Воскресенье, 24.11.2024, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Роль и значение патентной системы налогообложения в развитии индивидуального предпринимательства в РФ в 2013 – 2016 гг.

Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, которые зарегистрированы в определенном порядке и которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Индивидуальные предприниматели приобретают статус налогоплательщика с момента государственной регистрации и самостоятельно исчисляют и уплачивают законно установленные налоги и сборы. Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства на основании ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».[1]

В настоящее время государство заинтересовано в развитии субъектов малого предпринимательства. Внимание к их проблемам обусловлено многими факторами: субъекты малого предпринимательства обеспечивают большую динамику экономического роста, не требует крупных вложений, помогают решать вопросы реструктуризации экономики, обеспечивает высокую производительность труда и занятости немалой доли экономически активного населения, а также способствует установлению рыночного равновесия и формированию конкурентной среды.

На долю малого предпринимательства в развитых странах приходится до 60% ВВП, в Российской Федерации этот показатель составляет 20%. В соответствии со стратегией развития малого предпринимательства в нашей стране на период до 2030 года, планируется увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП к 2030 г. до 40%.

Сегодня назрела необходимость в совершенствовании налоговой системы Российской Федерации, направленной на дальнейшее развитие субъектов малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере налогообложения осуществляется по следующим направлениям: предоставление налоговых льгот, упрощение системы отчетности и учета субъектов малого предпринимательства. В целях развития малого предпринимательства, налоговым законодательством, установлены специальные налоговые режимы, экономическое развитие напрямую зависит от изменений в налоговых режимах.

В Российской Федерации самый молодой специальный режим – патентная система налогообложения, а потому и наиболее развивающееся направление российской налоговой системы. Главной целью введения патентной системы было создание благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства и уменьшение налоговой нагрузки.

Патентная система налогообложения была установлена с 01.01.2013 г. главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и введена в действие законами субъектов Российской Федерации на территориях этих субъектов.

Для того чтобы раскрыть роль патентной системы налогообложения в развитии индивидуального предпринимательства в Российской Федерации, рассмотрим практику применения патентной системы в субъектах РФ, а также выявим основные факторы, влияющие на нее.

В таблице 1 представлены данные по количеству патентов, приобретенных в 2013-2016 гг. в федеральных округах Российской Федерации.

Таблица 1.

Количество патентов, приобретенных индивидуальными предпринимателями в 2013-2016 гг. в федеральных округах Российской Федерации

Федеральный округ

Количество патентов, шт.

Структура, %

2013

2014

2015

2016

Итого

Центральный федеральный округ

32375

52594

68096

131339

284404

39,8

Северо-западный федеральный округ

6125

6709

6495

12423

31752

4,4

Северо-кавказский федеральный округ

819

3545

3527

6594

14485

2,0

Южный федеральный округ

1939

4547

46379

75609

128474

18,0

Приволжский федеральный округ

18531

21024

25075

44101

108731

15,2

Уральский федеральный округ

13595

17399

16423

26200

73617

10,3

Сибирский федеральный округ

8480

9877

9524

15846

43727

6,1

Дальневосточный федеральный округ

6824

6403

6679

9494

29400

4,1

Российская федерация

88688

122098

182198

321606

714590

100

Источник: ФНС России[2]

Анализируя практическое применение патентной системы налогообложения в целом по стране можно констатировать растущую заинтересованность предпринимателей в приобретении патентов.

По данным отчетности ФНС России в 2016 году приобретено 373988 патентов, рост числа приобретенных патентов по отношению к 2013 году увеличился в 3,63 раза или на 232918 штук.

Если рассматривать субъекты Российской Федерации, то ПСН наиболее востребована в Центральном федеральном округе, а в последние два года также и в Южном федеральном округе. В 2016 году на Центральный федеральный округ пришлось 40,8% выданных патентов в стране, а на Южный федеральный округ – 23,5% (таблица 2).

Таблица 2.

Количество выданных патентов в разрезе регионов, выданных в Центральном федеральном округе в 2013-2016 гг.

