Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной
степени зависят от того, какой доход они ему приносят, в какие активы вложен капитал и каким имуществом располагает предприятие.
Каждый вид размещенного капитала соответствует определенной статье активе баланса, имеющегося в распоряжении предприятия. Можно установить по этим данным:
1) какую часть составляет недвижимость предприятия;
2) какие изменения произошли в активах предприятия;
3) а какую — оборотные средства, в том числе в сфере производства и сфере обращения.
Рассмотрим группировку активов предприятия согласно таблицы 1.1.
Таблица 1.1
Группировка активов предприятия
Внеоборотные активы
Основные средства
Нематериальные активы
Долгосрочные финансовые вложения
Незавершенное капитальное строительство
Оборотные активы
Запасы
Дебиторская задолженность
Краткосрочные финансовые вложения
Денежная наличность в банках
Степень их ликвидности (скорость превращения в денежную наличность)-считается главным признаком группировки статей актива баланса. По этому признаку подразделяются все активы баланса на долгосрочные, или основной капитал, и оборотные активы.
Дебиторский долг, долговременные и кратковременные экономические вложения, валютные ресурсы на счетах в банках могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за его пределами.
Капитал может функционировать в денежной и материальной формах. В период инфляции покупательной способности нахождение средств в денежной форме приводит к понижению их, так как эти статье не переоцениваются в связи с инфляцией.
В связи с уровнем подверженности инфляционным действиям все без исключения заметки равновесия систематизируются в денежные и немонитарные.
Монетарные активы — заметки баланса, отображающие средства и обязательства в нынешней денежной оценке. Поэтому они не подлежат переоценке. К ним относятся денежные средства, депозиты, краткосрочные экономические инвестиции, средства в расчетах.
Немонетарные активы — основные средства, незавершенное капитальное строительство, производственные резервы, незавершенное производство, готовая продукция, товары для реализации. Настоящая стоимость этих активов меняется с течением времени и изменением цен и по этой причине потребуются переоценки.
Расположение средств предприятия содержит весьма большое значение в финансовой деятельности и увеличении ее производительности. От того, какие инвестиции вложены в главные и используемые ресурсы, какое количество их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, в какой степени оптимально их соотношение, в значительной мере зависят результаты производственной и финансовой деятельности, таким образом, и финансовая устойчивость предприятия. В случае если основные производственные мощности предприятия применяются недостаточно полно из-за отсутствия материальных ресурсов, в таком случае отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия и его финансовом состоянии. То же самое происходит, если сформированы излишние производственные резервы, которые не могут быть моментально переработаны на имеющихся производственных мощностях. В результате замораживается основной капитал, тормозит его оборачиваемость и как результат усугубляется финансовое состояние. Даже при хороших финансовых итогах, значительном уровне рентабельности предприятие способно испытывать финансовые трудности, если оно нецелесообразно применяло свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив значительную дебиторскую задолженность.
В анализе применяются следующие виды сопоставлений.
1. Сопоставление фактически достигнутых результатов с сведениями предыдущих периодов.
Здесь сравнивают итоги нынешнего дня с предыдущим, нынешнего месяца, квартала, года с прошедшими. Это предоставляет возможность дать оценку темпам перемен исследуемых показателей и определить тенденции и закономерности формирования экономических процессов.
2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.
Подобное сравнение необходимо для оценки уровня выполнения плана, с целью установления неиспользованных резервов предприятия.
3. Сопоставление с утвержденными общепризнанными нормами расхода ресурсов (использованных материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.).
Подобное сопоставление необходимо для выявления экономии либо перерасхода ресурсов на производство продукции, с целью оценки эффективности их использования в процессе производства и установления утерянных возможностей повышения выпуска продукции и уменьшения себестоимости.
4. Сопоставление с лучшими результатами, т.е. с наилучшими образцами труда, современным навыком, новейшими достижениями науки и техники. Изнутри предприятия ведется сопоставление среднего уровня показателей, завоеванных коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, работников. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности предприятия.
Огромную роль содержит межфирменный сравнительный анализ, в ходе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями основных предприятий, обладающих наилучшими результатами при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такого рода исследование направлено на поиск новых возможностей производства, исследование передового опыта и считается значимым средством определения резервов увеличения эффективности работы предприятия. В особенности огромную роль сравнения имеют сравнения результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.
Межфирменные сравнения проводятся с целью:
- продемонстрировать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и подобных предприятий;
- привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;
- предоставить руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения коррективов в его стратегическую и тактическую политическую деятельность.
Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа – бенчмаркинг. Это система преждевременного предотвращения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в иных отраслях. Он используется в качестве получения информации, которая требуется для поддержания и достижения преимуществ в конкуренции. Бенчмаркинг может помочь осознать суть расхождений среди достигнутыми и запланированными результатами, делает менеджеров наиболее восприимчивыми и чувствительными к необходимости поиска новаций, формирует базу для инновационной деятельности, помогает высшему руководству в оптимизации тактических и стратегических управленческих решений по ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на рынке товаров и услуг.
