Воскресенье, 24.11.2024, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Содержание, задачи и инструменты налогового регулирования

Совокупность законодательных актов, комплекс правовых действий органов власти и управления, т.е. осуществление законодательной деятельности, направленной на регулирование, планирование и контроль государственных доходов, формируют налоговую политику государства, являющуюся частью её финансовой политики. Социально-экономическое общественное устройство государства, социально - общественная направленность действий людей, находящихся во властных структурах, определяют сущность и цели налоговой политики, которые направлены на увеличение и сосредоточение государственных доходов в бюджете страны, улучшение и целенаправленность их использования.

Совокупными задачами налоговой политики являются:

– формирование и сосредоточение в руках правительства части финансовых ресурсов государства;

– формирование возможности для правительства осуществлять регулирование экономическим развитием страны;

– создание возможности у правительства производить перераспределение финансовых ресурсов для сглаживания неравенства в уровнях доходов населения, возникающего в процессе рыночных отношений.

Налоговая политика классифицируется на три типа в зависимости от величины налогообложения:

1. Политика максимальных налогов, предполагающая убеждение - наибольшего, по возможности, взимания налогов. Максимальный уровень налогового обложения (50 %) обусловлен множеством факторов, определяемых в зависимости от ситуации. Повышение налогов, в данном случае, не обеспечивает прироста государственных доходов.

2. Политика разумных налогов проводится в целях обеспечения предпринимательству благоприятных налоговых условий, способствующих их развитию. Однако это может привести к сдерживанию реализации государственных социальных программ, в виду того, что сокращаются поступления в бюджет страны.

3. Налоговая политика, предполагающая довольно высокий уровень обложения, с обеспечением необходимого уровня социальной защиты населения страны. Эти действия налоговой системы могут способствовать развитию инфляционных процессов из-за увеличения в обращении денежной массы.

В странах с развитой экономикой чаще всего применяется совокупность всех трёх типов налогообложения. В Российской Федерации преимущественно используется первый тип налогообложения в комбинировании с третьим.

Налоговая политика, нацеленная на максимальный учёт интересов налогоплательщиков, кроме использования, до недавнего времени, методов управления, контролирования и принуждения, пополнена дополнительными методами, такими как: информирование, консультирование и воспитание.

Организующая и распорядительная деятельность налоговых и финансовых структур, направленная на формирование эффективной системы налогообложения, базирующейся на объективных закономерностях развития, реализуется методом управления.

Функции налоговых и финансовых структур, заключающиеся в доведении до налогоплательщиков информации, необходимой им для исполнения налоговых обязанностей в соответствии с законодательством (уровень процентных ставок, способ их начисления, время выплаты и т.д.) заключаются в методе информирования (пропаганды).

Метод воспитания предполагает проведение разъяснительной работы по толкованию налогоплательщикам необходимости и важности для государства и общества системы налогообложения, формирует у них чувство ответственности за добросовестное исполнение налоговых обязанностей.

Пояснение налоговыми и финансовыми службами налогового законодательства, обязанностей, положений о налогах и сборах, лицам, ответственным за исполнение налоговых действий, применение которых на практике вызывает у них затруднения, обусловливает тип реализации налоговой политики - консультирование.

Льготирование – это процесс предоставления некоторым категориям налогоплательщиков ряда льгот (налоговых послаблений) налоговыми и финансовыми органами. [1]

Деятельность налоговых органов, нацеленная на обеспечение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов, с применением особых способов и методов в целях обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах относится к контролирующим функциям реализации налоговой политики.

Функциональные действия налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей недобросовестными налогоплательщиками путём применения в отношении их мер взыскания налогов и других законодательных мер, обусловлены методом принуждения.

В настоящее время при современном развитии экономики налоги можно рассматривать как меру вмешательства государства в регулирование экономических процессов при одновременном выполнении функции удовлетворения коллективных потребностей общества

Дальнейшее совершенствование взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками должно способствовать устранению административных барьеров, созданию максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.

Налоговое регулирование является одним из методов государственного регулирования экономики в направлении роста экономики страны.

В настоящее время налоги и сборы как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразны по видам. Они делятся на группы по различным признакам и образуют довольно разветвленную совокупность.

