В теории и практике управления и реализацией проектами существует понятие жизненного цикла проекта. Жизненный цикл проекта — это продолжительность времени от начала реализации проекта до его полного завершения (ликвидации). Он подразделяется на фазы, фазы — на стадии, а стадии — на этапы. Принципиально жизненный цикл любого проекта, связанного с осуществлением капитального строительства, состоит из четырех фаз:
1) прединвестиционная;
2) инвестиционная;
3) эксплуатационная;
4) ликвидационная.
На пред инвестиционной фазе производятся: [22, c. 147]
- сбор исходных данных по проблеме, анализ существующего положения и определение потребности в осуществлении проекта;
- определение целей проекта, задач, результатов, основных требований к нему, определение имеющегося ресурсного обеспечения проекта и имеющихся ограничений в условиях его осуществления;
- разработка технико-экономического обоснования и оценка риска проекта;
- определение и сравнительная оценка альтернатив; разработка рабочего проекта, экспертиза проектных предложений; утверждение концепции и технико-экономического обоснования; разработка бизнес-плана проекта;
- проведение подрядных торгов на выполнение работ по проекту;
- заключение договоров подряда на выполнение работ и договоров на поставку оборудования.
В период инвестиционной фазы реализации проекта производятся:
• инженерные изыскания;
• подготовка к строительству (отвод или освобождение земельного участка или территории под застройку, предоставления фронта работ для проведения реконструкционных работ, организация строительной площадки и др.);
• детальное проектирование строительства или реконструкции, технического переустройства зданий и сооружений;
• производство строительно-монтажных работ;
• пусконаладочные работы;
• пробный выпуск продукции и приемка объектов в эксплуатацию.
Фаза эксплуатации охватывает период, в течение которого в соответствии с реализуемым проектом производятся соответствующая продукция, товары, оказываются производственные, бытовые и другие услуги и т. д. [10]
Ликвидационная фаза — это период ликвидации созданного производства по выпуску продукции, оказанию услуг в связи с переходом на выпуск другой продукции, невостребованностью производимой продукции, услуг и по другим причинам.
С позиции строительных организаций они участвуют в осуществлении инвестиционных проектов в основном на инвестиционной фазе. Ликвидационную фазу можно разбить на следующие стадии:
• стадия проектирования и подготовки к строительству (разработка рабочих чертежей, отвод и освобождение земельного участка под застройку или освобождение существующих зданий и сооружение под их расширение, реконструкцию, модернизацию, апитальный ремонт, а также организация строительной площадки и строительного хозяйства и др.);
• стадия процесса строительства и производства строительно-монтажных работ;
• стадия сдачи объектов в эксплуатацию и завершения строительства (проведение пусконаладочных работ и испытаний систем, подготовка исполнительной документации и предъявление объектов к приемке, сдача объектов заказчику, освобождение строительной площадки, реализация оставшихся ресурсов, разрешение споров по выполнению работ и взаимным финансовым расчетам и др.). [11, c. 174]
Характер строительных проектов, их класс, масштаб, а также условия осуществления в значительной степени влияют на организацию и осуществление процесса управления их реализацией.
Участники реализации строительных проектов. Участниками реализации инвестиционных и других проектов являются:
- инвестор;
- заказчик (застройщик);
- руководитель проекта;
- проектные организации;
- подрядные строительно-монтажные (проектно-строительные) организации;
- предприятия и организации — поставщики технологического и другого оборудования.
Эти субъекты являются участниками процесса проектирования и строительства в общем процессе реализации и осуществления инвестиционных проектов.
Инвестор — юридическое или физическое лицо, вкладывающее свои денежные средства и другой капитал в осуществление инвестиционного проекта по строительству и созданию нового или по реконструкции, расширению, модернизации существующего предприятия, производства, отдельного объекта (объектов).
