Как уже говорилось, международные сделки в основном заключаются между двумя или более сторонами, и по своей сути они являются основным фундаментом международной торговли. В период глобализации страны пытаются стандартизировать и объединить в одну систему различные виды международных торговых операций, которые подразумевают необходимость применения разных по своей структуре методов и средств правового регулирования. На данный момент международная торговля является одной из нескольких отраслей, в которой была проработана унификация различных коллизионных норм (это нормы, под которыми понимается право, регулирующее таких отношения, в которых присутствует минимум один иностранный субъект). Этот факт можно объяснить тем, что страны пытаются как можно более эффективно сотрудничать друг с другом в области торговли.
Рассматривая юридическую базу, регулирующую международные торговые операции, можно выделить два вида правовых норм:
Правила, которые несут в себе юридическую силу
Правила, за которыми субъекты признают юридическую силу
Обычно данные предписания формируются в международных договорах, а также в положениях, конвенциях, которые принимаются международными организациями, а позднее становятся нормами международного права.
Особенность заключается в том, что они не создаются путем долгой практики международной торговли, а признаются в результате признания предшествующих им нормативных актов.
Рис.1. Правовые нормы, регулирующие международные операции
Основные различия между этими видами норм лежат только в процессе их создания, другие же их характеристики совпадают.
Рассматривая международные правовую базу, регулирующую торговые операции, необходимо в первую очередь обратиться к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 года. Данная конвенция была принята в городе Вена, и являлась значительным шагом в попытке сближения стран в области торговли, о чем говорит то, что ее положения актуальны до сих пор, и число участников на 2015 год, подписавших Венскую конвенцию, составило 83 страны, включая Российскую Федерацию.
Конвенция состоит из четырех частей, которые направлены на унифицирование правил международной торговли. Все положения данной Конвенции являются обязательны для всех стран – участниц, но вместе с тем она оставляет право государствам при подписании соглашения сделать оговорку об отказе выполнения отдельных положений. Но если оговорка не была указана, то Конвенция должна быть принята в полном объеме.
Также Венская Конвенция имеет важную роль для нормативно – правового регулирования в сфере международных торговых операций, так как она определяет права и обязанности субъектов сделки, устанавливает положения о нарушениях договора, расторжениях договора или приостановлении выполнения обязанностей сторон. Кроме того, Конвенция предусматривает через специальные положения случаи об освобождении от ответственности. Сторона может не исполнить обязательство и не понести за это никаких наказаний только в том случае, если она сможет доказать, что данное неисполнение было вызвано внешним препятствием, и сторона не смогла преодолеть его. Не менее важную роль играют и положения, которые определяют требования к качеству товара (при условии того, что данный аспект не рассмотрен в международном договоре).
Перейдя к Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров в Нью-Йорке, которая была подписана в 1974 году, можно отметить, что Россия не принимала в ней участие. Данная Конвенция определила четырех летний срок исковой давности по всем требованиям как продавцов, так и покупателей, который не при каких обстоятельствах не может быть изменен субъектами сделки.
Говоря об юридической базе, регулирующей отношения в сфере международных торговых операций, нельзя не упомянуть обычаи международной торговли. Они не имеют юридической силы, и могут быть применены только при обоюдной воле сторон определенной международной сделки. Разработкой данных обычаев занимаются различные организации (как национальные, так и международные). Основную роль в формировании обычаев в международной торговле играет Международная торговая палата. Она была создана в 1990 году, и в настоящее время включает в себя более тысячи предприятий из 140 стран. Основной целью Международной торговой палаты является решение вопросов о разработке единых правил и стандартов ведения предпринимательской деятельности, а также решение проблем либерализации международной торговли.
Европейская экономическая комиссия ООН была учреждена Экономическим и Социальным Советом ООН для укрепления взаимосвязей между странами, входящими в европейский регион и другими странами. Эта комиссия ответственна за проведение большого числа мероприятий ООН в области экономики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции. Также ЕЭК ООН упрощает заключение международных договоров и стимулирует государства к интеграции на мировом рынке.