5. Сопоставление показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми сведениями либо средними по министерству, объединению, концерну и др.
Подобное сопоставление необходимо с целью установления рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, более полной и объективной оценки уровня формирования предприятия, изучение общих и специфических факторов, характеризующих результаты его хозяйственной деятельности.
6. Сравнение параллельных и динамических рядов.
Такое сопоставление применяется в анализе для определения и обоснования формы и тенденции взаимосвязи между разными показателями. С этой целью числа, определяющие один из показателей, следует расположить в возрастающем либо убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются прочие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.
7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач.
Подобное сопоставление дает возможность выбрать наиболее оптимальный из них и тем самым наиболее глубже использовать возможности предприятия. Особенно обширно оно применяется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.
8. Сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.
Подобное сопоставление широко используется при расчете влияния факторов и определении величины резервов.
Существенное требование, которое необходимо соблюдать при анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, так как сопоставлять возможно только лишь высококачественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть обусловлена различными факторами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными преобразованиями, неоднородностью свойства продукта, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д.
Сравнение несопоставимых показателей приведет к неверным заключениям по результатам анализа. Поэтому, прежде чем осуществлять сравнение, необходимо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сопоставляемые показатели приводятся к единой базе согласно перечисленных выше факторов.
Соотносимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, в случае если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины.
В некоторых случаях с целью предоставления сопоставимости показателей применяются регулировочные коэффициенты.
Использование относительных и средних величин в анализе деятельности предприятия.
Абсолютные показатели отображают количественные размеры явления в единицах меры, веса, размера, длительности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели демонстрируют соответствие величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления либо с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту.
Их приобретают в результате разделения одной величины на другую, которая берется за основу сопоставления. Это могут быть данные плана, базового года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов или процентов.
В анализе хозяйственной деятельности применяются различные типы условных величин: пространственного сравнения, планового задания, исполнение проекта, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.
Относительная величина пространственного сопоставления обуславливается сравнением уровней показателей, имеющие отношение к различным объектам, присвоенным за один и тот же период или на один момент времени.
Условная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году либо к среднему его уровню за три - пять предшествующих лет.
Относительная величина выполнения плана – отношение межу фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода, сформулированное в процентах.
Условные величины производительности – это соотношение эффекта с ресурсами или расходами, например, доход на рубль затрат, на рубль выручки, на одного рабочего и др.
В отличие от сопоставления параллельных рядов аналитические группировки наиболее четко отображают связь между исследуемыми явлениями, так как индивидуальные величины показателей заменяются средне групповыми. В результате этого взаимно погашаются различного рода неожиданные отклонения, вызванные неявным влиянием других факторов, по этой причине взаимосвязь выражается наиболее отчетливо.
Балансовый метод предназначен главным образом для отображения соотношений, пропорций двух групп взаимозависимых экономических показателей, результаты которых должны быть идентичными.
Он широко применяется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьём, топливом, использованными материалами, основными средствами производства и т.д., а кроме того при анализе полноты их использования. Устанавливая, например, снабженность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, демонстрируется необходимость в трудовых, а с другой – фактическое их присутствие.
При анализе применения трудовых сопоставляют допустимый фонд рабочего времени с фактическим числом отработанных часов, устанавливают причины сверхплановых издержек рабочего времени.
С целью установления платёжеспособности предприятия применяется платёжный баланс, в котором соотносятся платёжные средства с платёжными обязанностями.
Как вспомогательное средство балансовый метод применяется с целью анализа точности установления воздействия различных факторов на прирост величины продуктивного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая совокупность величины воздействия отдельных факторов обязана соответствовать величине всеобщего прироста результативного показателя. В случае если подобное равноправие отсутствует, то это свидетельствует о недостаточном учете факторов, либо о разрешенных погрешностях в расчетах.
В некоторых случаях балансовый способ используют с целью установления величины воздействия отдельных факторов на увеличение продуктивного показателя. К примеру, если с трех факторов установлено воздействие двух, то воздействие третьего возможно определить, вычтя из всеобщего прироста результативного показателя итог воздействия первых двух факторов.
Эвристические методы относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они применяются в основном с целью прогнозирования состояния объекта в обстоятельствах частичной или полной неопределенности, когда основным источником получения требуемых сведений служит научная интуиция ученых и специалистов, работающих в конкретных областях науки и бизнеса.
Наиболее распространенным из них является метод экспертных оценок. Суть его состоит в организованном сборе суждений и предложений экспертов (специалистов) согласно исследуемой проблеме с дальнейшей обработкой полученных ответов.
Основой данного метода является опрос специалистов. Опрос может быть персональный, совместный, очный, заочный, анонимный и т.д. Организаторы выборочного опроса устанавливают объект и цели экспертизы, выбирают специалистов, проводят проверку их компетентность, анализируют и обобщают итоги экспертизы.
|