Современный рынок синдицированного кредитования предлагает множество инструментов, позволяющих удовлетворить самые разнообразные потребности заемщика. При этом в зависимости от выбранной модели структурирования синдицированного кредита применяются различные способы юридического оформления сделки, наиболее полно отражающие специфику правоотношений в каждом конкретном случае.
С учетом разнообразия кредитных продуктов в российской и зарубежной доктрине выработана обширная классификация синдицированных кредитов, основанная на сложившейся практике применения синдицированного кредитования в международном хозяйственном обороте. Наиболее фундаментальной является классификация синдицированных кредитов по выбранному механизму организации предоставления денежных средств заемщику и распределения риска между кредиторами и иными участниками синдиката.
Руководствуясь указанным критерием, выделяют классический синдицированный кредит (так называемый «прямой» или «подлинный синдицированный кредит») и косвенный синдицированный кредит (называемый в международной практике «кредит участия» или «sub- participation»).
Прямой синдицированный кредит характеризуется тем, что участники синдиката действуют совместно уже на этапе заключения кредитного договора и выдачи кредита. Между заемщиком и всеми кредиторами- участниками синдиката заключается единый многосторонний договор синдицированного кредита.
В случае с косвенным синдицированным кредитом необходимая сумма денежных средств изначально предоставляется заемщику одним из кредиторов на основании двустороннего соглашения. Впоследствии первоначальный кредитор предоставляет каждому из участников синдиката долю в кредите с правом получения возвращенных заемщиком денежных средств пропорционально доле участия.
На международном рынке кредиторам доступны различные юридические средства для распределения участия в кредите, наиболее распространенными из которых являются механизмы, предусмотренные английским правом: новация (novation); уступка прав (так называемая уступка на основании закона - legal assignment); уступка прав и перевод долга (так называемая уступка по праву справедливости - equitable assignment); участие в финансировании (funded participation); участие в распределении рисков (risk participation)[1].
При заключении договора участия не происходит замена кредитора в синдикате, первоначальный кредитор, участвующий в синдикате, получает от своего нового контрагента (участника) денежные средства для кредитования заемщика. Сторонами договора участия являются первоначальный кредитор- член синдиката и участник, впоследствии присоединившийся к сделке. При этом договорных отношений между заемщиком и участником не возникает. Участие в кредите возможно в двух формах: участие в фондировании (funded participation agreement) и участие в распределении риска (risk participation agreement). В случае участия в фондировании участник предоставляет кредитору денежные средства. При участии в распределении риска денежные средства резервируются участником в пользу кредитора, предполагается, что кредитор воспользуется ими только в случае необходимости.
Именно указанная классификация лежит в основе деления рынка синдицированного кредитования на первичный и вторичный. На первичном
рынке банки-участники синдиката формируют базу кредитных ресурсов и предоставляют денежные средства заемщику. На вторичном рынке доли кредита продаются более мелким инвесторам, в число которых входят различные фонды, банки и иные лица.
Одной из основных задач стандартизации английской документации было стремление стимулировать развитие вторичного рынка, на котором кредиторы смогут продавать уже выданные кредиты. Для этого каждый участник синдиката должен иметь право передать свою долю полностью или частично третьему лицу без согласия иных участников сделки. В связи с этим первоочередное внимание в международных сделках синдицированного кредита в настоящее время уделяется вопросам оборотоспособности требований кредиторов.
Создание эффективного механизма оборота долей в синдицированном кредите важно и для российского рынка, в первую очередь с точки зрения операций рефинансирования. Возможность рефинансирования синдицированных кредитов в Банке России сейчас особенно важна, с учетом того, что крупным компаниям и проектам требуется финансирование, которое один банк в полном объеме предоставить не может[2]. Для создания достаточных правовых условий рефинансирования синдицированных кредитов в Банке России определяющее значение имеет возможность беспрепятственной уступки кредиторами своих прав по договору синдицированного кредита.
В декабре 2014 года Банк России направил в свои территориальные учреждения письмо с рекомендациями принимать синдицированные кредиты в качестве обеспечения при соблюдении нескольких условий. В частности, капитал банков должен быть не менее 300 млрд. рублей, в договорах синдицированного кредита, предоставляемых в качестве обеспечения не должно быть запрета на передачу прав требований третьим лицам, а также должна быть соблюдена процедура согласования порядка передачи прав требований третьим лицам. Однако на сегодняшний день пока отсутствует практика рефинансирования Банком России.
В связи с этим большую актуальность приобретает вопрос включения синдицированных кредитов в перечень залогов для рефинансирования в рамках Положения Банка России от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» что создаст дополнительные ресурсы для финансирования кредитования реального сектора экономики[3].
Кредиторы, как правило, стремятся свести к минимуму ограничения их права передавать свои права и обязанности третьим лицам. Кредитные организации часто используют права требования по синдицированным кредитам в целях рефинансирования. В связи с этим особенно важно, чтобы в договоре синдицированного кредита была предусмотрена возможность уступки прав (требований) по ним надзорным регуляторам или центральным банкам без ограничений, в том числе без согласия заемщика.
Российским законодательством и банковской практикой, на сегодняшний день, выработано несколько конструкций для передачи риска неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств по договору синдицированного кредита.
В частности, пунктом 3 Методики определения уровня риска по синдицированным ссудам Инструкции Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» предусмотрено два возможных способа передачи кредитного риска по синдицированной ссуде:
путем заключения соглашения, согласно которому новый кредитор (кредиторы) приобретает (приобретают) права требования по синдицированной ссуде (части ссуды), а также начисленным, но не выплаченным заемщиком процентам, неустойкам и иным платежам, и (или) обязанности по предоставлению заемщику кредита;
путем заключения соглашения (договора кредита, займа, депозита или иного юридически обязывающего соглашения) между кредитором (первоначальным кредитором, новым кредитором) заемщика по соответствующему соглашению (договору) о предоставлении ссуды и третьим лицом (третьими лицами), в котором определено, что указанное третье лицо (третьи лица) обязуется (обязуются) предоставить кредитору денежные средства в сумме равной или меньшей суммы, подлежащей предоставлению или предоставленной кредитором заемщику в соответствии с условиями соответствующего соглашения (договора) о предоставлении ссуды, и вправе требовать платежи по основному долгу, процентам, неустойкам и иным платежам в размере, в котором заемщик исполняет обязательства перед кредитором по погашению основного долга, процентов и иных платежей в соответствии с соглашением (договором) о предоставлении ссуды, не ранее момента фактического осуществления соответствующих платежей заемщиком.
Таким образом, как следует из системного толкования положений указанного нормативного акта Банка России, перемена лиц в обязательствах, вытекающих из договора синдицированного кредита по российскому праву, может быть осуществлена, как путем уступки прав требования и перевода долга (с применением правил главы 24 ГК РФ), так и посредством применения неизвестного российскому гражданскому законодательству механизма, содержательно близкого механизму участия в кредитовании, применяемому в зарубежных правопорядках.
[1] См.: Campbell M., Weaver C. Syndicated lending: practice and documentation. 6th edition. Euromoney Books. 2014. P.491.
[2] Из интервью старшего управляющего директора, начальник управления синдицированного кредитования Sberbank CIB Ю. Корсуна газете «Коммерсант». 2015. № 3.
[3] Вестник Банка России от 17.12.2007. № 69.
|