К нормативным документам, регламентирующим порядок учета основных средств бюджетных учреждений относятся:
- Приказ Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н;
- ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402- ФЗ;
- Приказ Минфина России от6 декабря 2010 г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
- Приказ Минфина Российской Федерации от 12.10.2012 № 134н;
- Приказ Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 № 49;
-Приказ Минфина Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 174н.
В качестве основных средств принимаются к учету материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг).
Материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования. Группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренные настоящей Инструкции (недвижимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации.
Согласно инструкции № 157н, утвержденная Приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 основные средства классифицируются (рисунок 1):
Рисунок 1- Классификация объектов основных средств.
Для учета операций с основными средствами применяются следующие группировочные счета:
010110000 «Основные средства недвижимое имущество учреждения»;
010130000 «Основные средства иное движимое имущество учреждения»;
010140000 «Основные средства предметы лизинга».
Для учета операций с основными средствами применяются следующие счета аналитического учета:
010111000 «Жилые помещения недвижимое имущество учреждения»;
010112000 «Нежилые помещения недвижимое имущество учреждения»;
010113000 «Сооружения недвижимое имущество учреждения»;
010115000 «Транспортные средства недвижимое имущество учреждения»;
010118000 «Прочие основные средства недвижимое имущество учреждения»;
010131000 «Жилые помещения иное движимое имущество учреждения»;
010132000 «Нежилые помещения иное движимое имущество учреждения»;
010133000 «Сооружения иное движимое имущество учреждения»;
010134000 «Машины и оборудование иное движимое имущество учреждения»;
010135000 «Транспортные средства иное движимое имущество учреждения»;
010136000 «Производственный и хозяйственный инвентарь иное движимое имущество учреждения»;
010137000 «Библиотечный фонд иное движимое имущество учреждения»;
010138000 «Прочие основные средства иное движимое имущество учреждения»;
010141000 «Жилые помещения предметы лизинга»;
010142000 «Нежилые помещения предметы лизинга»;
010143000 «Сооружения предметы лизинга»;
010144000 «Машины и оборудование предметы лизинга»;
010145000 «Транспортные средства предметы лизинга»;
010146000 «Производственный и хозяйственный инвентарь предметы лизинга»;
010147000 «Библиотечный фонд предметы лизинга»;
010148000 «Прочие основные средства предметы лизинга». [1]
В настоящем времени на основании статьи 165 Бюджетного кодекса РФ, для целей установления Плана счетов бюджетного учета и единого порядка ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управлении государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и 8 территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, приказом Министерством финансов РФ от 30.12.2008 г. Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета. Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры. содержащие обязательные реквизиты и показатели. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения, утверждаются финансовым органом. Финансовым органом, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического учета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации необходимой внутренним пользованием.
Приказом Минфина России от 1 декабря 2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» в редакции приказа 89н от 29.08.2014 (режим правки) установлен порядок отнесения объектов к основных средств.
Одна из форм отчетности бюджетного учреждения - баланс. Его формирование происходит по состоянию на 1 января года следующего за отчетным. Показатели отражаются в балансе в разрезе бюджетной деятельности приносящей доход деятельности и средств во временном распоряжении и итогового показателя на начало года и конец отчетного периода. В графах на начало года показываются данные о стоимости основных средств, обязательств, финансовом результате на начало года, которые должны соответствовать данным граф на конец отчетного периода предыдущего года. В графах на конец отчетного периода показываются данные о стоимости основных средств и обязательств, финансовом результате на 1 января года следующего за отчетным с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключенных оборотов по сетам бюджетного учета.
Так же составляется пояснительная записка, рекомендации, по составлению которой даны в приказе Министерства финансов №128н от 13.11.2008 г.
В бюджетном учреждении поступление основных средств осуществляется в результате приема в эксплуатацию вновь построенных зданий, сооружений и передаточных устройств или работ по реконструкции зданий и сооружений, приобретения их за счет бюджетных и внебюджетных средств, безвозмездного получения от организаций и физических лиц, изготовления хозяйственным способом, а также на условиях долгосрочной аренды.
Актом приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) оформляется поступление каждого объекта основных средств. Объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющий единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы, называется инвентарный объект. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов объединяет один или несколько предметов, смонтированных на общем фундаменте, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Если у одного объекта есть несколько частей с разным сроком полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. [5]
В состав зданий входят все внутренние коммуникации, необходимые для его эксплуатации, в том числе система отопления (включая котельную установку внутри здания, сеть водогазопровода и канализации со всеми устройствами, сеть силовой и осветительной электропроводки с осветительной арматурой, телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства общесанитарного значения, подъемники (лифты)). Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.
В соответствии с распоряжением (приказом) руководителя создается комиссия для приема объектов основных средств. Акт приемки, утвержденный руководителем учреждения, вместе с технической документацией к объекту передается в бухгалтерию для отражения в регистрах бухгалтерского учета.
