлежит уплате в размере 100% в срок не позднее срока его действия;
- в случае если патент получен на срок от 6 мес. до 1 года, то налог подлежит уплате в размере:
- 1/3 суммы патента в срок не позднее 90 календарных дней сначала действия приобретенного патента;
- 2/3 суммы патента в срок не позднее окончания срока действия приобретенного патента.
До 2015 года порядок оплаты был следующий:
- в случае если патент был получен на срок до полугода, то патент подлежал оплате в размере 100% в срок не превышающий 25 календарных дней с начала его действия;
- в случае если патент получен на срок от полугода до года, то патент подлежал оплате в:
в размере 1/3 в срок не превышающий 25 календарных дней с начала его действия;
в размере 2/3 в срок не превышающий 30 календарных дней до момента окончания налогового периода.
С 01.01.2016 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ перечень видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ПСН был расширен (с 47 видов до 63 видов).
С 01.01.2017 года утратил силу абз.3 п.6 ст.346.43, который предусматривал утрату права на применение ПСН в случае несвоевременной оплаты патента.
В этом случае предприниматель терял право на применение патента с начала его действия, и за соответствующий период ему приходилось пересчитывать налоги по общему режиму налогообложения, а уплаченную стоимость патента он мог учесть в счет уплаты НДФЛ.
С 01.01.2017 г. одно из оснований для отказа в выдаче налоговым органом индивидуальному предпринимателю нового патента - недоимка по патенту.
Таким образом, изменения в федеральном законодательстве направлены на стимулирование индивидуальных предпринимателей к покупке патентов. Налог, уплачиваемый при применении ПСН, в полном объеме поступает в местные бюджеты. В связи с этим региональные и муниципальные органы власти также заинтересованы в развитии этой системы налогообложения на своих территориях.
[1] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
[2] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77 Дата обращения 21.03.2017г.
[3] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77 . Дата обращения 21.03.2017г.
[4] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77 . Дата обращения 21.03.2017г.
[5] Департамент экономической политики и развития города Москвы. Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www. //depr.mos.ru/presscenter/news/detail/5190663.html. Дата обращения 31.03.2017г.
[6] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.
[7] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.
[8] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.
[9] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.
|