Одна из целей создания НК РФ заключалась в обеспечении стабильности налоговой системы страны и обеспечении стимулирования экономического роста производства. Достижение этих целей оказалось более трудной задачей, чем представлялось инициаторам разработки Налогового кодекса. Развитие экономики страны, новые явления в отношениях между налогоплательщиками и государством, смена стадий экономического и политического цикла обусловливают необходимость внесения изменений в НК РФ.

Базовые принципы налоговой системы должны соблюдаться всякой страной для обеспечения стабильного развития. Естественно, что построить систему налогового регулирования, направленную на стимулирование экономического роста представляется нелегкой задачей, решению которой посвящаются огромные усилия государства в течении длительного времени.

Таблица 1. Динамика сумм уплаченных налогов и сумм государственной поддержки

Год

Сумма ЕНВД, подлежащая упла­те, млн руб.

Сумма налога, подле­жащая уплате в связи с применением УСН, млн руб.

Сумма, выделяемая в фе­деральном бюджете на поддержку малого и сред­него предприниматель­ства, млн руб.

Соотношение сумм уплачиваемых налогов с суммой государственной поддержки, руб.

2012

63 374, 172

110 666, 411

3 500

49, 73

2013

64 963, 088

106 170, 571

4 000

42, 78

2014

72 372, 747

130 028, 162

10 000

20, 24

2015

71 066, 758

148 698, 521

16 000

13, 74

2016

79 931, 429

175 284, 093

19 000

13, 43

Проведём анализ поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет в составе налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за период 2015-2016 гг.

Данный анализ представим в виде таблицы 2.

Таблица 2. Анализ поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за период 2015-2016 гг., млрд. руб.

Показатель

Анализируемый период

Отклонения

2015

2016

Абс.

Отн.

Поступило платежей в консолидированный бюджет РФ, всего

10 952

11 322

370

103

из них

Федеральные налоги и сборы

9 872

10 090

218

102

Региональные налоги и сборы

626

721

95

115

Местные налоги и сборы

158

179

21

113

Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (СНР)

295

331

36

112

По результатам анализа налоговые платежи консолидированного бюджета РФ увеличились на 370 млн. руб. или на три процента в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Общий рост поступлений наблюдается по всем платежам в консолидированный бюджет РФ в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Из них поступлений федеральных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ увеличилось на 218 млн. руб. или на два процента. Поступления региональных налогов и сборов произошло на 95 млн. руб. и в 2016 году составило 721 млн. руб. По налогам, предусмотренным СНР, также наблюдается тенденция роста поступлений в 2016 году на 36 млн. руб. по сравнению с 2015 годом. И по местным налогам и сборам налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ поступило на 21 млн. руб. больше, чем в 2015 году и составило в 2016 году 179 млн. руб.

Проведём анализ структуры поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за период 2015-2016 гг.

Анализ данных представим виде таблицы 3, а также графически на рисунке 1.

Таблица 3 Анализ структуры поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за период 2015-2016 гг., процент

Показатель

Анализируемый период

2015

2016

Отклонения, п. п.

Поступило платежей в консолидированный бюджет РФ, всего

100

100

-

из них

Федеральные налоги и сборы

90,14

89,11

-1,03

Региональные налоги и сборы

5,72

6,37

0,65

Местные налоги и сборы

1,44

1,60

0,16

Налоги, предусмотренные СНР

2,70

2,92

0,22

В структуре поступлений доходов в консолидируемый бюджет РФ в 2015 году наибольший удельный вес занимают федеральные налоги и сборы и составляют 90,14%. Удельный вес региональных налогов и сборов, составляют 5,72%. Налоги, предусмотренные СНР занимают 2,7% и местные налоги и сборы составляют 1,44%.

Рис. 1 - Структура поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 год, процент

По данным таблицы 4 и рисунка 1 видно, что в структуре поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в 2016 году в целом произошли изменения. Поступления федеральных налогов и сборов составило 89%, которые снизились на 1,03 п. п. по сравнению с 2015 годом. А по региональным налогам и сборам наблюдается тенденция к увеличению поступлений в консолидированный бюджет в 2016 году и составляет 6%. Также происходит увеличение поступлений в консолидированный бюджет по налогам, предусмотренных СНР, и по местных налогам и сборам. По налогам, предусмотренных СНР доля в 2016 году составила 2,92%, а по местным налогам и сборам – 1,6%.

 

[1] Юдахина Е. О новой системе налогового контроля // Практическая бухгалтерия. 2015. N 1. С. 69 - 73.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (12.12.2017)
Просмотров: 725 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%