К бюджетному учету принимаются объекты основных средств по их первоначальной стоимости, которую на момент приобретения формируют суммы фактических вложений учреждения, а именно суммы (п. п. 23, 47 Инструкции N 157н):
- уплачиваемые поставщику по договору поставки;
- уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
- уплачиваемые за работы, осуществляемые в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам;
- регистрационных сборов;
- таможенных пошлин, сборов;
- вознаграждений, которые уплачиваются посредническим организациям за услуги по приобретению объектов основных средств;
- затрат по доставке объектов основных средств до места их использования;
- фактических затрат, связанных с созданием объекта основных средств (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций);
- других затрат, которые непосредственно связаны с приобретением сооружением и (или) изготовлением объектов основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор, проценты по займам на их приобретение (создание), затраты по договору лизинга.
В сумму фактических вложений не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств.[2]
На группировочных счетах 106.10 «Вложения в недвижимое имущество учреждения», 106.30 «Вложения в иное движимое имущество учреждения» и 106.40 «Вложения в предметы лизинга» формируется первоначальная стоимость объектов основных средств по соответствующему коду вида синтетического счета. На указанных счетах учреждение отражает все затраты, связанные с приобретением основных средств. Сформированная при приобретении основных средств за плату стоимость объекта основных средств списывается с кредита указанных счетов в дебет счета 101.00 «Основные средства».
Принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции N 157н). Поэтому до возникновения права оперативного управления на соответствующее имущество на счете 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения» отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты недвижимого имущества при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, формирующая первоначальную стоимость объекта.
Вместе с тем права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ).
При этом учет объектов недвижимого имущества, введенных в эксплуатацию по окончании их строительства в 1935 - 1997 гг. и находящихся у казенного учреждения на праве оперативного управления, на счете 101.10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения» соответствует принципам полноты отражения имущества в бюджетном учете в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ (Письмо Минфина России от 20.12.2013 N 02-06-010/56519).
Заметим, что отсутствие свидетельства о государственной регистрации при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости не является основанием для неотражения указанного объекта в учете на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (Письма Минфина России от 08.11.2013 N 02-06-10/47867, от 18.04.2014 N 02-06-10/18182).
Напомним, что при размещении заказов на приобретение, создание основных средств казенное учреждение обязано руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Поступление в учреждение основных средств оформляется Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) (Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).
Безвозмездное получение объекта основных средств от учреждения, подведомственного тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также от созданного этим учреждением обособленного подразделения, наделенного полномочиями по ведению бухгалтерского учета (внутриведомственная передача), отражается в бюджетном учете с использованием счета 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств» (п. 7 Инструкции N 162н).
Принимается к бюджетному учету по балансовой стоимости с одновременным отражением суммы ранее начисленной амортизации (п. п. 27, 29 Инструкции N 157н, п. п. 7, 19 Инструкции N 162н) полученный объект основных средств. В извещении (ф. 0504805) передающей стороны указывается информация о стоимости и начисленной амортизацией. Срок полезного использования полученного основного средства учреждение определяет с учетом срока его фактической эксплуатации (п. 44 Инструкции N 157н). Дальнейшее начисление амортизации получающая сторона производит в бюджетном учете в общеустановленном порядке.
Безвозмездная передача объектов основных средств, передача объектов основных средств в доверительное управление может производиться учреждениями, а также созданными ими обособленными подразделениями, которые наделены полномочиями по ведению бухгалтерского учета, в рамках внутриведомственной передачи, учреждениями - в рамках межведомственной, межбюджетной передачи или передачи государственным, муниципальным и другим организациям. Безвозмездная передача по общему правилу осуществляется с разрешения главного распорядителя бюджетных средств (вышестоящего органа), а в отдельных случаях - с разрешения органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом. [7]
Имущество, которое выбыло из эксплуатации в результате принятия в отношении его решения о безвозмездной передаче, до момента его передачи собственнику не подлежит учету в составе основных средств. Вместе с тем в целях обеспечения сохранности указанное имущество, находящееся у учреждения и закрепленное за соответствующим работником, следует учитывать за балансом. Для указанных целей учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета (п. 332 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211).
Следует отметить, что недопустимо отсутствие информации в бюджетном учете об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае отсутствия регистрации прекращения права оперативного управления, а также прекращения в соответствии с государственной регистрацией на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем).
Безвозмездная передача объектов основных средств осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной на объект основных средств амортизации (п. 19 Инструкции N 162н).
Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при безвозмездной передаче основных средств.
Соответствующая отметка о безвозмездной передаче основного средства проставляется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
При проведении инвентаризации нематериальных активов проверяются: – документы, подтверждающие права организации на их использование; – правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Документом, составляемым в ходе инвентаризации, является инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Результатом инвентаризации могут быть соответствие фактических данных и данных бухгалтерского учета, обнаружение излишков нематериальных активов или недостачи, которые отражаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.[27]
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения. Не учтенные ранее нематериальные активы, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости.
|