Для перспективы развития практики применения ПСН в России дополнительно можно дать следующие рекомендации:
– расширить перечень видов деятельности, в рамках которых возможно применение специального налогового режима - патентной системы налогообложения;
– снизить в два раза максимальный размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода при осуществлении деятельности в рамках использования патентной системы налогообложения (с 1 000 тыс. руб. до 500 тыс. руб.);
– установить возможность уплаты самозанятыми гражданами стоимости патента и платежей по страховым взносам по принципу «одного окна» одновременно c их регистрацией в качестве ИП;
– предоставить всем регионам право самостоятельно снижать налоговую ставку до 4 %;
– дать возможность применения ПСН, не только для индивидуальных предпринимателей, но также и для юридических лиц;
– целесообразно предусмотреть возможность дифференциации размера налоговых ставок для различных сфер бизнеса.
В виде дополнительных мер направленных на развитие малого бизнеса предлагается предоставить право уменьшить размер налога лицам, использующим патентную систему налогообложения, на сумму страховых платежей, подлежащих уплате[1].
Кроме того, предлагается распространить возможность применения ПСН на все виды предпринимательской деятельности, исключая только те, в отношении которых установлен запрет в Налоговом кодексе, предоставив субъектам Российской Федерации полномочия по определению конкретных перечней видов деятельности применяемых на своей территории.
По мнению Хромылева Т.С.,Сергиенко Н.С.,Соколова А.А. эффективность применения ПСН зависит от множества факторов, таких как:
- стоимость патента;
-соотношение размера потенциально возможного дохода, установленного законодательным актом, и налогооблагаемых доходов ИП в данном регионе. Если цена патента окажется выше, чем сумма налогов по другим специальным режимам налогообложения, предприниматель скорее всего откажется от приобретения патента.
Патентная система налогообложения – самый молодой режим, который следует реформировать. Например, дифференциация дохода в зависимости от количества наемного персонала может привести к намерению индивидуального предпринимателя-работодателя к отказу от официального трудоустройства сотрудников. Различные виды дифференциации возможны в отношении различных категорий налогоплательщиков, например для микропредприятий с небольшим доходом и для индивидуальных предпринимателей с высокими доходами.
Кроме того, совершенствуя патентную систему целесообразно учитывать следующие рекомендации:
– данный специальный режим должен стимулировать рост доходов ИП, способствуя его постепенному переходу на общий режим налогообложения по ходу роста масштабов его бизнеса;
– в рамках данного спецрежима должно предусматриваться налоговое стимулирование общественно значимых видов деятельности, стимулирование к внедрению инноваций, а также к созданию новых технологий и инновационных продуктов;
– патентная система налогообложения должна основываться на балансе интересов как государства, так и налогоплательщика.
Дополнительно можно отметить, что с 01.07.2018 г. индивидуальным предпринимателям-плательщикам ПСН, вменена ранее отсутствовавшая обязанность по использованию онлайн-ККТ, при осуществлении наличных денежных расчетов, а также с использованием платежных карт за товары, работы и услуги. Новые онлайн-кассы предназначены для передачи чеков в режиме реального времени в контролирующие органы.
Использовать можно как новые кассовые аппараты, так и модернизировать имеющиеся. В таблице 21 приведем примерные затраты на введение онлайн кассы и расходов на ее обслуживание.
Таблица 21.
Расчет затрат на онлайн кассу
Перечень расходов
Примерная стоимость, руб.
Модернизация ККТ
12000 - 22000
Покупка новой ККТ
24000 – 48000
Регистрация онлайн-ККТ в налоговых органах
2000 – 3000
Регистрация онлайн-ККТ в налоговых органах при наличии электронной подписи
Безвозмездно
Абонентская плата операторам за обслуживание
3000 - 4000
Таким образом, приобретение новой онлайн кассы и прочих расходов, связанных с ее регистрацией и обслуживанием обойдется ИП от 29000 руб. до 55000 руб., а модернизация старой ККТ - от 17000 до 29000 руб.
Следует отметить, что на сегодняшний момент в Госдуму внесен законопроект для снижения издержек на приобретение кассовых аппаратов, предпринимателям, использующим патентную систему, позволяющую бизнесменам применить налоговый вычет равный сумме расходов на покупку онлайн-ККТ, однако сумма вычета будет ограничена суммой 18 тыс. руб. за один ККТ.
Судя по приведенным расчетам, полная компенсация издержек предпринимателя, возможна только при наличии модернизированного кассового аппарата, с учетом того, что в настоящее время ИП освобождены от применения ККТ, то подавляющее большинство предпринимателей навряд ли имеют в наличии кассовый аппарат, поэтому минимальная сумма затрат на онлайн кассу составит 29000 руб. Таким образом, сумма компенсация, предусмотренная законопроектом, не покроет затраты предпринимателей.
В заключение можно сделать вывод, что патентная система налогообложения – самая молодая из налоговых систем в Российской Федерации, а потому это самый активно развивающийся спецрежим. Данная система налогообложения применяется сравнительно недавно, и если наши законодатели смогут устранить недостатки патентной системы и расширить сферу ее применения, то данный режим налогообложения будет более выгодным и универсальным для всех налогоплательщиков и станет новым импульсом в развитии малого предпринимательства, а также будет способствовать увеличению доходов местных бюджетов.
[1]Проект основных направлений налоговой политики на 2017-2019 Министерства финансов РФ// Официальный сайт Министерства финансов РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/12/main/ONNP_2017-2019_razmeshchenie.pdf
|