Комиссия ООН по праву международной торговли начала свое функционирование с 1968 года, и первоначально перед ней стояла задача в устранении различных препятствий, стоящих перед субъектами международной торговли. Данная комиссия занимается разработкой правил и норм для проведения международных операций, под ее руководством было сформировано большое количество рекомендаций по ведении международной торговли, были приняты типовые правила и законы, а также введены унифицированные нормы международного права.
Анализируя правовое регулирование международной деятельности Российской Федерации, можно выделить несколько основных нормативных актов. В 2003 году в нашей стране был принят Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который «применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[1]. В данном законе основное внимание уделено созданию благоприятных условий для РФ на международном рынке. Также в нем раскрываются основные принципы государственного регулирования в области торговой политики, обозначаются полномочия федеральных органов РФ и устанавливаются основные понятия, связанные с внешней торговлей. Вообще, в правовом регулирование международных торговых операций участвуют практически все отрасли публичного права, такие как: таможенное право, финансовое право, а также его под отрасли: налоговое, валютное. Конечно, данные нормативно-правовые нормы регулируют только самые основы торговых операций, а основные условия заключены именно в международных договорах. Но вместе с тем стороны обязаны следовать данными нормами, так как в противном случае сделки могут быть призваны недействительными и исполнение прав и обязанностей будет невозможным.
Не последнюю роль в нормативном регулировании международных сделок играет Гражданское право, которое определяет общие положения о правовых отношениях с участием иностранного субъекта. Например, В Гражданском Кодексе можно найти упоминание о внешнеэкономической сделке, при описании положений о необходимости использования письменных форм договоров, но определение данного понятия не содержится. Проанализируем вырезку из Гражданского Кодекса, Главы 66, Статьи 1186.1:
Рис.2. Вырезка из Гражданского Кодекса о сделках с иностранными элементами
То есть система количество источников, которые регулируют международную торговлю, достаточно много. Вопрос состоит в том, что по сравнению Российским законодательством в данной сфере, Международное торговое право развито намного сильнее, и зачастую приходится пользоваться положениями международных договоров.
В России одной из особенностей регулирования международных торговых операций является распространенность негосударственного регулирования. Это заключается в том, что при проведение международных сделок стороны имеют некую свободу при установлении прав и обязанностей по этому договору. Но следует помнить, что несмотря на наличие гражданского принципа “что не запрещено, то разрешено” существуют некоторые ограничения, например, различные нормы публичного права (Конституционного, финансового и пр.). Как и в иностранных государствах, в России значительная роль принадлежит обычаям международной торговли (которые также не имеют юридической силы).
Нельзя не упомянуть о роли Всемирной торговой организации в усовершенствовании международной торговли. На данный момент в нее входят 162 участника, которые контролирует больше, чем 90 процентов от всей мировой торговли! Главной целью, стоящей перед ВТО, является преодоление препятствий, стоящих перед странами, пытающимися развивать внешнюю торговлю. Большинство правовых норм в области торговли было создано на национальном уровне, и при переходе на мировой уровень государства мало приспособлены к международным требованиям. Поэтому ВТО призвана устранить все проблемы стран в области торговли. В пределах этой организации были созданы комплексы норм, которые являются регуляторами торговых отношений. Кроме правовых норм, этой организацией создаются и неправовые нормы, принимаемыми в резолюциях ВТО.
право регулирует деятельность как государств, так и организаций в области мировой торговли. Оно оказывает влияние на все аспекты экономической деятельности субъектов, и играет важную роль в регулировании международных сделок, что показано на рисунке ниже.
Рис.3. Роль международного права в регулировании международных сделок
Уже на протяжении долгого времени перед ним стоит ряд проблем, связанных с унификацией национального права разных стран, их стандартизация. Но унификация – это постепенный процесс, требующий изменения норм как на мировом, так и на национальном уровне, поэтому данный процесс может продлиться еще много лет.
[1] Федеральный закон РФ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” от 08.12.2003
|