Заказчик (застройщик) - конкретная организация - будущий пользователь и владелец создаваемых вновь, реконструируемых, расширяемых, модернизируемых или капитально отремонтированных предприятий, производств, отдельных зданий и сооружений и их комплексов. Заказчик в соответствии с задачами и интересами инвестора, его решениями по масштабу инвестиционного проекта организует его осуществление, заключает контракты на проектирование и строительство с проектными и строительно-монтажными организациями, на поставку оборудования с предприятиями и организациями-поставщиками, обеспечивает организацию финансирования, проектирования и строительства, организует проведение пусконаладочных работ, набор и подготовку эксплуатационных кадров, а затем осуществляет эксплуатацию созданных, модернизированных, отремонтированных предприятий, производств, объектов. [14]
Заказчик и инвестор могут являться одним лицом или выступать как самостоятельные юридические лица. Во втором случае между ними заключается договор, в соответствии с которым инвестор поручает соответствующей организации выступить в качестве заказчика при организации проектирования, строительства и подготовке объектов или создаваемых производств к эксплуатации. Инвестор может также учредить новую организацию для выполнения функции заказчика и будущего эксплуатационника создаваемых объектов, предприятий, производств.
Руководитель проекта (проект-менеджер) — юридическое или физическое лицо, которому по договору заказчик и инвестор делегируют полномочия по реализации инвестиционного проекта. Руководитель проекта создает команду проекта, которая под его руководством и с его непосредственным участием планирует, координирует и контролирует работу всех других участников инвестиционного проекта. Именно руководитель проекта в своей работе использует методологию управления проектами.
Проектные организации организуют выполнение изыскательских работ и разрабатывают проектную документацию, необходимую для реализации инвестиционного строительного проекта. Как правило, заказчик заключает генеральный договор на проектирование с одной организацией, специализирующейся на проектировании предприятий и производств соответствующих отраслей производства или услуг. [12, c. 178]
Данная генеральная подрядная организация по проектированию (генпроектировщик), как правило, для разработки отдельных частей проекта привлекает другие проектные организации на правах субподряда (Субпроектировщиков). Всю ответственность за разработку проектной документации перед заказчиком при этом несет генпроектировщик.
Для осуществления строительства и организации подготовки к сдаче предприятий, производств, отдельных зданий, сооружений, их комплексов заказчик заключает договор генерального подряда с генеральной подрядной строительно-монтажной или проектно-строительной организацией (генподрядчиком). Указанные организации на правах субподряда для выполнения соответствующих работ вправе привлекать другие специализированные подрядные организации (субподрядников).
Предприятия и организации — поставщики технологического и другого оборудования выполняют все работы по комплектации оборудования и организации его отгрузки в адрес потребителя-заказчика с действующими положениями по договорам поставок.
Успешность реализации инвестиционных проектов в целом и их проектных и строительно-технологических циклов во многом определяется не только качеством работы и исполнительностью непосредственных участников проектов, в значительной степени она зависит от окружения проекта.
Окружение строительных проектов. В теории и практике проект-менеджмента под окружением проекта понимается внешняя и внутренняя среда его осуществления. Внешнюю среду проекта принято подразделять на ближнее и дальнее окружение.
Ближнее внешнее окружение проекта — это непосредственная среда, в которой он осуществляется. Если, например, на существующем предприятии или в организации реализуется проект по реконструкции какого-либо производства, строительству или реконструкции отдельного объекта, причем хозяйственным способом, то ближайшим для него окружением, средой реализации будет существующая инфраструктура предприятия, организации, имеющаяся систему материального снабжения, общую систему административного руководства, систему финансового обеспечения и др. При строительстве объектов подрядным способом силами подрядных строительно-монтажных организаций к ближайшему окружению проекта помимо инфраструктуры заказчика относятся инфраструктура подрядчика, его система материально-технического обеспечения, общая система управления и хозяйствования. [15, c. 22]
К ближнему внешнему окружению относятся также факторы экономической освоенности территории, где осуществляется строительство, развитости транспортной сети, средств связи, а также природные факторы.