Федеральный округ

2013

Структура, %

2014

Структура, %

2015

Структура, %

2016

Структура, %

Центральный федеральный округ

32375

36,5

52594

43,1

68096

37,4

131339

40,8

Северо-западный федеральный округ

6125

6,9

6709

5,5

6495

3,6

12423

3,9

Северо-кавказский федеральный округ

819

0,9

3545

2,9

3527

1,9

6594

2,1

Южный федеральный округ

1939

2,2

4547

3,7

46379

25,5

75609

23,5

Приволжский федеральный округ

18531

20,9

21024

17,2

25075

13,8

44101

13,7

Уральский федеральный округ

13595

15,3

17399

14,3

16423

9,0

26200

8,1

Сибирский федеральный округ

8480

9,6

9877

8,1

9524

5,2

15846

4,9

Дальневосточный федеральный округ

6824

7,7

6403

5,2

6679

3,7

9494

3,0

Российская федерация

88688

100

122098

100

182198

100,0

321606

100

Источник: ФНС РФ[3]

Наибольшее число патентов в Центральном федеральном округе выдается в городе Москве и Московской области. По итогам 2016 года индивидуальные предприниматели получили в Москве 41%, а в Московской области 41,2% патентов, выданных в совокупности в Центральном федеральном округе (таблица 3).

Таблица 3.

Количество выданных патентов в Центральном федеральном округе в 2013-2016 гг. по субъектам Российской Федерации

Показатели

Количество выданных патентов, шт.

Структура, % 2016 г.

2013

2014

2015

2016

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

32375

52594

68096

131339

100

Белгородская область

932

922

820

1449

1,1

Брянская область

482

464

444

618

0,5

Владимирская область

273

457

640

2083

1,6

Воронежская область

115

204

279

798

0,6

Ивановская область

479

987

1209

3205

2,4

Калужская область

277

362

473

831

0,6

Костромская область

320

1035

739

1728

1,3

Курская область

37

65

83

151

0,1

Липецкая область

233

302

411

832

0,6

Московская область

12559

23847

32781

54061

41,2

Орловская область

603

623

534

1013

0,8

Рязанская область

415

510

732

1144

0,9

Смоленская область

1797

2555

2651

4069

3,1

Тамбовская область

519

402

314

814

0,6

Тверская область

802

1554

1667

3132

2,4

Тульская область

240

224

261

661

0,5

Ярославская область

327

383

394

859

0,7

город Москва

11965

17698

23664

53891

41,0

Источник: ФНС РФ[4]

Рассмотрим особенности регионального законодательства в отношении патентной системы налогообложения в Московской области и в городе Москве.

На территории Московской области патентная система налогообложения введена Законом от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Московской области".

Согласно данному закону в рамках патентной системы могут облагаться 73 вида предпринимательской деятельности (действующей редакцией Налогового кодекса патентная система применяется в отношении 63 видов предпринимательской деятельности).

Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от количества транспорта, используемого при перевозках, в зависимости от площадей и в зависимости от средней численности сотрудников индивидуального предпринимателя.

На территории города Москвы патентная система налогообложения введена Законом города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения». Согласно данному закону патентная система применяется в отношении 80 видов предпринимательской деятельности.

Дифференциация размера потенциально возможного к получению годового дохода произведена по следующим видам деятельности (таблица 4):

Таблица 4.

Дифференциация размера потенциально возможного к получению годового дохода в городе Москве

Критерий

Виды деятельности

в зависимости от количества наемных работников

техобслуживание и ремонт мототранспортных, автотранспортных средств, оборудования и машин

в зависимости от количества автотранспортных средств

автотранспортные услуги и по услуги водного транспорта

в зависимости от количества обособленных объектов

сдача в наем помещений как жилых так и нежилых, земельных участков, дач, которые принадлежат ИП на праве собственности

в зависимости от количества обособленных объектов

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, которые не имеют торговые залы, через стационарные объекты торговли, а также через объекты нестационарной торговой сети, разносная и развозная розничная торговля, а также услуги общепита через объекты организации общепита.

Продолжение таблицы 4.

в зависимости от площади одного обособленного объекта

сдача в аренду нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности

в зависимости от места осуществления деятельности

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;

розничная торговля через стационарные объекты торговли;

сдача в аренду жилых помещений;

услуги общепита через объекты организации общепита.

В зависимости от грузоподъемности и количества посадочных мест

автотранспортные услуги.

Таким образом, в Центральном федеральном округе с момента введения в действие патентной системы налогообложения наблюдается рост количества выдаваемых патентов. Лидеры по этим показателям в Центральном федеральном округе – Москва и Московская область.

Заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина отметила, что активный рост индивидуального предпринимательства в столице во многом определяется совершенствованием специальных режимов налогообложения. «Число предпринимателей, которые выбирают для работы в бизнесе патент, растет благодаря комплексным мерам налоговой политики города: тонкой настройке параметров патентной системы налогообложения».[5]

Анализируя факторы, влияющие на востребованность патентного налогообложения в Москве и Московской области, помимо детальной проработки патентного законодательства на региональном уровне, следует отметить еще и большое количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Москвы и Московской области (таблица 5).

