Комплексное благоустройство городских территорий - это совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды.
Появление потребности в управлении, как относительно самостоятельной функции, обусловлено развитием общественного разделения труда. Сектор услуг благоустройства, как и всякое иное специфическое производство, объективно нуждается в управлении.
Управление представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов на муниципальный сектор благоустройства муниципального хозяйства с целью ее ориентации на удовлетворение потребностей людей в услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемого уровня прибыльности.
Качество управления в решающей степени предопределяет как результаты работы сектора благоустройства, так и выбор путей, средств их достижения. Немаловажна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг в содействии росту эффективности общественного производства посредством создания условий, высвобождающих время населения и благоприятствующих высокопроизводительному труду.
Управление муниципальным сектором благоустройства включает:
Выявление потребностей и интересов людей в оказании услуг;
Определение целей обслуживания населения, рыночного распределения ресурсов;
Организация кооперированного труда работников, оказывающих услуги.
Оно базируется на знании теории и практики экономики, философии, государственного строительства и права, психологии, этики, эстетики и других наук, но имеет свою специализированную направленность. Особо важное и все возрастающее значение в управлении процессом обращения и производства услуг играет знание работниками данной сферы социальной психологии, этики отношений между людьми, принятой в цивилизованном обществе.
Поэтому качество управления муниципальным сектором благоустройства, степень удовлетворенности людей услугами и эффективность работы всей системы сервиса во многом определяются уровнем культуры работников.
В сфере городского благоустройства перед органами местного самоуправления стоят следующие задачи.
– организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
– создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
– организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
В настоящее время объектом управления в сфере благоустроительных услуг являются муниципальный сектор благоустройства местного хозяйства с трудовыми коллективами и отдельными лицами, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производства и обращения услуг.
Для формирования условий конкурентного рынка объектом регулирования в сфере благоустройства может выступать межотраслевой благоустроительный комплекс.
Благоустроительный комплекс – это совокупность географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ним организаций разных форм собственности, действующих в сфере благоустройства.
По мнению Е.В. Песоцкой, «под комплексом следует понимать систему, характеризующуюся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами и повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде». При этом предполагается, что в процессе благоустройства города создаются преимущественно общественные блага, характеризующиеся конкурентоспособностью и неделимостью. В частности, таковыми являются:
- озеленение городских территорий;
- уборка мусора и его утилизация;
- благоустройство и ремонт дорог и тротуаров;
- освещение улиц.
Определяя объектом управления благоустроительный комплекс, важно учитывать, что такие комплексы несут ответственность не только за собственную прибыльность, но и за социально-экономические процессы в муниципальном образовании, то есть имеют сильно выраженную социальную составляющую в оценке их эффективности.
Благоустроительный комплекс можно характеризовать:
как систему, так как благоустроительный комплекс есть сочетание разнофункциональных и разнокачественных объектов (природной среды, социально-бытовых объектов, производственно-технических элементов, организационных компонентов), имеющих упорядоченные взаимосвязи, придающие сочетанию объектов такие качества как целостность (то есть приобретение сочетанием объектов новой функции — создание среды обитания человека, ориентированной на удовлетворение его потребностей), автономность (то есть стремление к внутренней упорядоченности элементов, темпов и пропорций их развития);
как устойчивую систему (то есть стремление элементов к такому развитию, которое обеспечит наиболее высокие качества среды обитания, наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей);
как сложную систему, так как ее отдельные элементы сами по себе представляют системы;
как большую систему, так как в процессе социально-экономического развития благоустроительного комплекса, безусловно, возможно возникновение структур и качеств, которые трудно или невозможно предвидеть
Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий, решение определенных задач. Основными задачами благоустройства являются:
– привлечение инвестиций в инфраструктуру и коммунальное хозяйство, в жилищное строительство;
– упорядочение земельных отношений и правил оборота недвижимости;
– предвидение и предупреждение негативных общественных последствий социального и имущественного расслоения города;
– планомерный контроль экологической ситуации в городе.