К дальнему внешнему окружению проекта относится в наибольшей степени общая экономическая среда в государстве и на территории, где осуществляется строительство и реализуется инвестиционный проект. К конкретным факторам внешней среды здесь относятся действующее хозяйственное законодательство, действующая налоговая система, кредитная политика, состояние финансового рынка, рынка строительных услуг.
Ближнее и дальнее внешнее окружение проектов существенно влияют на ход и результативность их осуществления. Причем чем крупнее и масштабнее проект, больше продолжительность его осуществления, тем влияние дальнего окружения на него выше.
Внутреннюю среду проекта составляют конкретные условия его осуществления, которые создаются непосредственными его исполнителями, командой управления. В нее входят общая принятая система организации, стиль и методы управления проектом, информационное и нормативное обеспечение процесса управления и др.
Управление строительными проектами предполагает реализацию работ по исполнению следующих функций:
- планирование, состоящее в определении технологических этапов и комплексов строительно-монтажных работ, сроков их выполнения и потребных для этого материальных, технических и трудовых ресурсов;
- организация, состоящая в определении исполнителей работ, разработке и организации функционирования системы их материально-технического обеспечения;
- контроль за ходом работ, состоящий в сравнении плановых параметров выполнения работ по объему и составу с фактическими и выработке корректирующих воздействий. [17]
Методологическую основу управления проектом и его реализации составляет планирование и контроль хода работ по вехам. Суть этой методологии состоит в структурном разбиении всего объема подлежащих выполнению работ на комплексы, результатом которых является промежуточная конечная строительная продукция, открывающая фронт работ последующим исполнителям, в установлении последовательности и продолжительности их выполнения с учетом технологических и организационных зависимостей и в определении критических работ, определяющих срок реализации проекта. Результатом этих процедур является построение логической структуры проекта в виде укрупненного сетевого графика, линейной диаграммы Г.Л.Ганта и реже в виде циклограммы. В соответствии с указанной логической структурой проекта производятся выполнение работ по времени, их материально-техническое обеспечение, осуществляется контроль выполнения.
Процесс планирования строительного проекта является непрерывным. Он начинается до начала работ и продолжается в ходе осуществления проекта и внесения в него изменений, обусловленных различными причинами. Ими могут быть не только сбои в выполнении намеченных планов, но и возможные внесения изменений в проектные решения как по инициативе заказчика, так и по инициативе подрядчика.
В общем виде при управлении проектами разрабатываются следующие планы их реализации:
концептуальный план, определяющий общие контуры и общую схему выполнения работ по очередям и пусковым комплексам стройки. Он разрабатывается при реализации только очень крупных проектов;
комплексный укрупненный план-график реализации проекта;
детальные текущие планы производства работ.
Исходными данными для разработки плана реализации проекта являются требования договора подряда, данные о наличных производственных мощностях подрядных организаций — участников проекта, о наличии технических и материальных ресурсов, а также нормы потребности и стоимости производственных ресурсов.
Последовательность при разработке календарных планов производства работ по проекту следующая: [13, c. 198]
- разработка общей концепции и определение конечной цели проекта;
- построение структурной схемы разбиения работ;
- определение исполнителей комплексов и технологических этапов работ;
- определение основных вех, определяющих создание промежуточной законченной проектной или строительной продукции и открывающих фронт работ последующим исполнителям;
- разработка организационно-технологической модели выполнения работ по проекту в соответствии с принятой структурой их разбиения и прикрепления к организациям-исполнителям;
- составление исходного опорного календарного плана производства работ;
- анализ календарного плана и его корректировка по ограничениям на имеющиеся производственные ресурсы;
- анализ календарного плана на соответствие ограничений по финансовому обеспечению производственного процесса и его корректировка.
Кроме основных принципиальных шагов и действий по планированию осуществляются и другие. Так, между основными вехами, определяющими этапы выполнения намеченного плана, могут быть предусмотрены меньшие вехи, определяющие результаты работы отдельных участников. Кроме того, по мере выполнения плана, появления сбоев, новых обстоятельств руководству проекта приходится возвращаться к основам первоначального плана, вносить в него соответствующие коррективы.
|