Таблица 5.

Процентное соотношение, выданных патентов в Российской Федерации

Показатели

2013

2014

2015

2016

Структура,%2016г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

3382063

3420569

3500724

3584178

100

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

850373

870797

903859

950581

26,5

в том числе

-

город Москва

208605

218510

233175

255471

7,1

Московская область

183652

188373

201943

215244

6,0

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

313748

316365

326708

342650

9,6

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

209392

198411

191722

187625

5,2

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

433379

466324

514787

528604

14,7

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

644248

644983

646781

654332

18,3

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

310281

307608

308840

315331

8,8

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

442486

439320

433436

431858

12,0

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

178156

176761

174591

173197

4,8

Источник: ФНС РФ[6]

По данным таблицы 5 следует, что в 2016 году в Московской области и в городе Москве зарегистрировано 13,1% индивидуальных предпринимателей от общего количества индивидуальных предпринимателей в целом по стране, что положительно сказывается также и на количестве приобретенных патентов.

Еще одним регионом, в котором востребована патентная система налогообложения, является Южный федеральный округ.

Данные о количестве патентов, выданных в Южном федеральном округе, в разрезе регионов представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Количество патентов в разрезе регионов, выданных в Южном федеральном округе в 2013-2016 гг.

Показатели

2013

2014

2015

2016

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

1 939

4547

5632

75609

Республика Адыгея

54

64

84

132

Республика Калмыкия

0

50

41

110

Республика Крым

30170

48110

Краснодарский край

616

2003

2711

4577

Астраханская область

57

114

172

312

Волгоградская область

229

471

538

1396

Ростовская область

983

1845

2086

4422

город Севастополь

10577

16550

Источник: ФНС РФ[7]

По данным таблицы 6 видно, что до 2015 года патентная система налогообложения в Южном федеральном округе не пользовалась широким спросом у индивидуальных предпринимателей. Определяющим стал момент вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации. Присоединение произошло в 2014 году, российское налоговое законодательство на территории Крыма в полной мере начало действовать с 1 января 2015 года.

Рассмотрим законодательство, регулирующее патентную систему налогообложения, в республике Крым и городе федерального значения Севастополь, чтобы выявить тенденции популярности данного режима налогообложения.

Патентная система налогообложения на территории Республики Крым введена законом от 28.05.2014 № 19-ЗРК/2015 «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым».

Патентная система налогообложения введена в отношении 47 видов деятельности.

Размеры потенциально возможных к получению доходов дифференцируются в зависимости от количества транспортных средств, от средней численности наемных сотрудников, количества обособленных объектов (площадей).

Патентная система налогообложения в городе Севастополь регулируется Законом города Севастополь № 57-ЗС " О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя".

Патентная система налогообложения введена в отношении 47 видов деятельности. Размеры потенциально возможных к получению доходов дифференцируются также как и в республике Крым.

Налоговым кодексом Российской Федерации предоставлено право Республике Крым и городу федерального значения Севастополь понижать налоговую ставку в 2015-2016 году до 0% для всех налогоплательщиков или для их отдельных категорий. Нормативными актами указанных регионов налоговая ставка на период 2015-2016 год установлена в размере 1%. (Справочно: на период 2017-2021 год – 4%).

Таким образом, широкое распространение патентной системы налогообложения в Южном федеральном округе связано, прежде всего, с пониженной налоговой ставкой, установленной законами субъектов Республики Крым и города Севастополь на своих территориях.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. В соответствии с данными изменениями, субъекты Российской Федерации могут законодательно устанавливать налоговые ставки в размере 0% для тех ИП, которые впервые зарегистрированы после вступления в силу указанных законодательных актов и использующих в качестве режима налогообложения патентную систему, осуществляющие научную, социальную, производственную деятельность и оказание бытовых услуг населению.

Закон о введении налоговых каникул был принят с целью облегчения налогового бремени предпринимателей и стимулирования развития некоторых отраслей экономики.

Прерогатива предоставления нулевой налоговой ставки предоставлена субъектам Российской Федерации, поэтому в настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации закон о налоговых каникулах не введен в действие. К таковым, например, относятся следующие субъекты Российской Федерации:

Республика Ингушетия;

Республика Карелия;

Республика Крым;

Республика Татарстан;

Нижегородская область;

Город Севастополь.

Хотя налоговые каникулы во многих регионах действуют с 2015 года, статистика по числу выданных патентов с нулевой ставкой на сайте ФНС предоставлена только за 2016 год (таблица 7).

Таблица 7.

Количество выданных патентов на право применения ПСН в 2016 г.

