Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответветствии с Законом об аудиторской деятельности и принятыми во исполнение Закона федеральными правилами, указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности как показано в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Нормативное регулирование аудиторской проверки
Уровень регулирования
Вид и наименование нормативного документа
Область регулирования
Федеральное законодательство РФ
Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Закон об аудиторской деятельности, Гражданский кодекс РФ
Определяют задачи и принципы законодательства. Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ
Постановления Правительства РФ
Определяют положение по аудиторской деятельности
Федеральные правила аудиторской деятельности
Федеральные правила аудиторской деятельности. Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Указы Президента РФ по аудиторской деятельности
Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов, нормы аудита. Устанавливают обще положения по регулированию аудиторской деятельности
Инструкции Минфина России и Центрального банка Российской Федерации по аудиторской деятельности
Нормативные документы министерств и ведомств. Внутренние правила саморегулируемых организаций аудиторов
Регулируют специфические особенности аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский. Регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений.
Внутрифирменные стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, разрабатываемые для детализации правил аудиторской деятельности и международных стандартов, а также методики аудита, разрабатываемые аудиторскими организациями
Внутренние методики аудиторских организаций
Используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг
Внутренний аудит - это по сути внутрихозяйственный контроль за законностью хозяйственных операций предприятия, один из действенных способов контроля за эффективностью деятельности хозяйственных подразделений экономического субъекта. В процессе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией, полученной в ходе внутренней аудиторской проверки, для использования ее при исправлении допущенных недостатков и улучшении работы. Внутренний аудит- это система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит проводится штатными сотрудниками самого предприятия.
Если проводящие внешний контроль аудиторские фирмы и независимые аудиторы наблюдают за развитием общих экономических, социальных, научно- технических тенденций, анализируют их влияние на производственно- финансовую деятельность предприятия, следя за точным исполнением установленных законом норм и требований, то область деятельности специалистов, занимающихся внутрихозяйственным контролем, охватывает обычно текущее, оперативное консультирование по вопросам управления и экономической политики данного конкретного предприятия.
Среди функций внутреннего аудита наиболее значимыми являются:
Проверка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их совершенствованию;
Обеспечение достоверности бухгалтерской и оперативной информации и отчетности;
Проверка соблюдения законов, нормативных актов, учетной политики;
Контроль над отельными элементами структуры внутреннего контроля;
Расследование случает злоупотреблений и др.
И все же главной задачей внутреннего аудитора остается систематический контроль над расходами предприятия и их снижением.
Информация, необходимая аудитору для внутреннего контроля,- это в основном прогнозы продаж, сметы затрат, стандартные нормативные издержки, прогнозы прибылей, программы ввода основных средств и формирования источников финансирования, а также другие данные, которые включаются в общий план контроля за осуществлением хозяйственных операций и позволяют следить за деятельностью участков и цехов, сопоставлять фактические издержки с нормативными и системным, обнаруживать причины упущений в работе и сообщать руководству о результатах проверок.
|