Система благоустройства и озеленения муниципального образования – это система принятия решений, направленных на социально-экономическое, экологическое, инженерное и архитектурно-планировочное решение территории муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года (в ст. 14–16), к вопросам местного значения относятся:
– организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
– создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
– организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
Основные виды деятельности органов местного самоуправления в области благоустройства: прогнозирование, программирование, проектирование.
Прогнозная деятельности в сфере благоустройства – это результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения. Общей целью прогнозирования является создание необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений и разработка этих решений в виде вариантов, моделей, стратегий. Прогнозирование является средством получения необходимого общего представления о возможных или желаемых путях и параметрах развития. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных градостроительных прогнозов.
Классификация объектов прогнозирования в благоустройстве:
– город как сложная динамическая система;
– отдельные подсистемы города, идентифицированные по отраслевому, функциональному или структурному признаку;
– отдельные территориальные образования города.
Задачи прогнозирования:
– принятие административных решений в области городского развития;
– выработка градостроительной, жилищной и инвестиционной политики;
– разработка предложений по системам городского управления;
– разработка предложений для составления целевых муниципальных программ в области городского планирования и благоустройства;
– разработка предложений для разработки градостроительной проектной документации.
План стратегического развития города разрабатывается с учетом документов градостроительного и экономического прогнозирования территориального развития города.
Основным документом прогнозирования является долгосрочная стратегия градостроительного развития города, которая разрабатывается органами местного самоуправления на срок 25–30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы, Советом муниципального образования.
В настоящее время очень распространена практика принятия муниципальных целевых программ по благоустройству территории.
Целевая программа – это комплекс мероприятий, направленных на достижение четко очерченной градостроительной цели, имеющей социальное, культурное, экономическое и техническое измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема необходимых финансовых и иных ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий.
Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются в соответствии с утвержденным планом первоочередных мероприятий реализации генерального плана развития города, либо на основе документации градостроительных и экономических прогнозов и принимаются представительным органом местного самоуправления. Финансирование программ по благоустройству производится из средств местного бюджета по соответствующему разделу доходной части в пределах, утвержденных на очередной финансовый год. Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются на срок от 1 до 5 лет [].
Обязательными являются следующие виды муниципальных программ:
программа по улучшению жилищных условий граждан города с учетом сноса ветхого и фенольного жилья, а также строительства нового жилого фонда; программа по озеленению городских территорий;
программа по размещению рекламы и визуальной информации;
программа ночного освещения города;
экологическая программа;
программа по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, основными направлениями благоустройства и озеленения городской территории являются:
– деятельность по территориальному планированию, направленная на создание условий для устойчивого социально-экономического развития города;
– создание системы управления земельными ресурсами и недвижимостью, улучшение инвестиционного климата;
– развитие жилищного строительства всех форм собственности;
– организация систем инженерной и транспортной инфраструктур, озеленение городской территории, а также обеспечение условий экономии ресурсов;
– создание условий для обеспечения населения сферой социальных услуг (в т.ч. обеспечение малоимущих жильем), объектами спортивного, культурного и бытового обслуживания, образования и здравоохранения;
– охрана окружающей среды, сохранение культурного наследия, предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, сфера благоустройства относится к числу важных объектов муниципального управления и характеризуется разнообразными видами деятельности и значительным разнообразием предоставляемых благ и услуг. Её функционирование и развитие осложняется наличием многих острых проблем, в числе которых - имущественные, управленческие, экономико-организационные, финансовые, экологические и другие.
Успешное решение данных проблем возможно лишь на пути упорядочения управленческого процесса и формирования эффективной системы управления с учётом особенностей данной сферы, повышения ответственности всех его участников, решения имущественных вопросов, формирования конкурентной среды и усиления функций регулирования со стороны муниципального образования.
|