Наименование показателей

всего патентов

в том числе: патентов с налоговой ставкой 0%

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

321606

10112

в том числе:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

131339

3394

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

12423

278

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

6594

107

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

75609

177

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

44101

3652

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

26200

965

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

15846

1071

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

9494

468

Источник: ФНС РФ[8]

Как следует из таблицы 7, количество патентов с нулевой налоговой ставкой составляет чуть более 3% от общего числа приобретенных патентов. Низкая востребованность льготного налогообложения объясняется, прежде всего, узким перечнем видов деятельности, облагаемых по налоговой ставке в размере 0%, а также требованиями, предъявляемыми к индивидуальным предпринимателям: они должны быть зарегистрированы впервые после вступления в силу региональных законов о введении налоговых каникул в субъектах Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, с каждым годом растет количество ИП, использующих ПСН (таблица 8).

Таблица 8.

Количество ИП и количество приобретенных патентов в Российской Федерации в 2013-2016 гг.

Показатель

2013

2014

2015

2016

Количество патентов (шт.)

88688

122098

182198

321606

Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (чел.)

нет данных

99037

182 198

243 671

Источник: ФНС РФ[9]

Так, например, в 2016 г. количество ИП применяющих ПСН по отношению к 2014 году выросло в 2,46 раза, а рост количества выданных патентов за тот же период времени составил в 2,63 раза.

Растущая популярность патентного налогообложения обусловлена изменениями в законодательстве, которое регулирует этот специальный режим.

До 2015 года регионом для патентной системы налогообложения признавался субъект Российской Федерации. Федеральным законом № 244-ФЗ от 21.07.2014 г. в ст. 346.45 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 2015 год регионом для применения патентной системы является муниципальное образование, за исключением патентов на развозную (разносную) розничную торговлю и автоперевозки. Таким образом, субъекты смогли провести дифференциацию действия патента по городам региона: в крупных городах регионов стоимость патента можно установить выше, а для небольших поселений стоимость патента установить дешевле. Но это новшество привело к тому, что действие патента ограничено территорией одного муниципального образования, и для работы в другом муниципальном образовании того же региона следует приобретать новый патент.

С 01.01.2015 года изменен порядок уплаты налога:

- в случае если патент приобретен на срок до 6 месяцев, то он подлежит уплате в размере 100% в срок не позднее срока его действия;

- в случае если патент получен на срок от 6 мес. до 1 года, то налог подлежит уплате в размере:

- 1/3 суммы патента в срок не позднее 90 календарных дней сначала действия приобретенного патента;

- 2/3 суммы патента в срок не позднее окончания срока действия приобретенного патента.

До 2015 года порядок оплаты был следующий:

- в случае если патент был получен на срок до полугода, то патент подлежал оплате в размере 100% в срок не превышающий 25 календарных дней с начала его действия;

- в случае если патент получен на срок от полугода до года, то патент подлежал оплате в:

в размере 1/3 в срок не превышающий 25 календарных дней с начала его действия;

в размере 2/3 в срок не превышающий 30 календарных дней до момента окончания налогового периода.

С 01.01.2016 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ перечень видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ПСН был расширен (с 47 видов до 63 видов).

С 01.01.2017 года утратил силу абз.3 п.6 ст.346.43, который предусматривал утрату права на применение ПСН в случае несвоевременной оплаты патента.

В этом случае предприниматель терял право на применение патента с начала его действия, и за соответствующий период ему приходилось пересчитывать налоги по общему режиму налогообложения, а уплаченную стоимость патента он мог учесть в счет уплаты НДФЛ.

С 01.01.2017 г. одно из оснований для отказа в выдаче налоговым органом индивидуальному предпринимателю нового патента - недоимка по патенту.

Таким образом, изменения в федеральном законодательстве направлены на стимулирование индивидуальных предпринимателей к покупке патентов. Налог, уплачиваемый при применении ПСН, в полном объеме поступает в местные бюджеты. В связи с этим региональные и муниципальные органы власти также заинтересованы в развитии этой системы налогообложения на своих территориях.

 

[1] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

[2] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77 Дата обращения 21.03.2017г.

[3] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77 . Дата обращения 21.03.2017г.

[4] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77 . Дата обращения 21.03.2017г.

[5] Департамент экономической политики и развития города Москвы. Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www. //depr.mos.ru/presscenter/news/detail/5190663.html. Дата обращения 31.03.2017г.

[6] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.

[7] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.

[8] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.

[9] Электронный ресурс. Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn77. Дата обращения 21.03.2017г.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.12.2017)
Просмотров: 292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%